ВМФ Италии во Второй мировой войне

О том, что итальянцы проявили себя как неважные вояки во время Второй мировой войны, читал и слышал не раз.  Из всех союзников Германии разве что румыны воевали еще хуже. Причем об этом говорили не только враги, но и немцы, которые видели в Италии скорее обузу, чем помощника. Для этих суждений есть основания. Судите сами.

Решили итальянцы, пользуясь смутой, отхватить себе колонии в Эфиопии, начали войну с противником, не обладающим современным оружием, и надолго застряли там.  Решили отхватить нефтеносные районы Ливии, и снова облом. Британцы уперлись рогом, «макаронникам» даже Роммель не помог, и в итоге и немецкие войска, и итальянские, вынуждены были сдаться. Да и в Европе не лучше получалось у итальянской армии.  Объявили войну в 1940 году уже почти поверженной Франции в надежде отхватить кусок французской территории, но надолго застряли в приграничных сражениях.  А когда стали воевать на Балканах, решив отхватить часть Греции, свободолюбивые греки чуть их не разбили, пришлось Гитлеру помогать своему союзнику Муссолини. 

Чуть лучше у итальянцев получилось воевать на Средиземном море, которое они считали своим внутренним морем.  Стали строить красивые внешне корабли, но вот техническая их начинка оставалась устаревшей.   Да и отвагу в сражениях на море итальянцы проявляли отнюдь не всегда. Обо всем этом и пойдет речь ниже.

В 1935 году, впервые после Первой Мировой Войны, итальянский флот провел полную мобилизацию, в связи с подавлением волнений в Эфиопии. Однако, по всему было видно, что приближается новый большой пожар в Европе – кризис следовал за кризисом, и руководство Италии не решалось отменять боевой готовности. Вторая Мировая война, по этой причине, для итальянского военного флота не была какой-то особой неожиданностью, однако насколько флот был готов к противостоянию на море?

На самом деле, эта постоянная готовность сыграла злую шутку. С одной стороны, пять лет по законам военного времени – это не шутка. От ожидания войны устали и люди и корабли. С другой – никто не ожидал, что случиться все так скоро – ведь по заверениям итальянского правительства, боевые действия в Европе если и должны были начаться, то только к 1942 году, что подтверждалось подписанием договора стран «Оси» между Италией и Германией.

В итоге, к моменту реального начала боевых действий в 1940 г., в полностью боеспособном состоянии из крупных итальянских кораблей находились только 2 линкора и 19 крейсеров.

Итальянский флот перед началом Второй Мировой Войны (крупные корабли, не считая эсминцев и т.п.)
Находятся в строю: линкоры «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре», 19 крейсеров.
Находятся на дооснащении: линкоры «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио», «Дориа»
Находятся в постройке: линкоры «Рома», «Имперо», 12 крейсеров.

То, что делает итальянскому флоту честь

Итальянцы преуспели в налаживании второстепенных служб по степени участия, но не по значимости в вопросах войны. На складах всегда было вдосталь необходимых припасов, а верфи и порты работали исправно. Команды кораблей также исправно несли службу, и во многом это компенсировало недостатки подготовки к войне.

На высоте была также службы связи, радиоразведки (не забываем, Маркони проводил свои радио опыты именно на кораблях итальянских ВМФ) и криптографии.

В начале войны флот имел свою собственную разветвленную и высокоэффективную сеть связи, в которую входили телефон, радио и телеграф. Кроме нее, существовала своя отдельная секретная телефонная сеть, связывавшая все флотские штабы па полуострове и в Сицилии. О её эффективности говорит хотя бы тот факт, что зачастую итальянцы располагали самыми точными и полными сведениями, просто расшифровывая «на лету» радиосообщения англичан.

То, что чести итальянскому флоту не делает

Гораздо хуже обстояли дела с поставками топлива. Муссолини полагал, что война в Европе не может идти больше 3 месяцев. Исходя из этих расчетов, тех 1 800 000 тонн нефти которыми страна располагала к началу войны, хватало с избытком, учитывая, что в месяц флот тратил «всего» 200 000 тонн. Очень скоро итальянцы поплатились за беспечность. Уже к 1943 года флот мог тратить в месяц всего… 24 000 тонны нефти!

Из построенных и ещё только строившихся судов, ни одно не имело радара (экспериментальные установки малой мощности появились к концу войны). Отмечалось плохое взаимодействие судов в ночное время, неудовлетворительность торпедных стрельб. Можно сказать, что итальянский флот немного «опоздал» ко Второй Мировой Войне – даже если бы война и началась в 42-м, двух оставшихся лет вряд ли хватило бы, чтобы из положения отстающего выйти в лидеры.

Флотская авиация, а вернее отсутствие таковой, было одной из самых больших ошибок Муссолини при подготовке к войне. После Первой Мировой войны флот самостоятельно занимался решением проблем взаимодействия кораблей и самолетов. Но в 1923 году, когда были созданы итальянские ВВС, флоту приказали прекратить все работы в области авиации, провозгласив лозунг «независимая воздушная война по своим собственным законам»!

