Мой египетский сад. Пихта киликийская

В Египте, где не было ни строевого леса, ни деревьев, которые точат миро, пихта не даром была включена в ряд главных статей импорта наравне с ликвидамбаром, кедром, дубом, самшитом, эбеном, карите и прочими дарами иноземных лесов. Если низенькие, коренастые можжевельники и берберийская туя и даже мелкие сосны вроде алеппской, вполне себе могли произрастать на северном египетском морском побережье в древности, то строевой хвойный лес то и дело везли с севера, из-за моря, не считая дани из Ливии (а оттуда мог бы поступать атласский кедр).

О египетских кипарисах Клот-Бей писал, как о «туземной» породе хвойных, но они тоже азиатского происхождения. К тому же, как и тисс, они не особенно были по вкусу именно древним египтянам, питавшим пристрастие к смолоточивым хвойным. Так вышло, что именно киликийская пихта (Abies cilicia), так же часто, как и пихта Нордмана, называемая «елью» (даже у Лукаса), привлекла особое внимание слуг фараона, рыскавших с топорами по горам Леванта.

В горах Тавра (Турция), Ливане и Сирии киликийская пихта ещё растёт, несмотря на лихой размах вырубок и в древности, и много позже, когда эпоха машин уже буквально «пожирала» деревья во всём мире. До нашей эры лесные массивы, вероятно, ещё успевали восстанавливаться, хотя как раз пихта растёт очень медленно. В Ливане она стояла стеной среди знаменитых кедров, которые в ту пору уничтожали ещё безжалостнее. На египетских памятниках рубка леса за рубежом выглядит очень занятно: кажется, что дровосеки «валят» какой-то исполинский бамбук.

Но вот именно так в египетской геральдике выглядела непролазная таврическая «тайга», дикий хвойный лес за морем, мир, где деревья копьями пронзали небо. В виде «бамбука» изображено некое хвойное на рельефе из музея Каира, где фараон Аменемхет III, торжественно преклонив колено, отверзает ковчег со священным деревом в божественной ладье. Не чуждые предельного реализма, египетские художники могли, случалось, прописать каждый перистый листок в густой кроне акации, но на памятниках «средней руки» и когда времени было в обрез, шли и на курьёзную стилизацию.

Тут можно вспомнить узорную графику герзейцев на древнейшей керамике, где абиссинский банан похож на «фонтан», увенчанный длинным колосом, не говоря о других растениях совершенно «марсианского» вида. Хвойное дерево можно было бы изобразить и конусом, как рисовали и высекали можжевельник, но киликийская пихта часто растёт «колонной», и, видимо, необычный стиль изображения подчёркивал экзотику этого дерева.

На родину египетские лесорубы везли не только брёвна, но и саженцы, и власть имущие люди рады были устроить себе в угодье «пихтовый бор» – крохотный лоскут от бескрайнего зелёного бархата северного леса, где деревья источают смолистый бальзам. В одном папирусе эпохи Лагидов отмечена высадка трёхсот пихт, но едва ли они вымахивали на ту же умопомрачительную высоту, что и за морем. И всё же именно смола пихт – «сефет», с глубочайшей древности употреблялась египтянами в мумификации и медицине.

Как только плотники сдавали в аптеки свежие опил и стружки, их замачивали в забродившем соке каких-то растений, извлекая экстракт смолы. И медицинские папирусы буквально пестрят рецептами с добавлением опилок и стружек пихты – их применяли в согревающих компрессах и как мощный антисептик. Так, на гноящуюся рану накладывали смесь копчёного жира, смолы и гороховой муки (папирус Эберса, 522b). Из смеси смол пихты и можжевельника с какими-то травами делали мазь для облегчения родов (папирус Эберса, 806).

Мазь для суставов состояла из равных частей натрона, нижнеегипетской соли, гущи от сладкого пива и обязательно пихтовой смолы (папирус Эберса, 690). В косметике пихтовую смолу в смеси с забродившим соком использовали от морщин (папирус Эберса, 719), а лосьон из рубленного свежего дикого латука и смолы вызывал рост волос, если те выпали по вине болезни (папирус Эберса, 467). До недавнего времени древнеегипетское слово «аш» норовили перевести как «ель», «сосна» и даже «кедр», но позже было решено, что «аш» – это именно пихта, а кедр, видимо, называли «меру» из-за сходства его желтоватой древесины с золотистым египетским кварцитом.

Так что Долина Кедра из «Сказки о двух братьях» на самом-то деле Долина Пихты. И смола, и семена пихты – одни из самых частых ингредиентов древних египетских благовоний, включая и культовый набор, условно называемый «семь священных масел». К слову, ритуальный навес для часовни из позолоченного чёрного дерева, где во время осенних мистерий «пребывал» бог Сокар, был как раз из пихты, не считая бронзовой отделки и пологов. В гробницах Старого царства и маленьком алебастром флаконе из гробницы Тутанхамона нашли остатки и чистой пихтовой смолы, какую собирали, должно быть, для царей и знатнейших людей.

Источники:

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche.

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Меекс Димитри, Фавар Меекс Кристиан. Повседневная жизнь египетских богов. Пер. с фр. О.Б. Колобовой, И.А. Ладынина. - Москва: Молодая гвардия: Палимпсест, 2008.

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Викентьев В.М. Древнеегипетская повесть «О двух братьях». Выпуск 4-й из цикла «Культурно-исторические памятники Древнего Востока». Под общей ред. проф. Б.А. Тураева. Москва, 1917 г.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ АФРИКИ / Аридная растительность мира [Электронный ресурс] – © Наша Ботаничка. Владивосток, 2013


Рецензии