Классические произведения о подростках

Классические произведения о подростках и подростковой жестокости.

Вчера и сегодня прочла блестящие работы Сергея Кара-Мурзы.
 
Читая предисловие, я хотела было посмотреть в конец, узнать автора замечательного текста но, взглянув в тексте на инициалы в скобках, С. К.-М. сразу поняла:Сергей Кара-Мурза. Да и стиль узнаваем, легкий и текуче, неожиданно-"гуманитарный" и публицистически-метафоричный для в прошлом ученого-химика, а ныне философа, осмысляющего советскую историю.

Ну а сейчас с не меньшим увлечением прочла статью Кара-Мурзы 2004 года "Путин-песчаный генерал" - с неожиданным анализом одного места в автобиографии ВВП 2001 года, где он сравнивает свое детство и отрочество в ленинградском дворе с бразильским фильмом "Генералы песчаных карьеров", актуальный в его юности. Автор разворачивает из походя оброненной фразы про джунгли большого города целый социологический и философский трактат о смене поколений с своей у каждого системой координат и ценностей, мировосприятия.

Удивительная материя:наша память. Если бы я спросила себя:как называлась та повесть бразильского писателя Жоржи Амаду, что я читала в библиотечной книге давным-давно и оставила тягостное впечатление, то я, пожалуй, не сразу вспомнила бы. Но начав читать разбор Кара-Мурзы, я сразу догадалась, что это экранизация того самого романа, не очень большого по объему, "Капитаны песка" Жоржи Амаду. Повествование об отверженных подростках бразильских трущоб.  А теперь советую   читателю этих заметок прочесть статью Кара-Мурзы и только потом роман Амаду. "Капитаны песка" Жоржи Амаду, как и "Повелитель мух" Уильяма Голдинга, как и "Чучело" Владимира Железникова - публицистично-заострённые, но в эмоциональном плане тяжелые книги, объединенные темой подростковой стадности и жестокости. Вот у Макаренко герои тоже беспризорники, но такого тягостного впечатления не оставляет, как произведения о жизни дна капиталистического мира. Видимо, всё дело в социальном оптимизме/пессимизме. Книги Антона Семеновича Макаренко оптимистичны. Возможно вспомнить и "Республику Шкид" и "Кондуит и Швамбранию" Льва Кассиля. Ну и Гаврош из "Отверженных" Виктора Гюго.
А все-таки:мир подростковой жестокости разнится:на фоне буржуазного мира("Повелитель мух" Голдинга); на фоне начала новых "производственных отношений" в раннем СССР(Макаренко); на фоне увядания социализма("Чучело" Железникова).  Макаренко сказал Новое Слово в перевоспитании-переделке природы- но по-настоящему услышан и впитан не был.

  23/02/2020

Исключительно интересно:
http://makarenko.edu.ru/pedpoemill.htm
Иллюстрации разных художников разных изданий "Педагогической поэмы" Макаренко.
Листы с иллюстрациями.
Здесь представлен из этого собрания один рисунок:

"Педагогическая поэма"

(Иллюстрации художника И.Л.Ушакова)

http://proza.ru/2020/11/06/1957
Классические произведения о подростках
 


Рецензии
Есть замечательная трилогия Фриды Вигдоровой "Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка" , посвящённая истории ученика А.С. Макаренко С. Калабалину (Карабанову)и о детях, которых они воспитывали в детских домах вместе с женой Галиной (черниговкой). Ее же повесть "Мой класс". Трилогия Рыбакова "Кортик", "Бронзовая птица", "Выстрел". Многие произведения А. Алексина, например "Безумная Евдокия". А из иностранных могу вспомнить Стивен Кинг "Тело", "Керри","Кристина", всю серию Роуленд про Гарри Поттера, Харпер Ли "Убить пересмешника", Сью Таунсенд "Тайный дневник Адриана Моула"... . Мне кажется, вы не правы фокусируя внимание только на двух, действительно тяжёлых романах Голдинга и Амаду. Даже среди тех немногих книг, которые я перечислила, несмотря на некоторые печальные моменты и даже элементы жестокости и стадности, в целом показана настоящая дружба, взаимовыручка, первая любовь. Не надо противопоставлять "социалистический" и "буржуазный" мир - люди везде одинаковые.

