Про мой чемодан и вокзал...

  Горжусь своими почитателями. Много лет так выражали неравнодушие. Писали на адрес "Курской правды", нашли в газете "Таня" и адреса домашние не путали. И все публикации "на тему..." отслеживали.

  Это одно из многих их "талантливых произведений". А, может, стоило послушать - про вокзал и чемодан?.. Нельзя так преступно быть привязанной к родным пейзажам, к несуществующей уже пра-малой родине - Полгоре, "адресам Детства" и "клетчатым кабинетикам"!
Судьба  убедительно доказала: ВСЕ, за что цеплялась... "Все расхищено, продано, предано!.." Кроме, пожалуй, четырех времен года (глобальные изменения климата меня уже не коснутся) и родных пейзажей, если старательно обходить взором (убирали и не раз окрестные полянки , только это ведь - на один день ) весь ужас под ногами , а смотреть только на листву и небо :"Весной в России жить обидно, весна стервозна и капризна: сошли снега, и стало видно, как жутко з-на отчизна..."(Иг.Губерман). И не только весной, увы.

...Тем более, выбор был. И проблем с визами не было. В разные точки мира. Это теперь на ген. сайтах сотни людей ищут пра-прабабушку Марфу Захаровну с хутора Залупаево Залупаевской губернии, которая по слухам имела еврейские корни по своему прадеду Ивану Степановичу Кащенко.
 

 А про тот, цитируемый в коллажике, вырезанным из газеты заголовком, материал... Как-то не привыкли в нашем родном краю еще тогда к подобной откровенности в бывшей обкомовской газете.

  Все, что знаю на эту тему, знаете, пожалуй, и вы. Потому просто восхитил тогда один звонок(их много было) - бывшего партийного функционера из нашего, курского, Белого дома(на заслуженном отдыхе к тому времени был). Никаким боком к теме отношения он отродясь не имел: стопроцентный славянин.  Сказал: "спасибо" и еще сказал: "Жаль, что такие публикации не были возможны в мое время". И еще, что ему всегда было стыдно за некоторые негласные разнарядки и неофициальные"табу". "Но...такое было время"...
 
  "Времена не выбирают: в них живут и умирают". Просто есть люди с пещерным мышлением и нормальные. Свободно мыслящие и живущие в вечной клетке стереотипов и "барин рассудит"... И это не только по поводу "сакральной темы".

 "...Пройдитесь по аллеям еврейского кладбища. Коренным курянам знакомы многие имена и лица на памятниках: врачи, спасшие не одну жизнь, любимые учителя, известные музыканты, адвокаты, просто хорошие, веселые, добрые люди…
Разве думала моя добрейшая и мудрейшая бабушка Сара, в трудные тридцатые взявшая из приюта двух сестричек-сироток к своим четырем и всю жизнь делившая людей только на хороших и плохих, что кому- то, уже после ее смерти, не понравятся ее фамилия и национальность?

 Трудно найти более славянское лицо, чем у моей еврейской бабушки — русоволосая, светлоглазая, в отличие от жгучего красавца-брюнета деда. Имея всю жизнь более чем скромный материальный достаток, она всегда помогала людям, прикармливая всех, кого можно — деревенских сотрудниц тетки, живших на квартирах, соседских детей. Гостеприимная, ни минуты не сидевшая без дела, умевшая сварить «суп из топора». Сколько замечательных и вкуснейших рецептов постных блюд из самых простых продуктов она знала и сочиняла! Маленькая и стройная почти до глубокой старости, она была бесстрашной и открытой. В детстве в маленьком украинском городке была грозой мальчишек, защищая своих многочисленных братьев и сестер: «Хлопцы, тикай, Сорка иде!»
   
   В конце войны к ней в дом на улице Дзержинского (где они, те старые дворики с арками! На их месте, в самом центре города, на «Полгоре» много лет — длинные заборы, закрывающие пустырь) забрел пленный немец весьма жалкого вида, хотя и могучего сложения. Он просил есть. В первый раз, наверное, не дрогнуло жалостью бабушкино сердце, откуда только сила взялась в маленьких руках! Она вытолкала его с деревянной лестницы: «Ненавижу! Ты моего сына убил!» До конца жизни она ждала своего в 17 лет ушедшего в полковую разведку и убитого зимой 45-го года Фимочку.
Могила моей бабушки — одна из последних на том кладбище, она умерла в 73-м.Кому могли помешать эти давно отшедшие в лучший (хочется верить – в более справедливый, гармоничный) мир люди?... "
 Цитаты из материала ("Мой дед похоронен на еврейском кладбище" - он есть здесь, на сайте).

  А вообще речь в нем шла(кому лень читать весь) об очередном погроме на еврейском кладбище. Но... о косности и о том, что осуждал тот человек из бывшего партаппарата...
 
  Иллюстрация к теме не замедлила. Обозреватель на летучке материал похвалил, но, старый и талантливый журналист, не преминул заметить: "А стоило ли, Татьяна, делать акцент на вандализме именно на этом кладбище? Вот на военном не так давно тоже памятник разбили."

   А еще один коллега, из другого поколения (нашего, потерянного - "между стульев"), и тоже, кстати, талантливый(впрочем, тот "послевчерашнего" всегда вставлял реплику "против"): "А у меня на Никитском отец похоронен.. Там тоже пару лет назад разбили памятники."

  - " Вот и давайте не будем вспоминать об этом постфактум! ВЫ, Ф.Е, пишите о Военном, ты, А.С., пиши о Никитском, а я буду о том, что никто и никогда из вас не напишет. Тем более, фашистских знаков больше нигде и никогда не нарисуют". Ну, и кое-что еще прибавила, более эмоциональное.

  И стало мне, как тому старому партаппаратчику, стыдно. За шитое белыми нитками. За то, что такое возможно. За то, что можно это озвучивать вслух. И страшно, потому что... люди пещерны и необучаемы.


Рецензии