Лев Толстой и Тула

           На снимке: праправнук Льва Толстого, ныне советник Президента РФ Владимир Ильич Толстой и писатель, заслуженный работник культуры РФ Валерий Маслов.               
               
               
                Лев Толстой и Тула       
             
     Гения мировой литературы, родившегося в Ясной Поляне близ Тулы, Льва Николаевича Толстого с нашим городом связывают сотни незримых и вполне осязаемых нитей.
     Льва Николаевича Тула к себе всегда манила. В его дневниках имеется великое множество упоминаний о поездках в наш город. Да что там поездки! Это сейчас, современному туляку, кажется невероятно трудным пешком одолеть 14 километров, отделяющих легендарную усадьбы от промышленного центра. Мы будем долго ждать переполненный автобус, чтобы проехать в нём одну – две короткие остановки.
    Но Лев Николаевич, хоть и был графом, барином, имел в своем распоряжении конюшню с кучером и прислугой, не гнушался пешком пройтись в Тулу.
   «Погода чудная, - записал он в своем дневнике 20 марта 1865 года. – Здоров. Ездил в Тулу верхом. Крупные мысли!»
    Вот как полезно далеко ездить верхом на лошади: очень хорошо развивает мыслительный процесс. К тому же, полезно для здоровья.
    1 июня 1864 года: «Косить не нужно было, и потому пошел в Тулу за товаром… В Туле закупил товар и вернулся домой бодро…» Вот так: пешком не только в город, но и назад.  Значит, - двадцать километров. Причем, еще и с закупленным товаром.
   Гений Толстого проявлялся во всём, и в здоровье тоже. Ходил пешком наш великий земляк и в град престольный – Москву. И уже тогда, при жизни, его знала вся Россия, да и мир тоже. Неслучайно в письме литературному критику А.В. Дружинину он так называет свой адрес в Ясной поляне: «Адрес мой – в Тулу просто». Другому своему корреспонденту Толстой тоже сообщает: «Мой адрес всегда – Тула».
    Уже одним этим литературный гений прославил наш город. Тула теперь навечно срослась с Ясной Поляной. Почти как у Маяковского: говорим Тула, подразумеваем Ясная, говорим - Ясная, подразумеваем - Тула.
    Да и поработать служащим писатель в Туле успел. В качестве канцелярского служителя Тульского губернского правления 21-летний Лев Толстой работал в здании, которое и поныне прекрасно сохранилось на проспекте Ленина, 36. В доме номер 45, что напротив, где размещался Тульский окружной суд, Л.Н. Толстой тоже бывал неоднократно, собирая материал для создания своих произведений. Об этом сообщают мемориальные доски, которые висят на обоих зданиях.
    Кстати сказать, на улице Гоголевской, в доме номер 47, где проживал окружной прокурор Н.В. Давыдов, к которому писатель неоднократно захаживал в гости, в настоящее время имеются ещё две мемориальные доски. Одна из них сообщает, что "В 70-е - 90-е годы ХIХ века в этом доме, у своего знакомого, тульского судебного деятеля Н.В. Давыдова бывал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой". Другая, попроще, исполненная на чёрном, с плохо читаемым текстом фоне, рассказывает о знакомстве в ноябре 1893 года "деятелей русской и мировой культуры - гения литературы Л.Н. Толстого и великого реформатора театра К.С. Станиславского".
  Вместо неё раньше находилась большая, прекрасно художественно оформленная мемориальная доска с барельефом, изображающим обоих участников встречи, на открытии которой мне посчастливилось присутствовать. К сожалению, в 2014 году она упала со стены здания из-за разрушенного крепежа и теперь хранится в музее.
    Очень важна мемориальная доска на Московском вокзале, которая говорит, что здесь многократно бывал Л.Н. Толстой, а в 1879 году он встречал здесь писателя И.С. Тургенева.
    Впрочем, вчерашнего студента Казанского университета служба не очень прельщала. Сохранились воспоминания, согласно которым он «ни одного дня целиком не просидел в канцелярии» (Н.Н. Гусев, впоследствии секретарь Толстого).
    А вот общественная деятельность была писателю очень интересна. Он принимал активное участие в работе Тульского губернского собрания. Служил мировым посредником, участвовал в кружке педагогов, избирался почетным попечителем Тульского реального училища.
    И, несмотря на высокое положение в обществе, на графское звание и богатство, был открыт и доступен простому народу, с жадным вниманием относился к людям из самых разных сословий, старался не выделяться одеждой и манерами.
   В этом смысле примечателен случай, описанный другом Толстого, тульским судебным деятелем Н.В. Давыдовым.
   В зале тульского Дворянского собрания проходили репетиции пьесы Толстого «Плоды просвещения». Во время одной из них сторож доложил Давыдову, что «какой-то мужик, по-видимому, трезвый, желает непременно видеть меня и требует, чтобы его пустили в залу». «Мы его и гнали уже, да не идет», - добавил сторож. Я побежал вниз в швейцарскую, догадавшись, кто этот мужик, и, через несколько минут, ввел в залу, к великой радости участвовавших в пьесе, Льва Николаевича, принятого за «мужика» сторожами ввиду его более чем скромной одежды».
