реальность, судьба

Оффтоп 7  реальность, судьба

Как вспоминал потом Нобиле, к нему подошёл Мальмгрен и, пожав руку, произнёс: «Немногие могут, как мы, сказать, что дважды побывали на полюсе!».

…реальный Мальмгрен, оставаясь как бы на заднем плане, почему-то всегда был рядом с Нобиле. Двумя годами ранее, вместе с Амундсеном, они совершили трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия», и когда генерал Нобиле подбирал себе спутников, то именно в отношении Мальмгрена у него ни разу не возникало никаких сомнений: участие шведа Мальмгрена в этой итальянской экспедиции подразумевалось само собой. (с)

***

К очередной потере радиосвязи с «большой землёй» люди на льдине отнеслись удивительно равнодушно. У них наступила какая-то апатия. Все понимали, что им остаётся только терпеливо ждать. Будут они жить или нет — это уже никак от них не зависело.

Однако, через три дня, 11 июля, радиосвязь была восстановлена.
 
***

Около семи часов утра 12 июля Цаппи и Марианно из «группы Мальмгрена» были спасены. 

В тот же день Самойлович направил в Москву такую радиограмму:

«Счастлив донести двоеточие сегодня шесть сорок на широте 80-39 долготе 26-7 спасены два участника итальянской экспедиции Цаппи и Марианно из группы Мальмгрена тчк Мальмгрен скончался на льду у острова Брох месяц тому назад»

Одновременно подобная радиограмма была направлена и генералу Нобиле.

В восемь утра «Красин» продолжил своё продвижение в сторону лагеря группы Вильери, радиосвязь с которой возобновилась ещё накануне и поддерживалась через
«Читта ди Милано».

***

Прошло три часа, и когда ледокол проходил мимо необитаемого островка Фойн, на берегу заметили двоих человек. Это были итальянец Сора и голландец ван Донген — спасатели, которые пытались пробиться к группе Вильери по льдам и которые сами к тому времени считались уже пропавшими без вести. Самойлович решил не терять времени на остановку и ограничился лишь тем, что передал на «большую землю» их координаты.

Вскоре и Сора, и ван Донген были вывезены с острова двумя шведскими гидросамолётами.

***

В пять часов вечера 12 июля Бьяджи передал на «Читта ди Милано»:
«Видим «Красина» в десяти километрах юго-западнее от нас».

А радист с «Читта ди Милано» отправил на ледокол несколько иное сообщение: «красная палатка» находится-де юго-западнее «от вас».

В результате такой «корректировки» ледокол «Красин» развернулся было, намереваясь двигаться в прямо противоположном от «красной палатки» направлении.

Можно представить себе ту тревогу, которая охватила в тот момент обитателей льдины. На «Красине», однако, вовремя заметили сигналы, подаваемые Вильери и его товарищами. Визуальный контакт был установлен, и в посредничестве «Читта ди Милано» не было теперь никакой необходимости.

Пока ледокол подбирался поближе к «красной палатке», её обитатели устроили себе последний — и роскошный по их понятиям — ужин. Около девяти часов вечера «Красин» остановился в ста метрах от них.

В 20:45 ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи, и остатки их скромного имущества. Всем спасённым была оказана медицинская помощь.

***

Заканчивался день 12 июля 1928 года. Дирижабль «Италия» потерпел катастрофу утром 25 мая. За всё это время были спасены восемь человек из числа тех, кто оказался на льдине:
Нобиле — вывезен Лундборгом со льдины 23 июня;
Марианно и Цаппи — спасены ледоколом «Красин» утром 12 июля;
Вильери, Трояни, Чечони, Бегоунек и Бьяджи — спасены «Красиным» вечером 12 июля.

