de omnibus dubitandum 117. 108

ЧАСТЬ СТО СЕМНАДЦАТАЯ (1916)

Глава 117.108. ИГРЫ ВОКРУГ ЮЖНОГО КАВКАЗА…

    После взятия Эрзерума, к лету 1916 г. русские войска овладели восточными османскими территориям. Регион был объявлен временным генерал-губернаторством Российской империи с подчинением главному командованию Кавказской армии.

    В это время член IV Госдумы России, один из основателей Армянской народной партии, Михаил Пападжанов* подчеркивал, что армяне Османской империи "для успеха русского оружия напрягли все свои силы - моральные, физические и материальные. [Армянское население] радостно встречало во вновь завоеванных областях победоносные войска наши, помогало, как могло, и оказывало торжественный прием всенародно, во главе со своим духовенством".

*) ПАПАДЖАНОВ Михаил Иванович вариант написания Микаэл Ованесович Пападжанян (арм)(7 сентября 1869 — 1929) — масон, присяжный поверенный, депутат Государственной думы IV созыва от Бакинской, Елисаветпольской и Эриванской губерний (см. фото).
По национальности армянин. Из дворян Эриванской губернии. Выпускник 1-й Тифлисской гимназии. В 1890 окончил юридический факультет Новороссийского университета. В течение примерно года работал в Тифлисском окружном суде. В дальнейшем стал присяжным поверенным; занимался адвокатской практикой в Эривани, Александрополе и Тифлисе. Избран гласным Александропольской городской думы. С 1899 года проживал в Баку; служил присяжным поверенным в Бакинском окружном суде. Занимал ряд общественных должностей: председатель Бакинского комитета присяжных поверенных, председатель Попечительского совета армянских школ в Баку и школ Человеколюбивого общества во имя святого Григория Просветителя (первый Католикос всех армян). В 1907 году женился на наследнице нефтяных приисков.
В апреле 1912, по данным российской полиции, являлся членом Восточного Бюро партии "Дашнакцутюн", в этом качестве вёл переговоры с П.Н. Милюковым. Вскоре после этих переговоров Пападжанов выехал в Константинополь, где провёл многочисленные совещания с армянскими общественно-политическими деятелями, как предполагается, для того, чтобы изменить позицию партии "Дашнакцутюн" по отношению к Российской империи.
20 октября 1912 избран в Государственную думу IV созыва от общего состава выборщиков трёх закавказских губерний. Приступил к участию в думских заседаниях 23 января 1913 года. Предполагается, что приехать к началу 1-й сессии (а именно к 15 (28) ноября 1912) Пападжанов не смог из-за болезни, однако известно, что в конце 1912 года Пападжанов вместе с Николаем Адонцем всё ещё находился в Константинополе. Вошёл в состав Конституционно-демократической фракции. Состоял членом многих думских комиссий: по народному образованию, земельной, продовольственной, по запросам, по направлению законодательных предложений, о замене сервитутов, об обязательном праве, по военным и морским делам. В продовольственной комиссии со второй половины 1-й сессии товарищ секретаря. 20 июля 1915 года выступил с трибуны Государственной Думы с сообщением о зверствах, чинимых над армянами на территории Турции. Входил в состав Прогрессивного блока Думы.
Активный участник Февральской революции. С 27 февраля 1917 года назначен Временным комитетом Государственной думы в число лиц «для регистрации опроса, задержания или освобождения», избран председателем Комиссии по принятию задержанных военных и высших гражданских чинов. С.П. Мансырев вспоминал:
Пошёл в финансовую комиссию — там восседают М. Караулов, М. Пападжанов и М. Аджемов: заняты приёмом поминутно приводимых солдатами арестованных, опросом их, снятием показаний с приведших и — безапелляционными распоряжениями о дальнейшем: отпустить или заключить под стражу.
Организатор и участник Низшей следственной комиссии. Должен был покинуть её, так как был командирован на Кавказ. Начиная с 9 марта 1917 комиссар ВКГД и Временного правительства в Особом Закавказском комитете. Поддерживал коллегиальность в деятельности комитета, принципы равного партийного и национального представительства в его составе. В сентябре 1917 года участвовал в Учредительном съезде Армянской народной партии, стал одним из её руководителей. С июня 1917 многократно пытался отказаться от полномочий комиссара Временного правительства, но руководство Армянской народной партии противилось замене Пападжанова, считая его «самым компетентным и самым авторитетным лицом». 12 октября 1917 года всё же отказался от членства в Особом Закавказском комитете. Являлся членом Закавказского комиссариата.
4 июня 1918 подписал Батумский договор* "о мире и дружбе" с правительством Османской империи от имени Республики Армения.