   Видимо, и поэтому так поразила первая встреча с Толстым великого русского режиссера К.С. Станиславского. Она произошла в уже упомянутом нами доме Давыдова на теперешней улице Гоголевской, куда писатель также приехал в крестьянском тулупе. Правда, в отличие от того сторожа, внимательный режиссер обратил внимание не на одежду. Его поразили глаза Толстого: «то острые, колючие, то мягкие, солнечные, в которых блестели искры гениального художника».
    Рассказывая о встречах Льва Толстого с тульскими знакомыми, нельзя не упомянуть о его важной встрече с дочерью А.С. Пушкина М.А. Гартунг на балу у генерала Тулубьева. Эта встреча подробно описывается в книге Т.А. Кузьминской "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне".
    Если говорить о теме "Лев Толстой и Тула", то сюда так и просится эпизод с поездкой в Ясную Поляну, к Толстому восьмисот детей тульских  во главе с педагогом А.Д. Ротницким летом 1907 года.
    Надо сказать, что великий писатель охотно помогал начинающим литераторам. Так, он с вниманием отнесся к рукописи комедии молодого крестьянина Ивана Журавого, который служил в трактире в Туле. Толстой помог ему напечатать рассказ «Посредник», про который сам выразился так: «Грубо, страшно, но правдиво».
     О том, насколько широк был круг тульских знакомых писателя и почитателей его таланта, говорит даже такой их далеко не полный перечень: губернатор М.В. Арцимович и вице-губернатор Л.Д.Урусов, дочь декабриста и поэта К.Ф. Рылеева, начальник оружейного завода В.Н. Бестужев-Рюмин, семья Дельвигов – родственников поэта А.А. Дельвига и многие другие.
    Очень прочные связи установились между семьями Толстого и другого тульского губернатора – Н.А. Зиновьего. Однако наш великий земляк никогда не поступался принципами. Как только губернатор принял участие в «усмирении» крестьян села Бобрики Тульской губернии (ныне Бобрик гора, город Донской), Лев Толстой резко оборвал эти отношения. Также поступил он с предводителем тульского дворянства П.Ф. Самариным. Когда он 15 мая 1881 года приехал в Ясную Поляну и стал оправдывать казнь правительством революционеров, Толстой возмущенно крикнул ему: «Так зачем же вы тогда ко мне приехали?»
    Лев Николаевич Толстой всегда стремился помогать людям, особенно, если чувствовал в них талант. Например, летом 1909 года Лев Николаевич записал в дневнике: «Я ходил встречать и встретил Василия Панюшкина. Долго гуляя, говорил с ним. Прекрасный юноша. В этих, только в этих людях надежда на будущее. Да хоть ничего не выходи из них, хорошо и для них, и для меня, и для всех, что они есть». С помощью Толстых В. Панюшкин попал в столицу, поступил в морское училище, получил профессию.
 Общался Толстой и со своими тульскими «братьями» по писательскому цеху. Например, 15 августа 1903 года к нему в Ясную Поляну приехал писатель В.В. Вересаев. А сам Толстой с интересом читал его произведения, особенно ему нравилась повесть Вересаева «Конец Андрея Ивановича».
   Очень много для развития и становления музея-усадьбы «Ясная Поляна» сделал нынешний праправнук нашего великого земляка,  бывший директор музея-усадьбы «Ясная Поляна», ныне советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой. Его подвижническое дело по превращению Ясной Поляны в музей мирового уровня продолжает Е.А. Толстая, при которой заповедник "обрастает" комплексом инфраструктурных зданий: музейным хранилищем фондов, реставрационными мастерскими, современным центром приема и обслуживания гостей.
    Туляки воздали должное памяти своего знаменитого земляка. В Туле одна из центральных улиц носит имя Льва Толстого. На ряде зданий, которые связаны с  именем Л.Н. Толстого, висят мемориальные доски
      В 1973 году, к 145-й годовщине со дня рождения гения мировой литературы в Туле, на проспекте Ленина, бывшей Киевской улице, по которой так много ходил и ездил Лев Толстой, ему был открыт памятник.
      Памятник работы скульпторов В. Буякина и А. Колчина получился великолепным. Толстой изображен в полный рост, на низком постаменте. В нём чувствуется величие гения мировой литературы, писателя, как бы идущего к людям.
     И место вокруг памятника стало знаковым. Сюда приходят просто отдохнуть. Здесь проходят творческие встречи. Здесь наглядно видны те огромная любовь, непреходящая память и благодарность, которые чувствуют к своему гениальному земляку простые туляки.
   И это вполне объяснимо: ведь всё творчество писателя было проникнуто любовью к людям. Не случайно, когда за два года до смерти Лев Толстой написал обращение к людям-братьям «Благо любви», пронизанное любовью и состраданием к ближнему, он закончил своё духовное завещание словами:
  «Я думал, что умираю в тот день, когда писал это. Я не умер, но вера моя в то, что я высказал здесь, остается та же, и я знаю, что не изменится до моей смерти…»

                Валерий Маслов,
                дважды лауреат литературной премии им. Л.Н. Толстого
               


Рецензии