Черепно-мозговая травма - что НЕ осталось за кадро

Грань чуда – штука тонкая и хрупкая: чуть не дошёл до неё – вышла блеклая рутина, а зашёл чуть дальше – так сразу, бредни да выдумки! Для того, чтобы балансировать ровно на чудесной грани, надо помнить одно: самое большое чудо – не белые пятна природы, не призраки и НЛО, да и не всякая конспиролажа – самое большое чудо, это живые люди. Люди, которые несмотря на все тяготы быстротекущей жизни, способны на вечные поступки!

Это не пафос. Это как-раз ТО, благодаря чему мы все ещё и несмотря ни на что, радуемся летящим мгновениям – причём, воистину, на самом деле, без устали и самообмана!..
А в этой истории фигурируют разные чудеса, с разным градусом невероятности. Верить ли, не верить ли – воля ваша. Однако следует знать: вера первична, и чудо даётся тому, кто способен на веру. Тому же, кто устал от жизни, чей взгляд насмешлив и зашорен, чудеса ни к чему – даже если они творятся прямо перед носом...

Впрочем, довольно теории! – это рассказ о реальных событиях, которые мне довелось пережить в начале этого тысячелетия.
...Никогда не забуду первую полную луну того, 2001-го, года! – первая луна тысячелетия была похожа на огромное пятно в багровых тонах. Рваные туи вороньём висело над ней, словно веки у Вия. В общем, всю первую половину года я жил в ожидании беды, а всю вторую половину ее расхлёбывал...
Впрочем, обо всё по-порядку. В середине июля, мы с друзьями приняли участие во II Закавказском чемпионате по играм «Что? Где? Когда?», который прошел на море, в Кобулети. Нам удалось одержать верх над сильнейшей тогда командой в Грузии, и даже над шестёркой Ровшана Алескерова. Серебряный итог мы решили окатить игристым, но – увы: «при такой густой жаре» не осилили и полбутылки! (впоследствии, это оказалось немаловажной деталью...)

Жара не спала и к трем часам ночи - и другим не давала СПАТЬ (простите за невольный каламбур). А в четвёртом часу утра, мы танцевали на веранде второго этажа. Шум далеких волн, чарующая музыка Силвиана и Сакамото, романтическая обстановка... одним словом, я и не заметил, что веранда была открытой, без перил, а внизу громоздились осколки армобетона...

Перебивка.
 Затемнение
  Следующий кадр:

в завалах строймусора валяется парень лет тридцати, с расколотым черепом и разбитым всмятку локтем!..
Друзья кое-как перетащили меня на трассу, ребята из армянских и азербайджанских команд собрали деньги...  впрочем, единственное, что могло меня спасти, это нейромобиль. А весь их парк – в Тбилиси: вызвал – и жди часа три. А в такое время, в Кобулети даже такси не поймаешь!

И тут – неожиданно и внезапно – ночная мгла расступилась, и на дороге возник нейромобиль. Чудо? Нисколько! накануне вечером, у жителя одного посёлка под Кобулети случился инсульт – и теперь спецмашина мчала его в Тбилиси на дикой скорости, а сам он лежал внутри без сознания! Надо понимать: даже приди больной в себя, у него не было ни малейшего шанса увидеть и услышать из недр нейромобиля, ЧТО же там происходит на трассе. Для краткости, скажем так: ко мне этот нейромобиль не имел решительно никакого отношения.

Следующая сцена уже действительно похожа на чудо: нейромобиль вдруг остановился. КТО посмел остановить ТАКУЮ машину?! Сам пациент – больше некому! Оказалось: человек с сильным инсультом, при смерти, вдруг пришёл в себя, и спросил – да-да, спросил! – «ЧТО творится на дороге?». А услышав ответ, он приказал, уступить нейромобиль «тому парню», а за ним заехать на обратном пути.
Представляете? Я тоже – с трудом.

Не знаю даже, что более невероятно в этой истории: КАК он пришел в себя? Как «засёк», что на трассе что-то неладно?! Как сумел объяснить свою волю?!! (Дело в том, что два месяца спустя, у меня развилась гидроцефалия – похоже на инсульт, но намного «гуманнее». Так вот, при таком повреждении, дикция сходит на нет, и любая, самая элементарная фраза, превращается в некую древне-тарабарскую скороговорку...)

Единственное объяснение, которое я могу предложить, прмерно таково: пациент почувствовал, что там, на трассе, кому-то очень плохо. Как? – да потому, что сам пациент, Аслан Хабази, был прекрасным врачом, и давно привык переживать чужую боль как свою собственную! Согласен, что объяснение несколько «мифопоэтическо» – читай: маловероятно – но... как говорится, «других методов медицина не знает».
Итак, на пустой трассе, глубокой ночью, был обнаружен нейромобиль! – и не будь ЭТОГО чуда, не было бы и других. Однако всё только начинается: необходимо еще добраться до больницы, а это непросто: гематомы, потеря крови, дикие боли, непростой маршрут Кобулети-Батуми. В общем, когда мы, наконец, добрались до больницы, пульс и дыхание если не остановились, то  оставляли желать много лучшего.

В этот момент, к маме подошла медсестра и сказала:
- Не знаю, верующие вы люди, или нет, но... может, стоит попробовать? Это маслице с места упокоения Бэри Габриэли. Оно обладает явными целительными свойствами...
Поразительно: всего через пару минут, все фоновые функции вошли в норму! И «всемогущее» слово ПЛАЦЕБО вряд ли способно что-либо объяснит: я ведь оставался без памяти!

