Великие дни

Сегодня день Великой Октябрьской социалистической революции: 7 ноября. Я здесь ни в трибунное ("бездумное") восхваление этого события, ни в уничижение его. Мне интересно само слово "великий", это слово сопровождает нас многие века, мобилизовало и мобилизует теперь - на сохранение государства, на наше самосохранение. С высоты этого слова посмотрим на кое-что в нашей древности, в недалёком прошлом, в современности...

Мой дед, Попов Тихон, делал великое дело: в 1907 шёл пешком из Москвы в Екатеринбург(служил в охране Кремля 2 года), шёл два месяца, напокупал и принёс в нашу деревню Черёмхину (Черемхову) тяжёлую котомку церковных и других "духовных" книг; потом почти каждый год вместе с бабушкой Прасковьей (и другими черемховцами) они совершали летом пешее паломничество в Верхотурье, там он тоже прикупал книги. В итоге у него был полный сундук книг, и я помню, как в нашей избе собирались женщины (прим. 15 человек) "на слушания": они задавали разные вопросы, дед отвечал и подтверждал свой ответ вычитками из книг... Потом дед умер (в 1966-м), и его книги, прижимая к груди, растащили по нашим избам, осталось две: дарственное Евангелие - от Екатеринбургской Земской Управы в 1896-м, и номер толстого периодического журнала "Душеполезное чтение", изданного в Москве в 1895-м (на первой странице чернилами написано "Казанского монастыря"; это на пути из Москвы в Екатеринбург, но не в Казани; видимо, дед останавливался там на ночлег и выпросил сию книжку). И рассуждать о слове "великий" я начну со статьи в этом журнале ("Душеполезное чтение"), которая так и начинается, заглавие "ДРЕВНЯЯ РУСЬ ВЪ ВЕЛИКIЕ ДНИ" (буду сохранять тогдашнюю транскрипцию написания). Эта статья - о древнем новолетии 1-го сентября:

"Въ древней Руси "Новолътiе" справлялось 1 сентября. То былъ великiй день церковнаго и гражданскаго торжества... Августомъ заканчивалась деревенская страда... Можно было вздохнуть съ облегчённой грудью и, весело смотря на дары Божiи, возблагодарить Создателя и испросить Его благословенiя на предстоящий отдых... Уже наканунъ Новолътiя, 31 августа, въ Москвъ можно было наблюдать признаки наступающего празднества. Изъ окрестныхъ городовъ и мъстечък въ Москву собиралось много народа... Народъ стоялъ во время богослуженiя съ зажженными свъчами и усердно молился о грядущемъ "Новолътiи".

Тихо. Всъ сидятъ по домамъ и ведутъ благочестивыя бесъды. На улицахъ никого не видно. Сентябрьскiй вечеръ наступаетъ скоро. Во всъхъ домах - огни. Вдругъ среди глубокой тишины раздается грохотъ въстовой пушки. Далеко разносится звукъ колокола на Иванъ Великомъ, дружно поддерживаемый звономъ со всъхъ московскихъ колоколенъ..."

Вот так было... А потом имели место разные (безусловно наши! великие!) победы, случилась Великая революция 7 ноября 1917-го, наступили другие торжества, но как "по форме" всё похоже на древние торжества, о коих говорится в вышеприведённых словах из давнего журнала! В конце сороковых - начале пятидесятых в СССР, а значит и в наших деревнях (Хромцова, Банникова, Черемхова), в день Октябрьской революции проводились самые настоящие ДЕМОНСТРАЦИИ: одна колонна формировалась в нашей Черемховой, с транспарантами, с портретами, и шла в Хромцову; другая праздничная колонна выходила в назначенное время из Банниковой; храмчата к определённому часу стекались по улицам в ЦЕНТР Хромцовой - к церкви и школе, тут же рядом был деревянный двухэтажник почта/сберкасса, сельсовет, пожарка, изба-клуб... Когда все стекались в грандиозную деревенскую массу - начинался митинг, покачивались портреты, шевелились на ветру транспаранты. Люди усердно... ждали, когда наконец-то всё кончится и они разойдутся по домам для "благочестивых бесед" со стаканом браги в руке - о проклятом раскулачивании, о перспективах колхозной жизни, то есть о наступившем в 1917-м "Новолетии"... На прошедшем митинге не хватало только звона колокола с разрушенной колокольни Хромцовской церкви, тогда было бы настоящее "церковное и гражданское торжество", как в великие дни Древней Руси. Надо было хоть позвенеть с пожарной каланчи, а она в Хромцовой была красива, заезжие люди её фотографировали...

