Телевизор, как неприкосновенная святыня

Долгий прекрасный июль 2019-го я провёл в лесном лагере хиппи, под Старожильском, в Мари-Эл и возвращался на автобусе, через Москву в Петербург.

Первым (негативным) впечатлением от возвращения в большой социум стали непрерывно работающие телевизоры в салоне автобуса Йошкар-Ола - Москва. Экраны были включены в самом начале поездки и не выключались до 00.00 часов. Выбирая из довольно большой фильмотеки шофёр безошибочно определил, что вкусы пассажиров будут удовлетворены предельно плоским, аляповатым китчем с примитивным сюжетом, штампованными разговорами и дребезжащими песнями-белиберделками. Особо сильный эстетический оргазм у зрителей фильма должно было, по всей видимости, вызывать присутствие в кадре т.н. "звёзд" современной эстрады, игравших самих себя.

Моей способности пассивно экранироваться от потоков информационного мусора хватило на 20 минут.

Я прошёл по салону и обратился к водителю с предложением выключить экраны и продолжать путь в тишине. Шофёр отверг моё предложение, сославшись на то, что, мол, "Вот вы не хотите смотреть, а у остальных вы спросили? Они будут возмущаться, если я выключу". Мои доводы о том, что я не заказывал просмотр плохого кино в салоне автобуса и его показ является для меня навязанной услугой, действия не возымели.

Не став слушать мои дальнейшие аргументы шофёр велел мне сесть на место, напомнив, что перемещение пассажиров по салону автобуса во время движения запрещено, и предложил обсудить этот вопрос во время остановки. Хитрый шофёр, как выяснилось, поступал дальновидно и эгоистично: после остановки его место занимал напарник и все разборки с пассажирами перекладывались на последнего.

Второй водитель подсел в автобус на месте остановки и появился в кабине только к концу стоянки. Выслушав моё предложение, он слово в слово воспроизвёл аргументацию своего напарника, так, как будто они читали одну, заготовленную для таких случаев методичку по общению с пассажирами или, как биороботы, были соединены информационной сетью и черпали из неё заранее заданные ответы.

Пока свежий водитель устраивался в своём кресле, автобус оставался неподвижным и я, ничего не нарушая, имел право стоять в проходе. Воспользовавшись этим я обратился к пассажирам с такой речью:

- Товарищи, я предлагаю выключить телевизоры и продолжить путь в тишине. Кто за, поднимите руки.

Над спинками кресел взметнулись и почти сразу поникли две робкие руки.

- А я хочу фильм смотреть!!! - капризно заявила средних лет дама.

- Нет, выключать не надо, - рассудил толстый усатый дед с повадками и голсом отставного военного, - я думал он предлагает другой фильм поставить, а он хочет вообще выключить! Нет, выключать не надо, ещё чего!

Дед хлопотливо причитал, так словно с высоты своего авторитета и жизненного опыта уличал меня в каком-то кощунстве или попытке попрать нечто святое.

- Вот, мужчина, вы услышали ответ пассажиров, - попытался подвести итог обсуждения шофёр, - Чего вам ещё? Садитесь на своё место.

- Так, подождите, - упорствовал я, - мы не голосовали за то, чтобы смотреть этот фильм во время движения. Он был включен без предварительного обсуждения. Я предлагаю проголосовать и принять решение в соответствии с волей большинства. Пока я вижу только двух - за просмотр и двух - против. Остальные воздерживаются. Считаю уместным провести полноценное голосование...

- Да садись уже ты, демократ, хватит демогогою разводить! - круглое, морщинистое лицо сурового деда взвилось над сидениями, как поднятый по тревоге боевой вертолёт-штурмовик. Над священной традицией непрерывного поглощения развлекательной информации нависла угроза, что дало повод этому патриарху осознать себя в качестве защитника вековых устоев.

- Если не хотите голосовать, объясните тогда, - занудствовал я, - почему право одних - смотреть плохое кино выше права других - этого кино не смотреть?

Но шофёр уже почувствовал, что общественный консенсус не на моей стороне и подытожил:

- Хватит уже болтать, ехать пора! Хочешь тишины - выходи из автобуса и на дальнобое едь дальше!

- Да, да, - поддержал его круглолиций дед, - садись уже на своё место, оратор!

При этом ни один пассажир не выступил в мою поддержку.

Мне не оставалось ничего иного, как сесть на своё кресло.

- Хорошо, если вы считаете себя дебилами, то можете продолжать смотреть эту хрень. - высказался я напоследок.

Единственное, чего мне удалось добиться своим демаршем - это то, что вместо аляповатого вздорного китча водитель включил более-менее терпимый фильм о жизни на женской зоне.

По его окончании тут же, в режиме non-stop, началась убогая мелодрама с примитивным сюжетом и клешированными диалогами. Истязание отходами современного российского кинематографа неумолимо продолжалось до самой полуночи, заставляя меня 100 раз пожалеть, что я не захватил с собой в салон беруши и фонарик для чтения в темноте.

Ближе к 23 часам некоторые пассажиры уже начали дремать, а то и вовсе отрубаться, скрючившись причудливыми асанами в своих креслах, закрываясь от света экранов рукавами недонадетых курток и кофт. Однако ни один из них не рискнул покуситься на священнодейство сияющих мониторов и грохочущих на весь салон динамиков. Непонятно кем, когда и с какой целью заведённая традиция непрерывного поглощения видеоряда, навязанного человеку помимо его воли, воспринималась несчастными, как нечто неизмеримо более значимое и непререкаемое, нежели простая, физиологическая потребность во сне.


Рецензии