За 48 дней, с 25 мая по 12 июля, во льдах погибли четырнадцать человек:
 
Помелла — разбился 25 мая при катастрофе дирижабля «Италия»;

Алессандрини, Ардуино, Каратти, Чокка, Понтремолли и Лаго — унесены 25 мая на неуправляемом дирижабле, и их дальнейшая судьба и обстоятельства гибели неизвестны;
Амундсен, Дитрихсон, Гильбо, де Кювервиль, Брази и Валетт — вылетели 18 июня на самолёте «Латам-47», обстоятельства их гибели неизвестны;

Мальмгрен — обстоятельства и время его гибели известны не вполне достоверно…

***

Экипаж самолёта «ЮГ-1» лётчика Бориса Чухновского был спасён 16 июля.

Поиски в окрестностях «красной палатки» людей из группы Алессандрини и остатков дирижабля «Италия» были свёрнуты по указанию итальянских властей.

***

В то утро 12 июля красинцев в Цаппи и Марианно поразило резкое несоответствие их физического состояния и внешнего вида. Об этом вспоминают буквально все, видевшие их в тот день и позже. (с)

При этом, по сообщению Самойловича и судовых медиков, на Цаппи были тёплые вещи Мальмгрена и ещё комплект или два одежды и обуви, надетые один поверх другого. Всего на Цаппи было надето: на ногах — тёплое бельё, суконные брюки, меховые брюки и поверх брезентовые брюки; на ступнях — две пары шерстяных чулок и две пары кожаных мокасин из тюленьей кожи; на теле — тёплое бельё, вязаная шерстяная рубашка, меховая рубашка и брезентовая рубашка с капюшоном (куртка), на голове — меховая шапка. Сам Цаппи был бодр, он находился в приличном для полуторамесячного похода по льду физическом состоянии. Судовой врач и фельдшер, занимавшиеся спасёнными, совершенно неожиданно обнаружили, что Цаппи имел плотно наполненный кишечник.

Марианно же был полураздет. На нём было тёплое бельё, одни суконные брюки, вязаная рубашка, меховая рубашка (куртка), на ногах у него были только одни шерстяные чулки, не было ни шапки, ни обуви. Марианно был истощён, обессилен и обморожен, одна из его ног была в очень плохом состоянии и требовала ампутации. Он лежал на обрывке одеяла и, по мнению судового врача, мог умереть, не приди помощь ещё 10—12 часов. Марианно вообще не был способен самостоятельно передвигаться, метался в жару, не мог нормально есть…

Такое состояние спасённых вызвало в экипаже ледокола антипатию к Цаппи, так как складывалось устойчивое впечатление, что Цаппи обирал своего слабеющего напарника. Сам Цаппи держался надменно, требовал от членов экипажа ледокола обращения к себе, как к офицеру, и особых условий на борту. Это тоже не добавляло к нему симпатий со стороны спасших его моряков.

Сильно пострадавший Мариано, напротив, был полон самой искренней признательности. После нескольких дней колебаний, врачи всё-таки ампутировали Мариано ногу.

По мнению врачей с «Красина», утверждение Цаппи, что они не имели пищи почти две недели, соответствовало истине лишь по отношению к Марианно и было явным преувеличением по отношению к самому Цаппи.

О том, что же всё-таки случилось с Финном Мальмгреном, рассказывал только Цаппи, рассказывал неохотно, со временем припоминая всё новые подробности. Марианно же вообще отказывался говорить о Мальмгрене, всякий раз отвечая одно и то же: спросите у Цаппи.

***

По словам Цаппи, Мальмгрен умер примерно за месяц до прибытия «Красина» и перед смертью отдал тёплую одежду ему.

Сомнения в достоверности того, о чём рассказал Цаппи, возникли ещё 12 июля, на «Красине».

А ведь и правда: что же там всё-таки случилось с Мальмгреном?

Единственный из всех опытный полярник, он единственный из всех уцелевших после катастрофы и погиб. Так что же с ним случилось?

