Любимый образ заступницы русского человека

   
  6 ноября во всех православных храмах служатся особые почитаемые    богослужения в честь Московской иконы «Всех скорбящих Радость». Празднование установлено в память о чуде, произошедшем в 1688 году, в церкви Преображения на Ордынке. В церковном календаре есть еще один почитаемый день этой иконы, Петербургской, – 5 августа. Согласно преданию, царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, во время переезда царского двора из Москвы в Петербург в 1710-11 годах,  вывезла икону «Всех скорбящих Радости» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли вывезен в Петербург список с образа или подлинник, место которого занял список. Эта неопределённость  прослеживается во всех популярных справочниках по чудотворным богородичным иконам с XIX века: одни авторы придерживаются первой версии, другие — второй. Так или иначе, обе иконы «Всех скорбящих Радости» — и Московская и Петербургская, — в равной мере почитались как чудотворные.
 Ближе всех к святым у русского православного человека была Божия Мать. К ней обращались в трудную минуту скорби, болезней, невзгод, печали, с просьбами о помощи и заступничестве. Ей молились с надеждой обретения силы и надежды в сложных ситуациях. И эта икона, этот церковный праздник, как никакая другая подходила на данную роль.
     По традиции Божию Мать пишут на иконе в центре, во весь рост, в царском одеянии с венцом на голове. Божию Мать окружают страждущие и бедствующие люди: больные, просящие выздоровления, голодные, раздетые. После происхождения чудотворного происшествия на иконах «Всех скорбящих Радости» обязательным присутствием страждущих, которое стало обязательной ее чертой. Вверху иконы изображают парящих ангелов, совершающих благодеяния от имени Богородицы, и ряда святых, во главе с Сергием Радонежским, на лентах – тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Божией Матери. В облаках восседает с благословением Спаситель. В левой руке он держит Евангелие.
  Эта икона стала особо почитаемой и считаться чудотворной, после события произошедшего в Москве, в  1688 году.  Евфимия Папина, родная сестра патриарха Иоакима, получила выздоровление после моления у иконы в честь скорбящей Божией Матери, написанной в 1683 году Иваном Безминым. Это чудесное исцеление было сразу подробно описано в «Сказании об иконе». Но особый акафист, согласно которому в русских храмах возносились молитвы и читались стихири, были  написан только в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.
  Иконы с этим образом писались на дереве, отливались в металле, как одиночные иконы, нательные медальоны, трехстворчатые складни. В отличие от икон на дереве, где существует большое разнообразие иконографии изображения Богородицы, в литье на металле она изображается всегда без младенца со скипетром в руках. А вместо свитка в руке Богородицы изображали хлеб, что более точно соответствовало эпитету Богоматери «Всех скорбящих Радости» как «алчущих насыщение».
 В процессе  формирования, иконография иконы «Всех скорбящих Радости» так и не получила единой композиции. Их  можно проследить в большом разнообразии в виде различных вариантов. Так, по композиции и смыслу   можно отнести икону «Покров Пресвятой Богородицы», с изображением ее с покрывалом в разведенных в сторону руках, а внизу, изображение страждущих.
 Богоматерь «Всех скорбящих Радость». 1760-е годы. Вариант, соединяющий особенности иконографии «Покрова» и «Всех скорбящих Радости».
Еще один известный вариант икононографии  «Всех скорбящих Радости» - тип восхождения Богородицы на небеса.
 Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Начало XVIII в. Тип восхождения Богоматери на небеса.
Такое большое разнообразие иконографических вариантов «Всех скорбящих Радости» во многом объясняется тем, что образ был почитаем, и любим у всего населения страны. Поэтому по всей России почиталось великое множество местных чудотворных икон с таким названием.
Наиболее популярными типами изображения «Всех скорбящих Радости» в традиционной иконописи, ориентированной на древние образцы, оставались два: восходящий к московской иконе и образу «Умиления и посещения в беде страждущим».
Одним из распространенных типов среди чтимых икон «Всех скорбящих Радости» было изображение Богородицы без Младенца.
  Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Начало XIX века. Тип «Умиления и посещения».
Другим  широко распространенный тип — это изображения Богоматери   с Младенцем, восходящие к чудотворному образу.
  Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Последняя четверть XVIII в. Москва. Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке.
 На протяжении XIX – нач. ХХ вв.  было написано очень много списков с этих икон (с Младенцем Иисусом Христом, без младенца, с грошиками) часто применимых к какой-то определенной местности. И многие из них почитались как чудотворные.


Рецензии
Дорогая Галина, вам помогла матрона?
и вообще. знаете вы кого-нибудь, кому она помогла.
думаю. это будет интересно всем читателям.
а то. все обещают. а на деле..

Владимир Иноземцев   29.11.2021 16:58     Заявить о нарушении