Муссолини был согласен с новой доктриной — самолеты ВВС, действуя с береговых баз, сами превосходно справятся с любыми задачами морской войны. Авианосцы и прочее – выдумки англичан, ненужные на Средиземном море… Только 1941 году он переменил мнение и отдал приказ срочно переоборудовать два больших лайнера в авианосцы, однако это решение, как и многие другие, просто опоздало.

Но сказать, что все итальянские корабли никуда не годились как боевые единицы, а моряки не умели воевать и не проявляли самоотверженности, нельзя. Судите сами…

…Подводная лодка "Эванджелиста Торричелли" патрулировала Аденский залив, когда столкнулась с сильным противодействием противника. Из-за полученных повреждений возвращаться пришлось в надводном положении. На входе в Красное море лодка встретила английский шлюп "Шорхем", который срочно вызвал подмогу. ”Торричелли” первой открыла огонь из своего единственного 120-мм орудия, попав вторым снарядом в шлюп, который был вынужден отступить и уйти на ремонт в Аден.

Тем временем к месту завязавшегося боя подошел индийский шлюп, а затем дивизион британских эсминцев. Против единственной пушки лодки оказалось девятнадцать 120-мм и четыре 102-мм орудия плюс множество пулеметов.

Командир лодки Сальваторе Пелози принял бой. Он выпустил все торпеды в эсминцы "Кингстон", "Кандагар" и "Хартум", продолжая при этом маневрировать и вести артиллерийскую дуэль. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в "Хартум". Через полчаса после начала сражения лодка получила снаряд в корму, повредивший рулевое устройство и ранивший Пелози.

Спустя еще некоторое время орудие "Эванджелисты Торричелли" было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, командир приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца "Кандагар", причем Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием. С борта “Кандагара” итальянцы наблюдали, как на "Хартуме" разгорается пожар. Потом сдетонировал боезапас, и эсминец ушел на дно.

“Хартум” (1939 г. постройки, водоизмещение 1690 тонн) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской истории. Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Командир Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.

Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. "Торричелли" ушла под воду с развевающимся боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника. Капитан 3-го ранга Сальваторе Пелози был удостоен высшей военной награды Италии, "Медалиа Д’Ор Ал Валор Милитари" (Золотая медаль за военную доблесть).

Упомянутый “Кандагар” недолго бороздил моря. В декабре 1941 года эсминец подорвался на минах вблизи ливийского побережья. Вместе с ним ушел на дно легкий крейсер “Нептун”. Два других крейсера британского ударного соединения (“Аврора” и “Пенелопа”) также подорвались на минах, но смогли вернуться на базу.

Потомки великого Марко Поло сражались по всему миру. От ледяной синевы Ладожского озера до теплых широт Индийского океана. Два затонувших линкора англичан (“Вэлиант” и “Куин Элизабэт”) — результат атаки боевых пловцов “Дечима MAS”.  Были потопленны крейсеры Его Величества “Йорк”, “Манчестер”, “Нептун”, “Каир”, “Калипсо”, “Бонавенчер”. Первый пал жертвой диверсии (катер со взрывчаткой). “Нептун” подорвался на минах. “Манчестер” стал самым крупным боевым кораблем, из всех, когда-либо потопленных торпедными катерами. “Каир”, “Калипсо” и “Бонавенчер” были торпедированы итальянскими подлодками.

400 000 брутто-регистровых тонн — таков суммарный “улов” десяти лучших подводников Regia Marina. На первом месте итальянский “Маринеско”, Карло Феция ди Коссато с результатом 16 побед. Другой ас подводной войны Джанфранко Гаццана Приороджа потопил 11 транспортов суммарным водоизмещением 90 тыс. брт.

Итальянцы воевали в Средиземном и Черном морях, у берегов Китая, в Северной и Южной Атлантике. 43 207 выходов в море. 11 миллионов миль боевого пути.

По официальным данным, моряки Regia Marina обеспечили проводку десятков конвоев, доставивших 1,1 млн. военнослужащих и 60 тысяч итальянских и немецких грузовиков и танков в Северную Африку, на Балканы и средиземноморские о-ва. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

И, конечно же, золотая страница в истории итальянского флота - десятая флотилия штурмовых средств. Боевые пловцы “черного князя” Валерио Боргезе — первый в мире военно-морской спецназ, наводивший ужас на противников.

Британская шутка о “не умеющих воевать итальянцах” справедлива лишь с точки зрения самих британцев. Очевидно, что ВМС Италии как в количественном, так и в качественном отношении уступали “морским волкам” Туманного Альбиона. Но это не помешало Италии стать одной из сильнейших морских держав и оставить свой неповторимый отпечаток в истории морских сражений.

Каждый, кто знаком с этой историей, обратит внимание на очевидный парадокс. Основная доля побед ВМС Италии пришлась на малые корабли — субмарины, торпедные катера, человеко-торпеды. В то время как крупные боевые единицы особого успеха не добились.