***

Если вспомнить, что 10 июля вечером Борис Чухновский сообщал на «Красин», что, сделав пять кругов, они с самолёта видели на льдине не двух, а трёх человек, один из которых лежал навзничь, то какова же вероятность того, что лётчики все-таки ошиблись тогда, приняв за третьего человека одежду, разложенную на льду с целью привлечь их внимание?

Как ни сказать, что это несколько странный способ привлечь внимание, ведь нужно было терять время на то, чтобы раздеться, аккуратно уложить одежду на льду, зачем-то имитируя лежащего человека, и лишь потом начать привлекать внимание, размахивая чем-то вроде флажков…

Можно ли списать этот немного странный поступок на крайнее волнение, охватившее в тот момент Цаппи и Марианно?

***

Нобиле в своих воспоминаниях деликатно обходит всю эту тему стороной, зато Бегоунек вспоминает о Цаппи с явной неприязнью. По его словам, на борту ледокола Цаппи «производил отталкивающее впечатление своим надменным видом и поведением, он был лишен всякого чувства товарищества».

Начальник экспедиции на «Красине» профессор Рудольф Самойлович поделился в своих воспоминаниях о том, что же рассказал красинцам Цаппи после своего спасения:
 
«… Рассказ Цаппи, краткий и путаный, поражал: «Финн Мальмгрен отправился в поход со сломанной рукой. На двенадцатый день пути обессилел, на четырнадцатый — свалился. Закрывая голову курткой, предлагал Цаппи покончить с ним ударом топора. Отдавая свой запас еды, говорил: «Оставьте меня здесь спокойно умереть». Вырубив для Мальмгрена могилу, Цаппи и Марианно отправились дальше. Сутки спустя, с трудом преодолев сто метров, они видели, как Мальмгрен махал им рукой, побуждая идти прочь…»

Впоследствии, уже в Риме, докладывая специальной комиссии все обстоятельства происшедшего, Цаппи припомнил и некоторые другие подробности:

«… Душевное состояние Мальмгрена с самого начала было подавленным. В конце второго дня у него был нервный припадок. Он причитал, метался и произносил бессвязные слова. Я и Мариано утешали и старались облегчить его состояние массажем и тёплым питьём…

Особенно плохо чувствовал себя Мальмгрен. Его походка стала неуверенной, он с трудом преодолевал самые незначительные препятствия, а когда падал, мы должны были помогать ему подняться…

Он нас попросил, чтобы мы убили его ударом топора по голове, заявив, что предварительно закутает голову курткой, чтобы мы не увидели рану…

Он отказался от продуктов, сказав, что это только продлит его мучения на несколько дней. Говорил о своей матери. Просил меня, чтобы я доставил в Стокгольм его компас…»

***

Некоторые любопытные подробности в показаниях Цаппи относятся и к Марианно, когда они уже оставили Мальмгрена. Марианно временно ослеп: зрение к нему вернулось примерно к 20 июня. В пути он быстро слабел, предлагал Цаппи бросить его, оставив ему лишь немного пеммикана. Примерно 30 июня они съели последний кусок пеммикана, и сил двигаться дальше у Марианно уже не осталось.

А вот как Цаппи описывал тот день, когда их заметил с воздуха Чухновский:

«… Нам оставалось только покориться своей судьбе, пока, наконец, 10 июля нас не заметили с большого самолета, который сделал над нами пять кругов. Но прошел целый день, а самолет не возвращался… Тут Марианно, потерявший последние силы, предложил мне, чтобы после его смерти я высосал его кровь и съел мясо. Я, естественно, отверг это!..»

По словам же Самойловича, «Марианно вспомнил, как 4 июля, уже не надеясь выжить, он завещал Цаппи своё тело». Четвёртого июля, не десятого.

***

Сразу после публикации этой истории в газетах появились скандальные домыслы, что Цаппи якобы выжил потому, что ел мясо Мальмгрена. Эти предположения не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Убедительных доказательств для таких обвинений не существует.

Нобиле в мемуарах писал, что Цаппи был «жестоко оклеветан».

