Листая старые журналы 1063

                У Р О К И  И С Т О Р И И

                Н Е В Е Р Н О Е  Э Х О  Б Ы Л О Г О

Продолжение
Начало — http://proza.ru/2020/11/02/1211

  ...Советская военная история знает немало ярких, самобытных фигур. Биография почти каждой трагична, многие имена оказывались под запретом, бывали незаслуженно очернены. Сейчас справедливость понемногу восстанавливается, но одна личность, как и десятилетия назад, остаётся за завесой лжи, вытканной в 30-е годы.
Да, это Лев Давидович Троцкий...
Троцкий выдвигал массу идей и участвовал во многих дискуссиях. Но это его право как члена партии и члена Политбюро. Он был непримиримым противником превращения марксизма в религиозную догму и отрицал возможность построить, сделать или наладить что-либо без знания и умения, опираясь только на марксизм. «Тот, кто думает, что с помощью марксизма можно организовать производство, на свечном заводе, тот ничего не понимает ни в марксизме, ни в выделке свечей»,— это его слова. Стремление Троцкого построить социализм административными методами, идеи огосударствления профсоюзов, «сверхиндустриализации» были глубоко ошибочными, неверными. Но не Троцкий воплотил их в жизнь. Эти идеи присвоил Сталин и осуществил их с неприемлемой для Троцкого жестокостью.
«Краткий курс истории ВКП(б)» в числе прочих грехов этого политического деятеля выделяет позицию Троцкого при заключении Брестского мира. Но давайте исходить не из эмоций.

  ...27 января по докладу Троцкого III Съезд Советов принял резолюцию, одоб гцую политику Совнаркома, и предоставил ему «свободу рук».
Троцкий, будучи наркомом по иностранным делам и возглавляя советскую делегацию в Бресте, «тянул», сколько мог. 9 февраля он переговоры прервал и в соответствии с принятыми решениями 10 февраля объявил, что Советская публика аннексионистского мира не подпишет, продолжать войну не будет, а армию распустит. В своём заключительном слове на VII съезде РКП(б) В, И. Ленин сказал, что договорился с Троцким — в случае предъявления немцами ультиматума немедленно подписать мир. Но немцы ультиматума не предъявили. Таким образом, формально Троцкий указаний главы правительства не нарушил. Он считал, что таким образом затягивает переговоры, выигрывает время. Все ждали наступления революционного подъёма в Германии и Австро-Венгрии и считали, что немцы в этих условиях воевать на два фронта не решатся, наступления не возобновят. Целую неделю, до 17 февраля, никаких обсуждений вопроса мире не было. -

  В. И. Ленин — полный реалист в политике — считал, что мир надо подписать сразу, такой, какой есть, лучшего не будет. Понимали ли это все остальные ЦК, кроме Ленина? Конечно, понимали. Но некоторые считали просто невозможным подписать позорный мир, фактическую капитуляцию и считали, что лучше погибать, чем капитулировать. Это Н. Бухарин и «левые коммунисты». Троцкий считал, что немцы не посмеют возобновить боевые действия. С ним в этом соглашались все, в том числе Ленин и Зиновьев, с самого начала полагавшие, что мир подписать сразу, и даже «непримиримые» «левые, коммунисты».

  16 февраля немцы официально сообщили: если Советское правительство не вступит немедленно в переговоры, то с 12.00 18 февраля Германия продолжит боевые действия. Вечером 17 февраля ЦК, собравшийся обсудить это сообщение, 6 голос против 5 отклонил предложение вступить в переговоры. Единогласно, при трёх воздержавшихся решено: «Если мы будем иметь как факт немецкое наступление и революционного подъёма в Германки и Австрии не наступит,—заключаем мир». У всех без исключения членов ЦК велика ещё была надежда, что немцы «не посмеют»!
Но «посмели».

                Продолжение следует.


Рецензии