Вечный огонь

В этот день, 6 ноября 1957 года, в Ленинграде на Марсовом поле первым в СССР был зажжён Вечный огонь.

Недавно я услышал в интернете песню, которая взяла за душу. Там есть такие слова:

« Над могилой в тихом парке
  Расцвели тюльпаны ярко.
  Вечно тут огонь горит,
  Тут солдат советский спит».

Как можно догадаться, песня посвящена Вечному огню  на могиле Неизвестного солдата в Москве. В столице нашей Родины я был дважды: в сентябре 1987 года и в мае 1991 года. Ездил не по туристической путёвке, а к родственникам, на тот момент проживающими в подмосковном Реутове. И каждой день я начинал экскурсии по Москве с Александровского сада и Кремля. Делал это не случайно.

Отцы двух двоюродных сестёр моей мамы на войне пропали без вести. Кто знает, а вдруг это один из них находится в той самой могиле Неизвестного солдата?! Своим посещением могилы и возложением цветов я отдавал дань памяти моим погибшим родственникам по линии мамы.

Поначалу я думал, что Вечный огонь в Москве на могиле Неизвестного солдата, который зажгли накануне очередного Дня Победы 8 мая 1967 года, был первым в стране, но ошибся. Этот огонь зажгли как раз от факела с Марсового поля в Ленинграде, который я посетил индивидуальным туристом.

А вот Вечный огонь в том же году в Кремле Новгорода (Ныне _Великий Новгород)  посетил в составе туристической группы. Огонь накануне Дня Победы в 1965 году зажгли с факела с Марсового поля. Что логично.

В год сорокалетия Победы довелось мне постоять, отдавая дань памяти советским солдатам и офицерам, погибшим в самой страшной войне, которые знала история, у Вечного огня ещё двух городов на Чёрном море: Новороссийска и Анапы. И там, и там Вечный огонь горел на площадях Героев.

Кроме Вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве мне особо запомнился  огонь в Брестской крепости. Город Брест я посетил в 1987 году с туристической группой. А запомнился мне он, наверное, потому, что в своё время, уже после войны в Бресте служил мой отец-пограничник. Вечный огонь там зажгли в сентябре 1965 года. Не сомневаюсь, что горит он там до сих пор.

Чего, к сожалению, не скажешь о современной Украине. И вот почему.

В 1979 году я ездил к брату, который служил в Севастополе. Посетили мы с ним и Вечный огонь на Малаховом кургане, который там зажгли накануне Дня Советской Армии 22 февраля 1958 года. Как я потом узнал, по техническим причинам его затушили в 1984 году. Да так украинские власти его больше и не зажгли. Вновь вспыхнул Вечный огонь на Малаховом кургане после того, как не только Севастополь, а весь Крым вернулся в Россию. Я несказанно рад за севастопольцев, ибо Малахов курган – это священное  для них место.

В советские времена кроме Севастополя, я посещал еще украинские города Киев, Одессу, Чернигов, Днепропетровск, Запорожье, но сейчас не уверен, горит ли там по-прежнему Вечный огонь, там, где он при мне горел? Не уверен, по понятным причинам: из школьных учебников украинских, говорят,  убрали упоминание о Великой Отечественной войне.

06.11.20 г.


Рецензии