***

В своей книге «Трагедия в Ледовитом океане» Франтишек Бегоунек задаёт самому себе несколько вопросов, ответить на которые, действительно, очень нелегко:

 «Как могло случиться, что опытный полярник Мальмгрен погиб, тогда как слабый Марианно выдержал трудный поход? И почему Мальмгрен, во всём такой обязательный и пунктуальный, не передал мои письма Цаппи?».

И далее Бегоунек справедливо замечает:

«… По словам Цаппи, Мальмгрен был совершенно спокоен, когда они решились его покинуть на произвол судьбы. Их поступок был неслыханным, и несколько строк, написанных Мальмгреном, послужили бы важным доказательством того, что они решились оставить Мальмгрена одного только в интересах спасения оставшихся в «красной палатке», как настойчиво утверждал Цаппи. Почему же они не попросили Мальмгрена об этом?..»

«Почему Цаппи на неоднократные расспросы русских о том, где и в каком состоянии они оставили Мальмгрена, каждый раз отвечал по-разному?..»

«Почему Марианно, который в лагере на льдине был таким энергичным и инициативным, упорно молчал и предоставлял все объяснения Цаппи, а сам только подтверждал его показания?..»

«Почему Мальмгрен, который происходил из незажиточной семьи, не послал своей матери деньги, которые оставались у него?..»

Почему, почему, почему… «На все эти вопросы, вероятно, никогда не последует исчерпывающего ответа. Обстоятельства гибели несчастного, доверчивого Мальмгрена, по-видимому, навсегда останутся одной из тайн Ледовитого океана» — такими словами заканчивает Франтишек Бегоунек свои размышления.

***

Жизнь Финна Мальмгрена оборвалась в 33 года. Филиппо Цаппи прожил ещё 33 года после спасения экспедиции.

Филиппо Цаппи дослужился потом до звания контр-адмирала и сделал при Муссолини неплохую карьеру. После возвращения из экспедиции на дирижабле «Италия» он с 1929 года служил консулом в различных европейских странах и Китае, был послом в Саудовской Аравии и Финляндии.

Цаппи стал первым послом Италии в Саудовской Аравии после восстановления дипломатических отношений между двумя странами в 1947 году.

Награды Фили;ппо Цаппи:

Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1958)

Бронзовая медаль «За воинскую доблесть» (Италия)

Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» /итал. Ordine al merito della Repubblica Italiana, наименование OMRI/ — высший орден Италии.

Главой ордена является Президент Италии, он возглавляет Совет ордена, в который, помимо Президента, входят Канцлер ордена и 16 членов. Канцелярия ордена находится в Риме.

Филиппо Цаппи скончался 3 июля 1961 года. Похоронен в Меркато-Сарачено.

Вот так-то…

***

Адальберто Марианно, ставший калекой, на 11 лет пережил Цаппи и ещё застал появление в прокате кинофильма «La tenda rossa».

Утверждать не берусь, но вычитала, что своему сыну, родившемуся уже после возвращения в Италию, Марианно дал такое странное и совсем не итальянское имя — Финн…

***

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан, жителей Милана.

Но при этом Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини, проправительственной и зарубежной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы «трусливо бросил» свою экспедицию на произвол судьбы и «неясностям» в судьбе Мальмгрена.

В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Уже через три дня после спасения экспедиции Нобиле, 15 июля 1928 года, в газете «Комсомольская правда» появилось стихотворение Владимира Маяковского под названием «Крест и шампанское».
Там есть такие строки, обращённые к «фашистскому генералишке» Нобиле, который «предал товарищей»:
«Мы ждем
                от Нобиле
                живое слово:
Чего сбежали?
                Где Мальмгрен?
Он умер?
               Или бросили живого?..»

Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего оппонента, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС.

В 1932 году Нобиле заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (ВОГВФ) соглашение, приняв на себя обязанности по техническому руководству проектированием и постройкой в Советском Союзе нескольких дирижаблей полужёсткого типа.

