Мой египетский сад. Лавзония и истоки мехенди

Lawsonia inermis – хна неколючая, по-древнеегипетски «анхаму» («анх-ими») или «хенну», а по-коптски «коупер» (от греч. «кипрос»); по-римски «кипер».

Хна (лавзония) – одно из садовых растений иноземного происхождения, введённых в культуру с I-й египетской династии. Её путь до Египта и Ливии, а там и Нубии был долог – по одной из версий, этот высокий (до 6 м.) изящный кустарник, как и один из видов сирени, родом из Ирана. Хна роскошно удалась в нильской долине – рощи этого деревца нарочно разводили и для сбора листьев, и для живой изгороди, которую охотно будут посещать пчёлы. Хна цветёт во второй половине лета, при разливе Нила, разбавляя розовой дымкой багрянец гранатов и морозную белизну миртов.

Узкие и длинные кисти ароматных соцветий хны (по-римски «кипер») были одним из компонентов сухих духов «кифи» и таинственного притирания «киприна». Хна входила в траурные букеты: один такой Г. Масперо извлёк из гробницы фиванского некрополя для знати периода XX – XXVI-й династий, а связки других нашли в некрополе римской эпохи, известном как Хавара. У мелких лососевых или кремовых цветочков хны тонкий аромат розы, но в первую очередь и до сих пор это растение ценят как источник красителя. Из её листьев получали серо-зелёный порошок, дающий оттенки от цвета запёкшейся крови до палевого и ею красили нити для пёстрых одежд.

На руках и ногах нарисованных египетскими художниками ливийских воинов есть строгие узоры – это не хна, а татуировки, до сих пор модные на севере Африки. Но обычай украшать себя затейливыми пунцовыми и пурпурными узорами с помощью сока хны в своё время, видимо, возник как замена болезненной татуировке. У знатных египтян окрашивание волос (особенно седых) и макияж были признаком статуса и посмертной защиты, при этом даже по мумиям трудно установить, что было использовано: хна или не менее популярные охра и гематит.

Тем не менее, растение «хенну» из очень древнего папируса Эберса относительно уверенно идентифицируют с хной, тем более, что оно использовалось как раз для лечения редеющих волос. В луврских папирусах есть упоминание цветов «анхаму» («анх-ими»), бальзам из которых наносился на конечности при обряде мумификации. И более того – аромат анхаму возвращал умершим дыхание жизни. Есть все основания полагать, что «анхаму» – синоним «хенну», другого, более обыденного названия хны.

В медицинском папирусе Берлин (§ 53) цветы анхаму рекомендованы в качестве припарки для опухоли, и это можно сопоставить с нубийским методом излечения опухших рук и ног при помощи смеси листьев акации и одичавшей в Африке хны. И традиция окрашивать тело хной оказалась неискоренима даже у этих темнокожих племён, но только они не рисуют узоры, которые попросту трудно было бы разглядеть на них, а натираются соком полностью, так что их шоколадная кожа приобретает очень красивый красно-кофейный оттенок зрелого финика.

Листья хны нубийцы используют и как даровой дезодорант – носят их пучки в подмышках. Если учитывать огромную историческую связь между египетским этносом и разными африканскими народами, то, вероятно, опыт использования хны у них был тоже общим, с минимальными различиями. П. Альпини сообщает о лечении в исламском Египте порошком хны головной боли, ожогов, волдырей, воспалений и зловонных язв (в последнем случае хна кроме прочего устраняла дурной запах гноя). Такого рода практика восходит к опыту тысячелетий.

В XIX-м веке египетские дамы наносили на тело хну в точности так же, как и их предки: "Женщины из высших и средних слоев, а часто и из простонародья красят кисти рук и ступни ног (обычно очень красивых) хной, что придает коже желтовато-красный или темно-оранжевый оттенок. Многие красят только ногти, другие — суставы пальцев, некоторые проводят полосу над суставами, есть и другие способы окраски, но наиболее распространен обычай красить кончики пальцев до первого сустава, всю ладонь и всю ступню и проводить полосу над средними суставами.

