Продолжение повести Скиф, страниц -22 23-31 32-40

 
                Глава 11. Арпад, брат.
Пришлось Максиму  отвечать:
      « Звать меня Максим, так я себя сам зову, для краткости, мой дидько Стефан зовет меня Максимилиан. Я скиф, когда моего хозяина убили, дидько Стефан меня забрал к себе, он иеромонах греческой веры, меня окрестил. Научил меня понимать веру, знаю утренние и вечерни молитвы и другие. Это мой пес Дружок. Передо мной явился старец, который посла меня к тебе, спасти тебя. Кто он, не знаю, но думаю, он святой, может быть один из апостолов. Я не задумывался. Просто принял его слова, и пошел к тебе. Вот и все мои дела. По нашим с дидькой подсчетам мне 16-18 зим. А тебе вижу два десятка зим. Так»?
Арпад глянул на меня пристально и ответил: « Да. Мне 21 зима по твоему, а по нашему 21 весна. Она весна дает начало года, а значит и жизни всего, что нас окружает и нашей жизни. Вот так-то, брат мой. Пошли ко мне. Вот ту гору перевалим, и мы окажемся у меня дома». Мы встали, я собрал все в мешок свой и мы пошли. Впереди Дружок, за ним показывая дорогу Арпад. Поднявшись на гору, мы внизу, сквозь марево, увидели внизу реку, за ней постройки хижин. Показывая рукой вниз Арпад рекл:  «Та, вот река наша мадьярская река, впадает в Дунай реку мира. А то селение наше. Давай переждем ночь здесь, разожги костер, наши увидят, кого нибудь пошлют узнать, кто просит помощи».
Я так и сделал. Мы поели остатками, что остались, и после молитвы Арпад нам с Дружком рассказал: «Я служил в войске цезаря, принимал участие в сражениях, за цезаря, за Христа как мне говорили. Но. я так понимаю, за цезаря? Да. Отстаивали границы страны его и завоевывая новые. А вот за Христа? Да. Мы несли мечом дикарям веру во Христа. Но душе у меня, видя мертвых детей, жени стариков, я возмущался: зачем их убивать? Разве нельзя был  принимать их в новую веру, не убивая их? Вот что меня угнетало в службе в войске цезаря». Мы за разговорами не заметили, как уснули. Утром услышали вой волка, Дружок спрятался за меня. Арпад свистнул, вой прекратился и через мгновение не далеко от нас на камне возник белый волк.
                Глава 12.   Белый волк.
гордо держа голову, и смотрел в нашу сторону. Арпад крикнул: «Белый»! Тот огромными прыжками приблизился к нему и облизал его. а потом, рыча, посмотрел на Максима и щенка. Арпад сказал ему, как человеку: «Ну-ну, Белый! Это мои, а значит и твои уже друзья. Познакомься с ними». Волк посмотрел на Арпада с недоумением и подошел к нам. Сперва меня обнюхал, потом Дружка. Тот завилял перед ним своим куцым хвостом.  Потом подошел к Арпаду, потерся об него и заскулил как собака, облизывая его. Арпад ему как старшему брату стал объяснять, где был, что с ним случилось. Сказал, показывая на Максима и Дружка, что они спасли его от смерти.

Максиму показалось, что в глазах волка блеснула благодарность за спасение. Потом он завыл и бросился в сторону горы, что стояла неподалеку от нашей.  Арпад сказал, к никому не обращаясь: «Вот и увиделись с тобой, мой старший брат». Вздохнул тяжело и предложил нам спать.
Мы спокойно уснули, зная, что нас охраняет белый волк. А на рассвете, проснувшись мы увидели как от того берега в нашу сторону отошла лодка с каким-то человеком. Арпад предложил нам поспешить, за ними скорее плывет его младший брат. Так вскоре и оказалось.
По дороге Арпад познакомил их со своим братом Золтаном. Вскоре они пристали к берегу реки Тисса. Пока плыли к берегу, на нем собрался народ. Встречающие загалдели, когда узнали в лодке старшего сына вождя. На берегу во главе все стоял стройный поджарый не молодой муж. С усами стрелками расходившиеся от носа. В конце закрученные к верху. Арпад степенно к нему подошел и поклонился в пояс, го поднял. С виду князь. По одежде определил Максим.