*) Батумский Договор о мире и дружбе между османским имперским правительством и Республикой Армения, заключен 4 июня 1918 в Батуме. Договор был подписан в условиях агрессии Турции против Закавказья и представлял собой принудительный акт, обусловленный полным военным превосходством Турции и слабостью Республики Армении, образовавшейся лишь неделю назад (28 мая 1918), после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики.

    Еще 14 мая турецкая делегация, в ходе переговоров с делегацией Закавказья, потребовала от нее предоставить возможность «использовать дружественным образом железнодорожную линию Александрополь-Джульфа». Не дожидаясь ответа, на следующий день турецкие войска заняли Александрополь. 15 мая Н. Жордания и немецкий генерал фон Лоссов, до официального роспуска Закавказского сейма, тайно пришли к соглашению относительно объявления независимости Грузии. Такая же договоренность была достигнута между турецкой делегацией и мусаватистами относительно провозглашения независимости Азербайджана. 26 мая сейм заявил о своем роспуске. В этих условиях Армения объявила о своей независимости (28 мая 1918) и вступила в переговоры с Турцией.

    Батумский договор состоял из 14 статей.
 
    По ст. 1-й между Османским имперским правительством и правительством Республики Армении устанавливались мир и постоянная дружба.

    Ст. 2-я определяла границу Османской империи с Грузией, Арменией и Азербайджаном; территория Республики Армении ограничивалась частью Ереванского уезда и несколькими сопредельными районами—общей площадью около 10 тыс. кв. км.

    По ст. 4-й правительство Османской империи обязывалось оказать правительству Республики Армении помощь оружием — в случае, если последнее запросит эту помощь — «для обеспечения порядка и спокойствия в стране». Эта статья предоставляла Турции возможность использовать любой повод для оккупации Армении. Правительство Республики Армении обязывалось не допускать формирования на своей территории каких-либо вооруженных банд (ст. 5-я).

    Статьи 6—10 предусматривали меры по защите прав мусульманского населения Армении, а также по использованию железных дорог, почты, телеграфа и т.д.
 
    По ст. 11-й правительство Республики Армении обязывалось после подписания договора незамедлительно эвакуировать все армянские вооруженные силы из Баку. Все те статьи Брест-Литовского договора, которые не противоречили данному договору, оставались в силе (ст. 12).

    В ст. 14-й излагались условия ратификации договора. Были подписаны также дополнительные протоколы: об использовании шоссейных дорог Армении, безотлагательной демобилизации армянских вооруженных сил и другие. Турецкое правительство получало право иметь в Армении своих военных комиссаров, которые должны были наблюдать за беспрепятственным передвижением турецких войск по дорогам Армении и обеспечением их продовольствием.

    В тот же день, 4 июня, турецкое Правительство заключило в Батуме договор с Грузией, по которому Турция получила Карс, Ардвин, Ардаган, Батум, Ахалцха, Ахалкалак.

    Батумский договор явился первым внешнеполитическим актом Республики Армении. По этому договору Армения ставилась в зависимость от Турции. Грабительский Батумский договор имел недолгую жизнь. Поражение Турции в первой мировой войне, подписание Мудросского перемирия 1918 и аннулирование Брест-Литовского договора позволили правительству Республики Армении отменить Батумский договор. В начале декабре 1918 турецкие войска были выведены из всего Закавказья, в апреле 1919 они оставили Карсскую область.

    От имени турецкого правительства договор подписали Халил бей и Вахиб Махмед паша, от имени правительства Республики Армении — А. Хатисян, О. Качазнуни, М. Пападжанов.
Источник: Геноцид.ру

    В декабре 1918 участвовал в переговорах с Грузинским правительством в Тифлисе для урегулирования армяно-грузинского конфликта.

    В январе 1919 вёл переговоры в Баку с председателем правительства Ханом-Хойским о участии представителей армянской общины в правительстве и парламенте и с главой английского экспедиционного корпуса генералом Уильямом М. Томсоном.

