ЕГЭ. Забвению не подлежит. Я и другие

Забвению не подлежит

Несомненно – это тема войны. Тема победы русского оружия в разных битвах для русской литературы не новая и всегда актуальная. Вспомним гениального Ломоносова с его одой «На взятие Хотина» - о победе над турками в 1739 г. «Шумит с ручьями бор и дол: \Победа, росская победа!» Пушкин – о Петре Великом: «Он весь, как Божия гроза» - о победе под Полтавой в поэме «Полтава».

На месте той битвы основан музей-заповедник «Поле Полтавской битвы», как и музеи-заповедники: «Куликово поле», «Бородинское поле, «Прохоровское поле», созданные на месте трагических схваток с врагом в 1380, 1812 и 1943 годах соответственно.

Традиционно в честь победы ставились храмы-памятники, например: Во имя всех святых (что в Кулишках) в память о погибших на Куликовом поле в 1830 г .

Особенно значительна тема победы в 1812 г. Она звучит в «Воспоминаниях» Пушкина в Царском Селе: «Отчизну обняла кровавая забота, Россия двинулась». Звучит она и в стихотворениях Лермонтова «Бородино», «Два великана». И не только в поэзии – прославлен великий подвиг в архитектуре, это: храм Христа Спасителя, Александровский (в честь императора Александра 1) сад и Манеж в центре Москвы, Бородинский мост (от Арбата в Дорогомилово). 

В календаре отмечены Дни воинской славы. Так, 10 июля – день воинской славы – победа русских войск под предводительством Петра Великого над шведами, перелом в Северной войне, после чего Швеция навсегда перестала потеряла свой авторитет в Европе.

Великая Отечественная война 19941-1945 сразу нашла воплощение народного подвига в летучих жанрах: в очерках и стихотворениях Симонова, Твардовского. Прежде всего – это песня «Священная война»: «Вставай, стран огромная!» Как заклинание звучал призыв: «Жди меня – и я вернусь». Потому что «До тебя мне идти далеко, а до смерти четыре шага». Живым голосом обращается к нам солдат: «Я убит подо Ржевом».

В прозе ярко описаны эпизоды войны: «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Молодая гвардия» А. Фадеева
Роман-эпопею о войне 1812 года Лев Толстой написал через полвека после тех событий. Для нашего времени, очевидно, нужны иные сроки. Во всяком случае, кажется, нет еще эпического произведения соответствующего размаха.
Впечатляют исторические реконструкции, особенно на темы Великой Отечественной войны. Главное: память о войне жива в народе.

С лозунгом «Никто не забыт -  Ничто не забыто!» текут народные реки по улицам огромных городов – «Бессмертный полк» - без полководца.


Я и другие

Человек не может сам родиться и вырасти. Ему нужны спутники: кормилец, учитель, друг, близкий человек для создания семьи и зачем-то нужны дети, хотя они требуют очень многого, и, может быть, поэтому проблема детства и воспитания не прозвучала в русской литературе.

В классической литературе чаще всего мужчина-герой общается с себе подобными и так раскрывается – для других и для самого себя. Обычно полное раскрытие натуры героя происходит в его отношении к девушке (к женщине). Об этом свидетельствуют все примеры русской классики: у Пушкина: Онегин - Ленский и Татьяна, у Лермонтова: Печорин – Грушницкий и Мэри, Вера. У Гончарова: Обломов – Штольц и Ольга. У Тургенева: Базаров - Аркадий и Одинцова.
 
Только главные герои Л. Толстого являют параллели развития и поиска, а не контраст. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Но и у них есть антиподы: Анатолий Курагин, Борис Друбецкой. Вершиной сюжетного развития – впервые в русской литературе – является судьба не мужчины, а - Наташи Ростовой.  Впрочем, этот вариант предсказан историей (судьбой) Маши Мироновой, капитанской дочки, героиней романа Пушкина.   
Очень резко контрастируют Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Впервые в русской литературе мужчина и женщина противостоят идеологически. Но в тесном союзе.

Все духовные и прочие поиски героев остались в Х1Х веке. В советской литературе герои заняты делами текущего дня: строительством, коллективизацией, войной. В первом советском романе «Мать» (Горький) вдовой Ниловной сделано такое наблюдение относительно сына: увлечение девушкой требует денег, а он всю получку отдавал матери, значит- увлечение новое, необычно. Так и было: Павел Власов увлекся политикой. Общественная жизнь вытеснила всё остальное. Так обозначился резкий переход от частной жизни – к общественной, от личной - к коллективу, от одного строя жизни - к совершенно новому, неизведанному.

Личная жизнь все же сохранилась: в поэзии. Этим объясняется всплеск интереса к поэзии во второй половине Х1Х века. Здесь коренится источник споров между лириками и физиками. Отсюда и заявление Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт». В поэте видели если не пророка, то певца «любви, певца своей печали». Жалобно пропел Окуджава. Прохрипел в надрыве Высоцкий. Таковы голоса русских лириков ХХ века.

Сумерки «перестройки» заглушили все звуки и погасили все цветы. Лозунг «всё на продажу» оказался для нас смертельным.


Рецензии