Сакральный инсектарий. Богомол и последний танец

В 1929 году в руинах селения царских мастеров Сед-Матт (ныне Дейр-эль-Медина) археолог Бернард Брюэр нашёл кем-то вылепленный в древности из ила крохотный гробик в форме человечка, даже с подобием личика-маски, а в нём – «мумию» богомола, почтительно завёрнутую в тонкий саван. Уже давно известно, что египтяне клали мумии священных скарабеев в миниатюрные ковчеги, а вот в гробиках из ила и глины они каждый год «хоронили» зерно в честь осенних мистерий Осириса. К зиме семена прорастали сквозь ил, орошённый водой, знаменуя возрождение бога и жизни на земле.

В 1933 году у Людвига Кеймера мелькнула мысль о связи маленького лугового хищника с культом бога природы, но отчего же тогда не хоронили богомолов в том же Абидосе, центре почитания Осириса? У жрецов, правда, были свои реликварии для зёрен, из золота, куда ил добавляли лишь временно. И лишь простой люд лепил свои «мумии зерна», как их называли, прямо из него. А погребение богомола, до сей поры, – единственное в своём роде. В Египте верили, что душу умершего к трону бога Осириса на суд вёл некий дух по имени Абит (в другой огласовке Ибаит, Баби и даже Бебаит).

У него, по Баджу, однозначно вид богомола, но не всё так просто... У слова «абит» были разные же «ключи» для прочтения – это и оса, и птичка, и кузнечик, и богомол, и танцующий человечек. По последнему детерминативу слово «абит» в переводе означает «танцор», «танцорка». Во время линьки богомол, строением тела похожий на танцовщицу или акробатку с её артистической фигурой, и правда «танцует» – рвётся вон из старой кожи. А линяет он часто, и потому вечно «юный». Он то и дело сводит к груди серпы передних лапок в своей невольной «молитве».

С точки зрения египтянина, он то и дело впадает в «адорацию» (славит в экстазе богов). В обряде египетских похорон особые мимы пускались у ворот гробниц в экстатический пляс, а дамы танцевали перед лицом смерти дерзкий кекуок. У снятой с ладьи мумии совершался последний и самый важный обряд – «Отверзания уст и очей». К «лицу» мумии подносили разные амулеты – и те же жесты как будто повторяет богомол, разглядывая жертву и поедая её.

В заупокойных текстах насекомые, помимо скарабеев, упоминаются вскользь: примеру, были главы Книги Мёртвых о «превращении» духа умершего в пчелу и кузнечика, а фараон Пиопи II возносился к небу саранчой, или «кузнечиком Ра». А вот богомол редок в священных книгах, он очень случаен. В папирусе Ну (pBM EA 10477), одной из версий Книги Мёртвых, говорилось: «Я ушёл к царю, миновавшему мой дом, и это был богомол, который пришел за мной». В папирусе Небсени (Британский музей, № EA9900) имя духа Абит написано с «ключом» в виде богомола.

47-я строка текстов гробницы фараона Сети I гласит: «я видел моего отца в его любой форме - то кедетем», и в конце её с благоговением начертана ни с чем не сравнимая фигурка того же насекомого. Из этого можно сделать вывод, что таинственное слово «кедетем» - это другой древний термин для богомола. То же самое повторено на каирском остраконе (JE 44892). И ещё силуэт богомола был небрежно нацарапан пером в Книге Мёртвых верховного жреца Пиноджема II, свиток которой хранится в музее Лондона (Кэмпбелл, BM 10793, Tb 076).

Абит – многоликий дух, его разный вид – не более чем аллегория, хотя и странная, как во сне или предсмертной агонии. Амулетов в виде насекомых была тьма, но до сих пор не найдено, скажем, погостов для тех же пчёл, ос – главных царских тотемов, стрекоз, кузнечиков или мух, в виде которых чеканили золотые «рыцарские ордена». Но, быть может, гробик с богомолом – это игра детей из семьи сельских жрецов? Абит – гроза мелких вредных насекомых. Но не все видели его, и оттого его изображения – редкость. Из них последнее относят к Позднему периоду – маленький бронзовый шпатель, отлитый в форме насекомого.