    В феврале 1919 выехал на Парижскую мирную конференцию в составе делегации Республики Армении. В Париже в июле 1919 редактировал совместно Г. Норатункяном "Проект о помощи" согласно которому Республика Армения должна была находится под 10-летним мандатом США.

    В 1920 году на Втором национальном конгрессе западных армян была принята резолюция по проекту, составленному Пападжановым.

    В 1925 году в Париже был кандидатом в масонскую ложу. Член Объединения русских адвокатов во Франции.

    В 1929 году был направлен его партией в Советский Союз для того, чтобы обсудить с правительством Советской Армении проблему восстановления связей между восточными и западными армянами. Скончался во время этой поездки, по одним сведениям в Тифлисе, по другим в Ереване.

    В 1930 году Объединение русских адвокатов во Франции провело вечер памяти Пападжанова

    М. Пападжанов ни на йоту не преувеличивал ситуацию. Генерал-квартирмейстер штаба Кавказского фронта Евгений Масловский, вспоминая вступление командующего Кавказской армией генерала Н. Юденича в Трапезунд, писал, что "все греки, составлявшие значительную часть населения города, и армяне во главе с митрополитом и многочисленным духовенством вышли навстречу командующему Кавказской армией". Однако, как раскрывает московский политолог Юрий Ханжин, судьба армян интересовала Петербург "только в той мере, в какой они могли являться для России полезными стратегическими союзниками в период войны". В данном контексте директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН Анатолий Уткин отмечает нежелание со стороны России чрезмерного увеличения территории Армении. Николай II был, по его словам, за включение в состав империи Эрзерума и Трапезунда, стратегически важных для Кавказа, но небольшей территории, и против предоставления Армении конституции).

    По этой причине, вместо создания обещанных Петербургом условий для возвращения ранее депортированных армян в данные вилайеты прорабатывался план заселения русскими. Н. Юденич, в частности, высказывал убеждение в необходимости образования в этих местностях т.н. "новоевфратского казачества" путем переезда русского населения Кубани и Дона.

    Мало того, в начале 1916 г. состоявшие в русской армии добровольческие армянские дружины были расформированы. Согласно же Уинстону Черчиллю, когда османы атаковали "русскую Армению, царское правительство отправило 150 тыс. армянских солдат на польский и галицийский фронт и перевело на Кавказ другие русские войска. Из этих 150 тыс. лишь немногие остались в живых после европейских битв. Это была суровая мера по отношению к армянскому народу".

    Однако происшедшее вследствие Февральской революции 1917 г. свержение самодержавия прервало осуществление планов русской колонизации османских областей. При Временном правительстве на местах началось формирование новых органов власти.

    Функции Кавказского наместничества перешли в ведение Особого закавказского комитета (ОЗАКОМ), а при мэрии османского Вана возник т.н. Ванский исполком, после чего постановление правительства Керенского "Об управлении Турецкой Армении" потребовало принять "меры к обратному заселению этих областей армянами, переселившимися в пределы России в течение текущей войны и в прежние годы".

    Как следствие, в городах Закавказья возникли армянские национальные советы. А вскоре центральные власти признали правомочность учрежденной должности "армянского военного комиссара", возложенную на главнокомандующего Петроградским военным округом Акопа Багратуни.

    Это не было случайным, т.к. именно с его стороны товарищу военного министра Борису Савинкову был представлен проект создания армянского корпуса по образцу русских армейских корпусов (авторитетный лидер террористической "Боевой организации эсеров" Б. Савинков имел с радикальной армянской партией "Дашнакцутюн" тесные связи, причины которых требуют отдельного рассмотрения).
    Так, на Кавказском фронте возникло 6 армянских полков, к осени 1917 г. вошедших в состав единого Армянского корпуса (была включена и дивизия Андраника Озаняна).

    Тем временем 7 ноября 1917 г. Временное правительство сменяется властью большевиков, и все вышеотмеченные "завоевания" "армянского движения" (за исключением создания Армянского корпуса) остались нереализованными.

    Но если в Баку большевикам удалось добиться объявления городского совета высшей властью в городе, то созванное меньшевистским "Комитетом общественной безопасности" в Тифлисе (Тбилиси) совещание с участием политических партий, ОЗАКОМа и консульского аппарата стран Антанты отказалось признать власть большевиков, провозгласив необходимость создания "Независимого правительства Закавказья".