Не подумайте, что я ёрничаю. Я принимаю Великую революцию нашу как данную Богом в испытание нам. Многое нам и сейчас даётся в испытание, надо видеть это и разумно отвечать на "вызовы времени" (как это зовётся на языке атеистическом), на указующий перст Божий (как разные испытания воспринимают верующие в Него). Но то, что мы великий народ, - это не надо забывать никогда, этому надо стремиться соответствовать, как предназначению Божьему.

P.S. А как мы перешли к современному "Новолетию" - к 1 января, к нашему Новому Году? Сие совершил Пётр Первый (опять же ВЕЛИКИЙ) - в 1699-м году от Рождества Христова. или в 7207-м - от Сотворения Мира. Счёт лет пошёл от Рождения Христа. Мы 70 лет судили-рядили о социализме нашем, веря и не веря, что в 1917-м наконец-то наступило "царство свободы", а тогда, в 1699-м, тоже был переполох из-за смены "Новолетия". Вот как описывается этот переполох в приводимой статье из "Душеполезного чтения":
"...Москвичи готовились по старинъ справлять новолътiе, как вдругъ приказъ - не править новолътiя... "Огни гасить!" раздалось въ 10 часовъ вечера... Москвичи недоумъвали...
20 декабря раздался громкiй барабанный бой. Народъ сзывали на Красную площадь для слушанiя царскаго указа. Въ указъ объявлялось... "другъ друга поздравлять съ Новымъ годомъ; между тъмъ по большимъ улицамъ... поставить нъкоторыя украшенiя отъ деревъ и вътвей сосновыхъ, еловыхъ и можжевеловыхъ, а какъ на Красной площади зажгутъ огненныя потъхи и начнётся пальба... стрълять из небольшихъ пушечекъ или изъ ружей троекратно и пускать ракеты... зажигать по ночамъ съ 1 по 7 января костры и смоляныя бочки".
И пошёлъ по Москвъ большой говоръ и ропотъ...

- Чтой-то!? До чего дожили мы? Новый годъ съ Семёна на Василья... статочное ли это дъло?
- А куда же, братцы, куда же дъвать лишнiе-то четыре мъсяца, отъ сентября-то до января? Къ какому году прикинуть ихъ?
- Нътъ, ты подумай о томъ, что это значитъ? Не антихристово ли время наступаетъ?
- Ишь-ты куда хватилъ! Великий Государь уму-разуму учитъ - велитъ начинать годъ отъ воплощенiя Бога-Слова, когда спасенiе мiру возсiя, а онъ объ антихристъ...
- А ещё большая борода...
- Да нынъ, братцы, большiя-то бороды "не въ авантажъ..." Того и гляди - угодитъ въ Преображенскiй, къ Князь-Кесарю...
Такъ волновались и спорили Москвичи... всъ сорокъ сороковъ Бълокаменной и оглушительный громъ пушекъ возвъстили о новолътiи и - вмъстъ съ тъмъ о новыхъ порядкахъ..." (конец цитаты)

Вот так, господа! У нас как новые порядки, так и антихрист мерещится. 1917-й год мой дед Тихон принял за пришествие Антихриста и, следуя Писанию, не отдал дочерей замуж, но это уже другая интересная, но грустноватая история. А не такое уж далёкое событие "перестройка" 1985-го? И тогдашний Генсек с пятном на лбу? И мы уже тоже "лицезрели" Антихриста...

Поступь Великой нашей истории иногда сопровождается... оторопью. Хорошее слово: произошло от праславянского obtorpa - со значением "дурман", "состояние экстаза", "опьянение", "оцепенение". "восторг"... В древнерусском и поныне слово "оторопь"  употребляется в значении "торопливость", "страх", "замешательство", "растерянность"... Да, Великие шаги сопровождаются состояниями и чувствами от восторга-экстаза до замешательства - и обратно. И так -  давно-давно, и недавно, и сейчас.


Рецензии