Этот обычай существует не только в Египте, но и в других восточных странах, где есть хна с берегов Нила. Окраску хной можно считать украшением, поскольку она подчеркивает нежный цвет кожи на руках и ногах. Но многие египтянки добавляют к хне негашеную известь, сажу и льняное масло, что придает ей черный или черновато-оливковый оттенок. Часто можно встретить египтянку, у которой так окрашены ногти или кончики пальцев до первого сустава; кожу между первым и вторым суставами окрашивают в красный цвет, между вторым и третьим — в темный, а ладони и ступни — красные с широкой темной полосой. Некоторые просто чернят кончики пальцев и ладони" – это записал арабист Лейн.

Клот-Бей в то же время отметил, что годовой сбор "геннеха" (хны) много выше сбора знаменитого египетского льна. По приезде из Каира и сам Александр Дюма не забыл упомянуть в своей кулинарной книге тонкие, красные от хны руки египетской красавицы, подавшей ему чашу холодного шербета из плодов дум-пальмы. В веке XX-м веке востоковед Васильев отмечает использование хны в связи с разными церемониями – например, ребёнку перед обрезанием окрашивают ступни и ладони (так делают и мусульмане, и копты). В древности у египтян красный цвет – знак кровавой победы жизни над смертью.

Хна – чёрно-пурпурная, багряная, вишнёвая, розовая, оранжевая, заменяла иной раз дорогие красные амулеты из яшмы и сердолика на летних праздниках богинь Исиды и Нейт. Хна защищала руки, и особенно босые ступни от зноя, раскалённого песка и паразитов. Хна – позолота для кожи, но не опасная. На Востоке каждый народ её применял на свой лад, пока не родилось искусство мехенди. О каких-то особо сложных узорах хной у древних египтян мы не знаем, но на погребальных масках дам, живших в римскую эпоху отмечен игривый, забавный макияж: красное кольцо на подбородке, а то и спирально завитые «усики» вокруг носа.

На статуэтки додинастического периода нанесён орнамент, похожий на пунктирную татуировку, но татуировки как таковые на коже исследованных мумий встречаются очень редко. У лютнистки, изображённой на одном фаянсовом блюде (экспонат музея в Лейдене) на бедре видна фигурка божка Бэса, и она в равной степени может быть и татуировкой, и просто рисунком. На одной древней фиванской росписи парнишка-богомаз кисточкой в шутку рисует усики приятелю, пока их босс – надзиратель храмовых работ, спит. А что бы не пришло в шальные головы родовитых затейниц? В их ларцах для косметики и краски были те же, что и у художников, исключая хну…

Источники:

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche.

Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.

Грин Лин: статья «Туалетные принадлежности и косметика» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 412 – 417./Lyn Green: “Toiletries and cosmetics. ” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 412 – 417.

Васильев А.М. Египет и египтяне - Москва: Мысль, 1986 - с.255

Кинк Хильда Августовна. Древнеегипетский храм. Издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, Москва, 1979 г. Отв. редактор Ю.Я. Перепёлкин. § 18. Вспомогательные сооружения и приспособления.

Манфред Луркер. «Египетский Символизм». Книга из серии "Символы" Издательство Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век». Москва 1998 г.

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание).

Лэйн Эдвард Уильям. Нравы и обычаи современных египтян. М., 1982 г.
Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Мюррей Маргарет. Величие Древнего Египта. Центрполиграф; М.; 2009

Бадж Э.А.У. Мумия: Материалы археологического исследования египетских гробниц. М.: Алетейа Серия: Традиция, религия, культура ISBN: 5-89321-086-7 Год: 2001

Дюма А. Большой кулинарный словарь. Переводчик: Мирошниченко Г. П. Издательство: АСТ: Астрель, 2007 г.


Рецензии