На лугу маленького монстра не так просто изловить, но у мальчишек он вызвал бы истинный восторг. В гробнице Хеси (VI династия), чьи панорамные рельефы были опубликованы в 1999 году Н. Канавати и М. Абдер-Разиком, не сохранились краски, но если бы они были, то богомол, сидящий там на длинной плети рдеста, сливался бы с его листьями цветом. Это насекомое – гений маскировки, и высекали его в камне гениальные камнерезы (красивейшие резные картины были созданы в частных гробницах как раз V-й и VI-й династий).

У богомола, выточенного на стене, «изломанная» фигурка (кузнечики – те прямые, как палочки), треугольная головка, и он «молится» что твой смиренный инок. В египетской грамоте значок человечка с поднятыми в молитве руками служил «ключом» не только к слову «дуа» («обожать»), но и к «седжа» («таиться») и даже к имени изначального бога – Амона («тайного»). И богомол на водных травах под носом ладьи умершего мог быть завуалированным образом незримого проводника душ, одной из форм бога. Но, правда, в эпоху, когда жил Хеси, божественные церемонии относились лишь к владыкам Египта (например, Отверзание уст).

В Египте и по сей день обитает пять видов богомолов: религиозный (Mantis religiosa), африканский древесный (Sphodromantis viridus), карликовый богомол Пайкуля (Miomantis paykullii), бурый амелес (Ameles aegyptiaca) и несуразного вида пустынный богомол (Eremiaphila). В ильном гробике из Луксора покоился ярко-зелёный богомол гастрика (Sphodromantis bioculata/ Sphodromantis gastrica), ныне обитающий на юге и востоке Африки. Эта редчайшая находка – ещё одно подтверждение того, как сильно изменился мир египетской природы с древних времён.

Об истинном отношении египтян к богомолу теперь узнать сложно – мало источников. Но во всём остатнем мире, среди разных народов, это насекомое имело священную или колдовскую коннотацию. В 9-м веке до н.э. в аккадском словаре богомола с трепетом называют «некромант» и «луговой оракул». В античной Греции его окрестили «мантис» («пророк»). В средневековой Франции считали, что богомол укажет дорогу заблудившимся детям и вообще путникам, а арабы полагали, что он знает путь в Мекку. Корни такого мистического взгляда на богомола могут идти и от куда более древних цивилизаций, передающих молодым свой опыт.

Источники:

Критски Джин, Черри Рон. «Насекомые в мифологии»./Gene Kritsky, Ron Cherry. Insect Mythology. Publication info: San Jose, CA : Writers Club Press, 2000.

Эванс Линда. Богомол в Древнем Египте. Статья в научном журнале «Бюллетень Австралийского центра Египтологии». Университет Маккуори, Сидней, Австралия./ Linda Evans. The praying mantis in Ancient Egypt Journal The Bulletin of the Australian Centre for Egyptology Macquarie University, Department of Ancient History, Sydney StatePublished – 2004 LanguageEnglish Pages7-18 Number of pages12

Кенауи Мохамед. Насекомые в Древнем Египте (при фараонах). Статья в Египетском Академическом журнале «Биологические науки» в рубрике «Энтомология», Том 8, № 1, 2015 год /Mohamed Kenawy. Insects in ancient (Pharaonic) Egypt: a review of fauna, their mythological and religious significance and associated diseases Vol. Egyptian Academic Journal of Biological Sciences (A. Entomology) Vol.8(1)pp15-32

Мюррей Маргарет. Величие Древнего Египта. Центрполиграф; М.; 2009

Морэ Александр. Египетские мистерии (традиция, религия, культура)./Пер. с французского С.В. Архиповой – М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009 г.

Мертц Барбара. Красная земля, Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. Москва. Изд-во ЗАО «Центрполиграф», 2004 г.

Бадж Э.А.У. Мумия: Материалы археологического исследования египетских гробниц. М.: Алетейа Серия: Традиция, религия, культура ISBN: 5-89321-086-7 Год: 2001

Бадж Э.А.У. Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: Центрполиграф, 2009.

Бадж Э.А.У. Боги египтян. Царство света или тайны загробного мира. Пер. с англ. А.Б. Давыдовой, И.Б. Куликовой. М.: ЗАО Цетрполиграф, 2014 г.
http://www.reshafim.org.il/ad/egypt/bestiary/insects.htm


Рецензии