 А Арпад, после приветствия сказал. Ко все обращаясь:
   - Это мой побратим Максим. Он меня спас от смерти. Максим приблизился к князю и поклонился до самой земли, отдавая дань отцу Арпада. После князя остальные стали подходить к Максиму, знакомясь приобнимали, похлопывая по плечу, что-то приговаривая.

          Глава13. Мадьяры(венгры).

 Князь пригласил ко дворцу всех встречающих парней.
 Застолье собралось великое. На столах стояли угощения. Фрукты, овощи сырые, варенные, мясо птиц, зайцев, зозуль горных, которых еще  не встречал Максим. И вдруг зашли девушки во главе одной девушки Максима лет и молодая женщина  ребенком на руках. Сначала подошли по очереди к Арпаду. Женщина, аки понял Максим, Арпада жена. А девушка оказалась сестра.
 Мария подошла к Максима и сказала на Максима языке:
   - Спасибо за брата. Арпада брат и мой брат. И лукаво глянула на юношу, как тот помрачнел, после слов Марии о брате. Так состоялось знакомство Максима с Марией.
 М тех  пор они стали видеться чаще. Встречи перерастали, в чувство любви.
               Глава 14. Любовь. Мариша.    

  Утром, Помолившись на своем привычном месте. На этот раз совместно с Маришей. Хотел поделиться своими планами с Маришей, но, она первая раскрыла свой красивый ротик:
          _ Максим, я получила разрешение моей мамы. По нашим законам, этого хватит. Я иду к Арпаду с тобой. Лошади уже там. Не забудь, чья я дочь.(Максим заметил, что у Маришы больше чванства, чем у Арпада).Сев на свою Гнедую, а Мариша на свою, и  крикнув своего любимого пса, они поехали к Арпаду. Приехав на стоянку пастухов, они застали Арпада на разжигавшем костер. Над костром висели три куска козули. Приветствую вас мои родные. Теперь я вижу и уверен, теперь ты Макс не откажешь мне называть тебя моим по праву – братом? Максим с недоумением уставился на Арпада. Они, что колдуны?
    - Мы не колдуны, я этого не признаю. Я давно хотел тебе сказать, мой брат,  мы одной веры. Теперь я могу навешать на свою грудь крестик, который мне повесил мой побратим Лютый из рода Россов из Тмутаракани. Он меня со своими братьями окрестили  еще в Византии. Мне приходилось прикидываться невинной овечкой, за мной ходили псы царя Константинополя, который был в распрях с базилевсом, которые грызлись за власть. Я спас жизнь Лютого, он меня в благодорность научил молитвам. Нашему Господу Иисусу Христу.
Это долгая история, как нибудь расскажу. Сейчас не до того. Ночью, ко мне привела Мариша отца, мы долго говорили. Он согласился готовить Жоза на свое место, ханом. Ведь я по нашим обычаям должен был взять власть, после смерти отца. Как ты видел отец еще крепкий, а мне нужно раздолье, свобода. В вдвоем мы бы неужились. Так, что я все равно бы, уехал с тобой мой брат. Мариша привела лошадей, мое оружие. Ты себе взяла оружие? Она вынула, из- за плечного мешка, странное оружие. Это как она сказала  самострел, им может управлять даже женщина. Вот этим крючком натягивается струна, сюда вставляется  стрела - болт и все, можно стрелять. Он стреляет болтами. Показала короткие бронзовые стрелы.  Сказала: « как  приедем я попрошу вашего кузнеца делать такой же. Пообещала при оказии, показать как оно, это оружие стреляет».
 Каждый привязал к своему основному коню, запасного коня.
    - Твоего, Максим коня, зовут Тур. Так его назвал Мадьяр. Он когда был мал, бычился как тур. Это заметил Мадьяр и дал ему это имя. За разговорами, мясо зажарилось. Они втроем помолились и сели трапезать.
Максим был рад. Он не только заимел друзей, будущую  жену, брата но, и брата и сестру по вере. Вот так по воле Божией организовывается братство. Когда они закончили есть, встали, помолились. Максим подойдя ко своим лошадям потрепал их за гриву, не делая различие между ними. Давая им понять, они оба для него родные. Свистнул, тутже, появился Дружок, на ходу облизываясь. Он за это время,  заметно подрос. Да, подумал Максим, время уходит. Уже близится конец лета. Как там дидько Стефан, брат Рикша? Ничего и он уже настроился на обратный путь. Так хочется обнять любимую, но знал, пока не окрестится Мариша, Пока их не благословит дидько, ничего нельзя сделать, бо грех. Все сели на лошадей, Арпад вынул какую то коробочку, говорит компас, он покажет дорогу к Дунаю. Можно было бы по Тисе доплыть до Дунаю, но обстоятельства изменились. Все приняли безоговорочно старшинство Арпада, бывшего, как они знали воина. Выбрав направление они гуськом; в переди Арпад со своим запасном коне, за ним Мариша со своим  в руках оружием. За ними Максим с запасным конем, копьем в руках, и рядом бежавшим Дружком рысью поехали.