    И уже 15 ноября на место ОЗАКОМа "заступил" Закавказский комиссариат. В свою очередь, 11 января 1918 г. был обнародован Декрет Совета народных комиссаров (СНК - название правительства новой большевистской России) об османских территориях, поддержавший "право армян оккупированной Россией "Турецкой Армении" на свободное самоопределение вплоть до полной независимости".

    При этом СНК высказался за "референдум армянского народа" при предварительном образовании "Временного народного правления "Турецкой Армении" в виде Совета депутатов армянского народа". Одной из гарантий реализации этих пунктов декрет объявил вывод российских войск из данной зоны при немедленном образовании "народной армянской милиции".

    "Всяческое содействие" в решении этих и аналогичных вопросов, включая создание комиссии для установления срока и способа вывода войск из пределов "Турецкой Армении", возлагалось на председателя исполкома Бакинского совета Степана Шаумяна.

    Итальянский писатель-историк Джованни Гуайта трактует данный факт следующим образом: "За видимой демократичностью этого документа скрывалось настоящее предательство: выводя свои войска, Советская Россия передавала Армению в руки ее турецких палачей. Они, конечно, не простят армянам сотрудничество с русскими.

    Здесь проявилась сугубая безответственность коммунистов по отношению к армянскому народу". В плане использования термина "безответственность" итальянец недалек от истины, т.к. уже на следующий день после обнародования декрета между большевиками и Стамбулом было подписано перемирие.

    Вслед начался стихийный распад фронта, солдаты принялись самостоятельно возвращаться в Россию. Менявшиеся с калейдоскопической скоростью события вокруг России, естественно, вызывали необходимость адекватных шагов со стороны Запада, в частности, на кавказском направлении, где одним из узловых становился принимавший новые контуры "армянский вопрос".

    Как отмечает армянский историк Гаянэ Махмурян, "к началу 1918 г. англичане увязывали Армению со всем комплексом ближневосточных проблем, американцы же говорили об автономии. Первое было опасно, потому что нефть Ирака, Палестина и Сирия имели приоритетное значение и, добиваясь своих целей здесь, англичане должны были делать уступки именно за счет армян. Но и американцы не использовали термина "независимость". Народ Армении стал предметом переговоров для двух стран, не представляя первостепенной важности ни для одной из них. Он не имел доступа к этим переговорам".

    В таком контексте, безусловно, можно согласиться с Г. Махмурян, ибо "армянские чаяния", как обычно, интересовали Запад исключительно в качестве "разменной монеты". Объектом же заинтересованности британцев являлся Кавказ в целом.

    23 декабря 1917 г. между Англией и Францией была заключена конвенция о разделе сфер действий этих держав. У. Черчилль раскрывает, что "английская зона" охватывала территории казаков, Кавказа, Армении, Грузии и Курдистана. Под этим прикрытием народы Грузии, Армении и Азербайджана должны были пользоваться полной независимостью, и вторжения большевиков в Турцию, Курдистан или в Персию были предотвращены".

    Активизировался и Вашингтон: по инициативе американского консула в Тифлисе Феликса Смита 10 февраля был создан новый орган государственной власти - Закавказский сейм (как представляется, в качестве первого шага юридического оформления отторжения Закавказья от большевистской России). Данный шаг американцев, однако, был далеко не спонтанным, т.к., согласно российскому историку Николаю Ионичеву, Ф. Смит еще в 1916 г. заявил, что "богатый Кавказ представляет "особенный интерес для американцев". Торговый представитель САСШ в России Гонтингтон в том же году провел в Тифлисе совещание представителей ряда американских банков с местными промышленниками, на котором обсуждался вопрос о вложениях заокеанских капиталов в этом регионе, в первую очередь, в кавказские нефтяные промыслы".

    Но наибольших успехов в игре вокруг южных регионов России достигла Германия, с которой 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске большевики подписали мирный договор. Они отказывались в пользу важнейшего германского союзника Стамбула от занятых в ходе войны османских территорий, а также Карса, Ардагана и Батума. В этой связи У. Черчилль подчеркивал, что Берлин беспрепятственно сможет "пользоваться житницами Украины и Сибири, нефтью Каспийского побережья и всеми вообще ресурсами огромной страны". Командующий английским экспедиционным корпусом в Персии генерал Л. Денстервиль добавлял, что "занятие Баку... позволяло бы врагу господствовать на Каспийском море,... открыло бы им свободную дорогу в Азию и Афганистан".


Рецензии