Парадокс имеет несколько объяснений.

Во-первых, крейсеры и линкоры Италии можно пересчитать по пальцам.

Три новых ЛК типа “Литторио”, четыре модернизированных линкора времен Первой мировой, четыре тяжелыхкрейсера типа “Зара”, “Больцано” и пара первенцев -“вашингтонцев” (“Тренто”). Из которых реально боеспособными были лишь “Зары” и “Литторио” + десяток легких крейсеров, размером с лидера эсминцев.

Впрочем, даже здесь про отсутствующий успех и полную бесполезность говорить не приходится.

Ни один из перечисленных кораблей не стоял у причала. Линкор “Витторио Венето” выполнил за годы войны 56 боевых заданий, пройдя с боями 17 970 миль. И это на ограниченном “пятачке” Средиземноморского театра военных действий, при наличии постоянной угрозы из-под воды и с воздуха. Регулярно попадая под удары противника,  и получая повреждения различной степени тяжести (линкор затратил на ремонты 199 дней). При том он еще умудрился дожить до конца войны.

Достаточно проследить боевой путь любого из итальянских кораблей: там в каждой строке соответствует какое-либо эпическое событие или знаменитое сражение. “Выстрел у Калабрии”, бой с конвоем Эсперо, перестрелка у Спартивенто, бой у Гавдоса и сражение у мыса Матапан, первый и второй бои заливе Сидра... Соль, кровь, морская пена, стрельба, атаки, боевые повреждения!

Назовите еще тех, кому удалось принять участие в стольких перипетиях такого масштаба! Вопрос риторический, ответа не требует. Противник у итальянцев был “крепким орешком”. Королевский военно-морской флот Великобритании. “Уайт энсайн”. Круче некуда. На деле силы противников оказались примерно равны! Итальянцы обошлись без Цусимы. Основная часть битв закончились с равным счетом.

Трагедия у мыса Матапан была обусловлена одним-единственным обстоятельством — отсутствием радаров на итальянских кораблях. Невидимые в ночи британские линкоры приблизились и расстреляли в упор три итальянских крейсера. Вот такая ирония судьбы. На родине Гульемо Маркони радиотехнике уделялось не слишком много внимания.

Еще пример. В 30-е гг. Италия владела мировым рекордом скорости в авиации. Что не мешало итальянским военно-воздушным силам быть самыми отсталыми ВВС среди западноевропейских стран. В годы войны ситуация ничуть не улучшилась. У Италии не было ни достойных ВВС, ни морской авиации. Так стоит ли удивляться тому, что немецкие “Люфтваффе” добились больших успехов, чем итальянские моряки?

Можно еще вспомнить позор в Таранто, когда тихоходные “этажерки” (торпедоносцы-бипланы с английского авианосца) за одну ночь вывели из строя три линкора. Вина целиком лежит на командовании итальянской военно-морской базы, поленившемся натянуть противоторпедную сеть.

Но ведь итальянцы не были одиноки! Эпизоды преступной халатности имели место на протяжении и всей войны — как на море, так и на суше. У американцев — Перл-Харбор. Даже железный “Кригсмарине” падал своим арийским лицом в грязь (битва за Норвегию).

Бывали совершенно непредсказуемые случаи. Слепая удача. Рекордное попадание “Уорспайта” в “Джулио Чезаре” с дистанции 24 километра. Четыре линкора, семь минут пальбы — одно попадание! "Попадание можно назвать чистой случайностью ", - сказал английский адмирал Каннигхэм.

Ну что же, итальянцам в том бою чуть-чуть не повезло. Так же, как не повезло британскому “Худу” в бою с немецким линкором  “Бисмарк”. Но ведь это не дает оснований считать британцев негодными моряками!

Итальянцы умели воевать, но в какой-то момент разучились строить корабли. Не самый плохой на бумаге, итальянский “Литторио” стал одним из худших кораблей в своем классе. Второй с конца в рейтинге быстроходных бэттлшипов, перед заведомо уцененным “Кинг Джордж V”. Хотя даже британский линкор со своими недостатками, возможно, обставит итальянца. Радаров нет. Системы управления огнем на уровне Первой мировой. Переворсированные орудия бьют, как попало.

Первый из итальянских “вашингтонцев”, крейсер “Тренто” — ужасный конец или ужас без конца? Эсминец “Маэстрале” — ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”.

Тяжелый крейсер типа “Зара”. Говорят, лучший из “вашингтонских крейсеров”. Как же так, у итальянцев в кои-то веки получился нормальный корабль? Отгадка у задачи проста. “Макаронники” совершенно не заботились о дальности плавания своих кораблей, справедливо полагая, что Италия расположена в центре Средиземного моря. Что значит — все базы рядом. В результате дальность плавания итальянских кораблей выбранного класса, по сравнению с кораблями других стран, была меньше в 3—5 раз! Вот откуда лучшая защищенность и другие полезные качества.

В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего. А вот воевать итальянцы на них действительно умели.


Рецензии