   Тема 3.   Домой.    Глава 15.Старшенство брата.


Максим на привале объяснил:
            - Дидько Стефан рассказывал,  что  их дом, находился на берегу Дуная, в 250-300 верст от города Плиски. Арпад вытащил из своего мешка свиток, развернул его, показал Максиму и сказал:
 - Это карта, у меня как младшего командира византийского наемного войска, не должно быть. Но мне , за перстень золотой, достал перед побегом мой друг, пресвитера Димитрия Давид. Он из племени аланов. Как оказался в услужении пресвитера, как нибудь расскажу, это не так важно. На карте провел нитку ногтем, это приблизительно дорога к твоему дому Максим. Так что, идем правильно. Так мы, чередуя, с Арпадом, жарили мясо. Однообразная дорога убаюкивала нас. Для разнообразия, мы устраивали скачки на конях, все трое. Мариша показала, что она прекрасная наездница, держится на коне уверенно. Но когда она на ходу, сбила летевшего гуся, я был поражен. Но оказывается он имела еще один талант: она как то вечером, запела. Это для меня была неожиданность, я еще не слышал песни, если не считать  гусляра,  что пел у моего бывшего хозяина. Арпад с Маришей решили мне сделать сюрприз. Сегодня пообещали спеть песню:
     - Будем втроем петь. -  Я согласился с удовольствием.  Так мы проводили свои дни. Скучно не было. Заехав на одну из гор, мы внизу увидели селение. Арпад предложил заехать, а чтоб к Марише не цеплялись местные парни, вы будете  муж и жена.  Я вас благословляю. Жаль молитв обручальных не знаю. Бог вас простит. Я поделился, боюсь, чтоб дидька Стефан не наругался. Арпад сказал: - Я как брат, за тебя поручусь. Не бойся, Мариша твоя. Поцелуйтесь, мы робко поцеловались. Он засмеялся: - Лиха беда начало.  Мы начали спуск. К вечеру, приехали в селение. Нас недалеко от селения,  встретили на конях. Оказались, это племя валахов.   
                Глава 16.  В А Л А Х И.
          С 12-19 веков упоминается валашский язык,  который после чистки языка от славянизмов и образования Румынии в 1860 г. и стал называться румынским. Валахи составляли основное население княжества Валахия(14-19 века) вошедшего в состав объединенного княжества Молдавии и Валахии в 1859 г.и после образовании Румынского королевства.      Валахи или волохи,- общие предки для всех восточно -  романских народов Европы,- сформировались в ореале, охватывающем север Балканского полуострова и прегорье Карпат, на основе группы фракийских племен, подвергшихся в первых веках н.э. романизации.     Влахи известны и в северо – западных частях Балканского полуострова – Сербии, Боснии,  Далмации, Хорватии, Истрии, а также к северу от Дуная в южных Карпатах _ Трансильвании, Валахии, и Молдавии.
            По ныне на Балканах существуют несколько этнических групп, называющих себя «влахи».
    =  Как я уже говорил, к вечеру спускаясь с горы, мы встретили группу воинов, называвших себя валахами. Их военный предводитель, сбежавший с Византии.
             _ а его не Бояном  звать? – спросил Арпад.
            Валахи ошелемленно переглянулись: - А ты откуда знаешь нашего предводителя?
               - Вы ведите к нему. А он если захочет, скажет вам.
Один воин рванул на лошади в селение, а остальные, окружив нас, повели не спеша, в сторону селения. На окраине селения в нетерпении стоял воин в доспехах и всматривал в нашу сторону. Поъехав, Арпад спрыгнул с лошади, и они бросились друг другу, на встречу. Встречу двух друзей надо было видеть, словами не передашь. Мы с Маришей так же спрыгнули на землю. Арпад представил нас:
         -  Боян – булгар, наёмник.  Мариша, сестра моя, а этот юноша ее муж, мой побратим.   Ты не гляди на его молодость. Он уже успел меня спасти от смерти.(Потом расскажу). Повел нас к сельскому атаману.