Под руководством Нобиле на Дирижаблестрое (Долгопрудный) были осуществлены постановка конструкторских работ, организация производства и строительство большого эллинга, а также выпущены дирижабли «СССР-В5» и «СССР-В6 Осоавиахим».

В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939 году уехал в США.

После поражения фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора.
 
Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя.

В 1946 году баллотировался в Учредительное собрание как независимый кандидат по спискам Итальянской коммунистической партии.

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

Умберто Нобиле, кавалер Савойского военного ордена (1926) и великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1966) умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.
 
***

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд.
 
Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга /остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа/, также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

***

В 1933 году Борис Григорьевич Чухновский предложил идею специализированного самолёта для использования в Арктике, составил технические требования к такому самолёту.

Самолёт ДАР – дальний арктический раведчик/ сконструировал Р. Л. Бартини, а Чухновский участвовал в его создании в качестве летчика-испытателя в 1935—1936 гг.

В 1937—1938 годах Б.Г. Чухновский участвовал в поисках Сигизмунда Леваневского.

Чухновский участвовал в Великой Отечественной войне в составе Северного флота, дослужился до звания полковника. После войны продолжил служить в полярной авиации.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями.

Борис Григорьевич Чухновский умер в возрасте 77 лет. Похоронен на Новом кладбище Гатчины.

***

Директор Института по изучению Севера (1925—1930), заместитель директора Всесоюзного арктического института (1932—1938) Рудольф Лазаревич Самойлович –  исследователь, профессор (1928), доктор географических наук (1934), основатель и первый руководитель кафедры полярных стран в ЛГУ (1934—1937), начальник экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению потерпевшего в Арктике аварию итальянского дирижабля «Италия» (1928), руководитель научной части международной воздушной экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931), начальник экспедиций на «Русанове» (1932), «Седове» (1934), «Садко» (1936 и 1937—1938), кавалер ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской деятельности 4 июля 1938 года и расстрелян 4 марта 1939 года.

6 декабря 1941 года, арестован Николай Шмидт, русский парень с немецкими корнями. 28 декабря 1941 года, он, «симулируя свою невиновность», вскрыл себе вены, а 26 августа 1942 года Николай Шмидт расстрелян «за антисоветскую агитацию в условиях военного времени»…

К моменту съемок фильма «Красная палатка» Николай Шмидт ещё не был реабилитирован.

Так было таки, что скрывать в 1968 году?


Рецензии
С большим интересов знакомился с этой серьёзной работой. Почему принято решение о двух версиях фильма? Что должно было дать разночтение? Почему Вы, Кира, в своём ответе Марине Коробейниковой говорите, мол, "престиж страны доминировал над "Правдой жизни"? Полагаю, в ситуации с поиском "красной палатки" СССР выглядел достойно и его руководству не требовалось никакого "доминирования". Оценка "понравилось".

Стас Литвинов   09.11.2020 20:12     Заявить о нарушении
Станислав Антонович!
Итальянская сторона не хотела, чтобы какая либо тень упала на их страну в связи с экранизацией фильма об экспедиции Нобиле, поэтому и контракт интересный - на одном отснятом материале созданы два фильма разными режиссерами монтажа. Я писала, чем один фильм отличается от другого. Далее, сценарий Юрия Нагибина был изменён двумя приглашенными "оскароносными" авторами - итальянским и английским, и была введена любовная линия - совершенная выдумка, поэтому я и написала Марине Коробейниковой, что престиж ИХ страны в данном случае доминировал над правдой жизни. В отношении СССР, я и сейчас не знаю, хотя ищу, когда был реабилитирован Рудольф Лазаревич Самойлович, а на момент, когда снимали фильм Николай Шмидт ещё не был реабилитирован. А так - да, СССР выглядел очень достойно. Но и наше руководство не было равнодушно к имиджу державы.
Спасибо.

Кира Викторова   09.11.2020 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.