Елена Каллевиг   09.11.2020 09:29     Заявить о нарушении
Да, конечно, Елена, список можно пополнять и пополнять. Только в эссе я развила мысль проф. Кара-Мурзы, который в свою очередь ссылался на реплику ВВП(про "джунгли большого города", в котором он рос, кстати питерский). Но и Санкт-Петербург у каждого свой. У вас наверняка Ленинград был в детстве отличающимся от подростков рабочего класса северной столицы. Могу судить и по тому что вы дочь известного ученого, и вашим воспоминаниям в которых поразительные детали того, как вы здоровались с взрослыми артистами, которых знала вся страна. как играли с детьми в одном дворе. Социальное расслоение было и при социализме, может быть, не настолько резко выраженное, как в капиталистическом мире. но не менее морально гнетущее, и детей, и взрослых. Это и стало главным двигателем развала советкого строя. Привилегированность слоя бюрократии, партийных руководителей, верхушку интеллигенции(профессура, народные артисты те же). А декларировалось-то равенство всех. Люди везде одинаковы, да. Но в Бразилии или США много, тысячи и тысячи беспризорников, и никому до них нет дела. .. Социализм отличался по большому счету только одним преимуществом:госуарство гарантировало социальную защиту на определенном уровне - каждому гражданину и гражданке. А США и Западная Европа, сколько можно судить, по прежнему остаются странами великих контрастов. При этом и мир капитализма неоднороден. Есть и кап. страны с хорошо развитой программой социальных гарантий населению. Здесь работает много чего, нет общих схем для всех.

Из перечисленного Вами...
В следующем комменте... Я пишу с паузами, выдавая квантами :))Как квантуется энергия, свет.

Зера Черкесова 2   09.11.2020 18:59   Заявить о нарушении
Да, я помню колоритных персонажей А.С.Макаренко, он был гениальный педагог, и не менее даровитый писатель, редкое сочетание. Никто не описал бы его опыт лучше, чем он сделал это своим пером.
С.Калабалин(прототип Карабанова) и его черниговка Галина создали свою колонию, но судьба Калабалина трагична. Об этом писал сам Макаренко.
Вообще, я смотрела потом экранизации "Пед. поэмы" и "Флагов на башнях" - по-моему, это не так хорошо и блестяще вышло, как у Макаренко, а сейчас вряд ли сумеют создать экранизацию равную лит. источнику, только испортят.
-----------
А Анатолий Рыбаков, да "Кортик", "Бронзовая птица", "Последнее лето детства"- это любимые фильмы нескольких поколений юношества, а я читала и повести. Вот до "Детей Арбата" никак не доберусь.

Анатолий Алексин(снова тезки), нам давали в программе чтения на каникулах, помню "Мой брат играет на кларнете" и еще.. А вот "Безумную Евдокию" знаю по названию, будет настроение, почитаю. Кстати, по Алексину запомнилось кое-что, напишу в статье выписку из повести.

Стивен Кинг, я смотрела пару экранизаций Голливудом его произведений. Кажется, для меня это слишком хоррор. Хотя, считается, что это очень сильный писатель, как посоветуете?

А с Джоаной Роулинг у меня не сложилось. Я откровенно не понимаю, чем она так пленила весь мир, или это больше реклама? Или может быть мне уже не подошли фантастические истории, густо замешанные на мистике - я их по-своему прошла на других произведениях и кино. Но я не понимаю, какой воспитательный заряд несут подобные книги. Сказки-не сказки, не понимаю...

Харпер Ли и Сью Таунзенд - для меня пока нечитаные имена, хотя слышала.

Фриду Вигдорову я посмотрю в интернете.

Ну что еще можно вспомнить?
Если хорошенько поскрести детскую память, то можно вспомнить еще: ой, много...Лучше я второй частью...Спасибо, что осветили эту тему. В доме выписывали многие издания и я в частности читала журналы для подростков, вот в них много чего было, ну и детская библиотека. и школьная и районная. Я всегда была книгочейкой, а сейчас не знаю никого кто регулярно посещал бы библиотеки и думаю, они вообще продолжают работать? В Национальной библиотеке Отдел Искусств мой всегда был пустой, очень редкие посетители. То же Отдел иностранной литературы, куда я захаживала. Там чаще занимались студенты языковых факультетов. Но вот например в Абонементе худ. лит. Нац. библиотеки народ всегда толпился, выстраивался в очереди. Также в главном чит.зале. Не представляю этого сейчас. у всех интернет...Но и им рационально пользуются единицы. А отдел периодики - дверь из чит.зала вела туда и я часто засиживалась, листая подшивки газет и журналов, всё-то не выпишешь на дом, а периодику вообще на дом не выдавали, но смотреть и читтаь все это хотелось... а было это сравнительно недавно, но уже вряд ли люди читают бумажную прессу, журналы те же-они давно есть в интернете.
Что же будет с библиотечным делом?...

Зера Черкесова 2   09.11.2020 19:21   Заявить о нарушении
Ссылку на вторую часть здесь оставлю.