          Возле дома, покрытого соломой ; толи  ржой, толи пшеницей, на  дубовой чурке, сидел крепкий муж, волосы на голове иссине - черные, усы и борода такая же. Он встал, мы ему поклонились в пояс, он нам в ответ слегка наклонил голову. Боян представил нас. Узнав, что Мариша моя жена,  Георгиу – князь, не поверил. Мы с Арпадом переглянулись. Я вроде бы нечаянно поправил висячий на боку меч.  Он заметил мой жест, улыбнулся слегка. Я понял, будут осложнения. Тихо буркнув Марише, чтоб была возле меня неоступно. Она слегка улыбнулась мне, как бы говоря, не бойся, я могу постоять за себя. Но в ответ тоже буркнула: «Спасибо»,  и приобняла меня за плечи, давая атаману понять, что это правда, они муж и жена. Давид, увидев наши потуги, сказал:
              - Ребята, ничего не бойтесь, я собью с него, его спесь. Но я - то не успокоился. Георгиу обошел наших лошадей и говорит:
        - Кто со мной на перегонки поскачет. Глянул на меня, потом на Арпада. Арпад не дал ему больше ничего сказать, сразу же:
        - А давай ! Отсюда и до того граба и назад.
 Георгиу свистнул, к нему подошел конь. Стройный вороной,  с  короткой гривой. Георгиу прыгнул на него, подъехал к Арпаду. Переглянулись и, только  свистнули, и сразу же взяли в галоп. Ох, и бешеная скачка была.  Как вместе сорвались в галоп, так вместе и примчались к нам вместе. Лошади были в пене. Боян свистнул. К нему подошли два юных валаха, он что то сказал им, видно по валашски, они взяли лошадей за уздечки, и повели их , чтоб успокоились, и остыли. Мои и  Маришины были не так уставшие, как Арпада и Георгиу лошади, на которых они соревновались. Георгиу смеясь, сказал:
        - Вы не удивляйтесь, что сделаешь, если цыганская и валашская кровь бурлит. Вечером устроили пир. Меня  очень заинтересовали их танцы. Мне очень понравились и танцы девушек,  и молодых юношей. Он не похож на первый танец, медленный, но тоже, очень хорош.  Мы, это Мариша, Арпад , я и Боян, сидели отдельно. Среди бала, Боян вдруг пожалел:  - Жаль, Лютый захотел разведать рядом стоящий цыганский табор  по старой, наёмной привычке поглядеть на новенькое. Вот и попросился у этого приятеля в отъезд. Но ничего, увидитесь еще, князе. максим видел, рвалась Мариша в танцы, но видимо помнила наказ Максима, той, помнила взгляд, того  придурка - Георгиу.  Решила, надо успокоиться, а то и  скандал будет.
          Кто-то Максима тронул за плечо, он повернул голову, рядом стоял, покачиваясь, Георгиу кивнул головой мол, выйдем. Максим встал и они пошли из-за столов за стодолу(сарай).  – Слушай юноша, - сказал Георгиу, - Отойди от девки, я ее беру себе. Икнув, он уставился своими буркалами(глазами) на Максима. С двух сторон, Георгиу обступили Боян и Арпад, Боян приобняв атамана сказал ему
         - Пойдем Бадицю (дядьку, по-валашски), завтра, а уже сегодня- всё решим, пойдем, пойдем, он настойчиво увлек Георгиу в КАСЭ МАРЭ (в большую комнату) дома. К Максиму и Арпаду подошла Мариша:
  - Что-то случилось?  Не успели они ответить, к ним подошел Боян. Перед всеми четырьмя, стоял один вопрос  Что делать? Тут же, вихрем к ним, на коне ворвался всадник. Соскочив с коня, тот повис у Арпада на шеи, с возгласом  «Друг мой, как я соскучился»!!! Арпад с изумлением в саднике узнал Лютого. Вот так, друзья, неожиданно  встретились, на просторах Карпатской земли. И это что?! Для вас автор приготовил еще сюрпризы.
 Лютый рассказал, встретил поближе к Днестру, народ, который себя называет – бурундеями. Это название ничего не говорило Максиму, но, он чувствовал, с этим народом, что-то его, в скором времени, свяжет. Эти люди , - сказал Лютый, бородатые, не очень опрятные, волосы всклочены, черные, отдают синевой, есть маленькие среди них. Но, есть и истинные богатуры.  Их родоначальник Бурундей, жили в окрестностях Чернигова, на берегах Десны – реки. Почему они, ушли с покоренных земли родичей, они, кочуя, уже забыли. Они же ушли от короля унгров(венгров) Белы. Они встретили народ, называемый себя цыганами,. Пришлось повоевать, их разбили, им пришлось рассыпаться т. е. разойтись. Так, что вы, еще встретите берендеев на предгорьях Карпат. Разрешите обратиться к летописи:
     В связи с тем, что мы зашли на территорию союза черных клобуков, куда по сведении (ПСРЛ), входили берендеи, вернее одно, из отошедших орд, от союза . Могу допустить, что берендеи, каким-то образом, оказались в этих местах.
      Обратимся к книге «Половцы» С.АПлетневой, входящую в серию «Страницы истории нашей Родины»:
           (здесь вставить карту из этой книге стр.69)
     «  …Итак, судя по первым летописным упоминаниям, основным этническим компонентом кочевых федератов были торки, обитавшие на всем русском пограничье(на правом и левом берегах Днепра ) до реки Южных Буг Здесь же упомянем еще об одном половецком образе, проникшем в русский эпос именно в рассмотренный нами в данной главе период. Это образ «поляницы», т.е. женщины-богатырши. Хорошо известно,  что в эпоху средневековья во всех европейских государствах положение женщины было чудовищно тяжелым. Христианская религия(как и мусульманская) способствовали этому.  Женщина была по их учениям, грязным «сосудом греха». Времена княгини Ольги – правительницы молодого Русского государства и опекунши своего сына и внуков – давно прошли и были забыты христолюбивым народом. Не могло быть речи в 11-13 в. О каких-то «поляницах» - русских девушках. Это, несомненно, были молодые половчанки. Характерно, что былинный Добрыня Никитич встретил «поляницу» в «чистом поле»,т.е., видимо, в степи, сидящей на добром коне. Победив Добрыню, «поляница» сунула его в мешок, притороченный к седлу. Это тоже, несомненно, кочевнический образ, тем более, что девушка не ранила Добрыню, а «сдернула» его с седла, что также является типичным приемом кочевников. В былине «поляница» названа дочерью короля «ляховецкого» Настасьей Никуличной, однако следует помнить, что имя половцев уже давно стерлось из памяти народной, женские тюрские имена не были распространены на Руси и не попали в эпос. Добрыня, после того как был извлечен из кожаного мешка под угрозой позорной смерти(«на долонь кладу, дрегой прижму и в овсяный блин да его сделаю»), согласился жениться на «полянице», и когда привез ее в Киев, то прежде всего девушку «привели» в верушку крещеную». Таким образом, она прошла обычный путь девушку-половчанки, взятой из степи (и наверняка из гор – автор) замуж за русского князя или простого воина: ее прежде надо было окрестить(дать ей христианское имя), а потом уже вести под венец. Свадебные обряды в степи (как и везде – автор) включали в себя и единоборство жениха с невестой (Липец,1983).Поэтому можно думать, что не только Добрыня, но и все привозившие жен из степи проходили сначала через языческих свадебный обряд, а по прибытии на родину – подтверждали его церковным браками. И еще одно:
      Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщины-предкам сооружались святилища. Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы ( и плгибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне. Так и  возникал  в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда перешедших в русский фольклор».
 Теперь я с уверенностью пишу о берендейцев как русских, перешедшие в веру православную, со временем.
     Получились по-простому. Одним аулам берендеев понравились местные места, свободное от народов, заняли и выпасали свои отары  овец, лошадей. Звери им встречались. Так они осели на этих местах на этих землях. Боян рассказал Лютому, сложившую ситуацию. Лютый беззаговорочно заявил:
      - Ты, Боян, занимаешь определенную работу, я же ничем не обременен, поэтому я  еду вместе с Арпадом. Куда он туда и я. А ты как?
     - Парни, чтобы этот цыган не послал за вами погоню, я останусь, но не волнуйтесь, я вас  догоню. Забирай лошадь. Я приведу, вернее, постараюсь привести запасных. Езжайте с Богом пока этот цыган, именуемый  себя князем. Никто его не выбирал. Да ладно, теперь это не мое дело.
Продолжение следует.
               


Рецензии