Зера Черкесова 2   09.11.2020 19:24   Заявить о нарушении
Да, и не забыть. Вы посоветовали мне как бы аналогом "среды носителей языка" - смотрнеть фильмы на английском. Продолжая эту тему, может быть, стоит как раз начать с фильмов для подростков:словарь как бы ограниченнее, чем в фильмов для взрослых, многое понятнее из контекста происходящего на экране и в целом позитив гарантирован в отличие от взрослых фильмов, которые выбрать не так-то легко для такой цели. Какие е смотреть? Я никаких не знаю, кроме Диснея:))Но из Диснея ну не то чтобы выросла, великое не ржавеет, но что-то ближе к...Опять же Роулинг с Гарри Потером не моё. Вот был чудный фильм американский а названия не ... Голубая луна? Девочка лет 7-9 и мужчина, девочка находчивая и коммуникабельная, а мужчина который почему-то был с ней на всем протяжении фильма-нелепый и постоянно спасаемый малюткой, смешной был фильм...Пересмотрела бы. Нужны положительные эмоции!

Зера Черкесова 2   09.11.2020 19:34   Заявить о нарушении
Это ч/б кино-классика 50-х, если не ошибаюсь. Еще фильм помню, страый голливудский "Питер", так кажется. О мальчике тоже весьма авантюрном типа Гавроша.

Ну на днях пересмотрела 1 серию "Назад в будущее!"-вот, пожалуй, подойдет.

Зера Черкесова 2   09.11.2020 19:36   Заявить о нарушении
Одно только плохо:в голливудском кино очень много и очень быстро говорят, говорят. Михаил Чезов справедливо подверг критике и американское кино, и советское 30-х. Письмо Михаила Чехова советским кинематографистам. Советское кино он разнес за утрированную скандированную театральность диалогов, как не говорят в жизни(но как раз для изучения языка в самый раз). И за "мхатовские паузы" - "пока герой размышляет молча, можно выкурить сигарету", в американском кино такого не бывает, действие стремительное, а речи быстрые и не прекращаются ни на миг- "чтобы скрыть бессмыслицу":))

Зера Черкесова 2   09.11.2020 19:41   Заявить о нарушении
Но довольно, я вас утомила.
Поправляйтесь, больше позитива! - свой мир мы должны выстраивать сами.

Зера Черкесова 2   09.11.2020 19:42   Заявить о нарушении
"Один дома" 1, 2, 3- тоже смотрели, о подростке Кельвине и его приключениях.

Зера Черкесова 2   09.11.2020 19:43   Заявить о нарушении
Но в Бразилии или США много, тысячи и тысячи беспризорников, и никому до них нет дела. .. Про Бразилию не скажу, не была, а вот насчёт США вы глубоко ошибаетесь. Никаких толп беспризорников здесь нет после конца Великой депрессии. Раньше было множество церковных приютов, теперь более распространены "foster homes" - семейные детские дома. Очень широко распространено усыновление. За детьми стоят очереди и не от хорошей жизни американцы едут в Китай за детьми - процедура усыновления ребенка из-за границы стоит от $30000 до $70000.

С.Калабалин(прототип Карабанова) и его черниговка Галина создали свою колонию, но судьба Калабалина трагична. В смысле "трагична"? Да, он потерял сына, у него были проблемы в работе, но он дожил до 69 лет и умер на посту директора детского дома.

Стивен Кинг, я смотрела пару экранизаций Голливудом его произведений. Хотя, считается, что это очень сильный писатель, как посоветуете? Я Кинга очень люблю, считаю писателем недооценённым, как ни странно. Его популярность как мастера "ужастиков" затмевает его другие достоинства. Не знаю, как в русском переводе, но по-английски он прекрасный стилист, особенно в ранних произведениях - позднее стал сильно увлекаться обсценной лексикой. Он поднимает важные и вечные проблемы. Одно из моих любимых произведений "Мертвая зона". Если откинуть мистику стоят вопросы - тебе дан дар -это тяжелый груз, можешь ли ты от него отказаться? Как далеко ты готов зайти выполняя то, что ты считаешь своим долгом. Люблю "Кристину" - глубинный вопрос- чем ты платишь, вкладывая душу в вещи? Много еще, но это для начала

"Вот был чудный фильм американский а названия не ... Голубая луна?" "Бумажная луна"(Paper Moon) . Блистательный фильм "Убить пересмешника"(To kill a mockingbird). Мой самый любимый "Dirty Rotten Scoundrels" для изучения языка совсем не детский, но тандем блистательных актеров , прекрасный язык, и увлекательный сюжет мне никогда не надоедают

Елена Каллевиг   10.11.2020 06:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.