...Так начинались долгие месяцы лечения. Первые трепанацию и хирургическое вмешательство прошли успешно – с Божьей помощью, ибо проводились они вслепую или наощупь: без лапероскопии или томографа. Слава Богу, меня отвезли в Батуми, а не Тбилиси: и нейромобиль скорее обернулся, и врачи местные оказались не хуже! К тому же, местные жители помогали моей семье, чем могли: местный телеканал объявил, что «звезда» интеллектуальных находится при смерти! В целом, жители Батуми и Кобулети оказали немалую помощь, что позволило нам перенести и страшную жару, и другие немалые трудности... Приведу один только факт: через год, нам пришлось продать квартиру – слава Богу, по иным причинам! так вот, вырученная сумма оказалась равна стоимости всего моего лечения. А ведь нам не пришлось ни брать кредит в банке, ни просить... Да еще: трое из лечащих врачей отказались от гонорара! (один заявил буквально следующее: «Мне позвонило человек двести, и все просили, молили: Спаси этого человека! – так КАК ЖЕ я возьму с вас деньги?!»

Чудо это, или не чудо? Пожалуй, всё-так, чудо – ведь я, признаться, не слишком заслуживал такого отношения!
Для Грузии, это скорее норма, чем чудо, хотя... "человек двести" - это всё-таки многовато! да еще, в наше рыночное времечко...
Так или иначе, минуло, наконец, почти пять месяцев, с десятью операциями. Настал момент решающего чуда!

После гидроцефалии, которая разыгралась аккурат 11 сентября 2001 года, мне поставили шунт. Но произошла накладка: выход шунта «угодил» на аппендикс... Знаете, когда капают на мозги, то обычно, обходится. А вот с аппендиксом не обошлось: шунт был полностью инфицирован, что грозило перитонитом в брюшной полости, и менингоэнцефалитом внутри черепа. К тому же, шунт не выполнял свою функцию! – но вытаскивать его врачи не решались (просто, промывали ванкомицином, хотя понятно и коню: инородное тело невозможно очистить...)

В итоге, меня собирались выписать из больницы («Вы снижаете наши показатели! Вот, выпишем вас, а потом умирайте, сколько вашей душе угодно!» – ну, как-то так). Накануне ночью, прямо в палату ко мне пригласили священника: он должен был отслужить чин Соборования. Люди церковные знают: у католиков, этот обряд проводят только над умирающими, а у православных – в особо тяжелых, пограничных, случаях. Чин продлился около двух с половиной часов, и когда священник начертал последний крест, я неожиданно очнулся и перекрестился. Увидев это, священник обрадовался, и сказал, что через час «всё будет хорошо». А мама вспоминала позже: «Вроде, священнику не пристало утешать, без оснований!.. а с другой стороны, сын почти месяц как при смерти, и врачи никакой надежды не дают...»

Однако и в самом деле: через час шунт лопнул – причем, не в черепе, и не в брюшине, а в месте безопасном для внутренних органов! Я и сегодня помню этот момент: в комнате, которая была пустой и тёмной на протяжении нескольких недель, внезапно показалась спинка кровати – включили свет. Это всё, что я запомнил за тот период (кроме глюков от наркоза). Или НЕ ВСЁ?..

Еще одно чудо. Людям не слишком часто удаётся пережить перелом среднего основания черепа (среднее – самое опасное). А тем, кому удаётся, приходится начинать с нуля! вы понимаете, да? – ма-ма мы-ла ра-му... Мне самому доводилось знать мужиков, которые – под сорок, даже ЗА сорок – заново учились читать, и старались восстановить дикцию. А я через два месяца вышел на работу: читал лекции по философии и теории науки, к тому же, на английском языке, для студентов Политеха (меня пригласил туда человек, которому случилось быть оппонентом на защите диссертации – за полтора года до описанных событий). Кстати, одна интересная деталь: в те дни, когда мне трудно было выговорить и слово по-русски или по-грузински (у меня два родных языка), я сравнительно неплохо говорил с моими экс-сотрудниками по-английски. Странно. Сам я нашел такое объяснение: английский язык был для меня всегда связан с очень сложной работой – а потому, английская речь включала необычайно высокое напряжение воли и концентрацию. Бог знает... Возможно и так...

Сами медики – и те, кто меня лечил, и те эксперты, кого довелось прочесть в Интернете – обычно, дают такое объяснение: развитый интеллект помогает мозгу выжить и сохраниться! Мне кажется, однако, что и здесь не обошлось без чуда. Вот как это было:

Незадолго до выздоровления, со мною случилась еще одна напасть: левый глаз перестал двигаться! Знаете, какое это жуткое зрелище? Помню, я сам подошёл к зеркалу, которое висело в палате, у нас, в Нейрологической (к этому зеркалу мне пришлось «ползти», наверное, минут двадцать!).

А тем временем, «сарафанное радио» принесло новость: у одной семьи в окрестностях Тбилиси появилась икона. Как? Да «очень просто»: утром смотрят в красный угол, а там – образ блаженной Матронушки! Бог весть, как он там оказался... Мало того: простой, вроде, образок на обычной фанерке, но источает благоуханное масло – неведомо как!

Прочесть акафист Блаженной Матроне мне было очень тяжело: я еле видел текст, и языком еле ворочал. Но эффект был быстр и невероятен! – так СОТРУДНИЧЕСТВО с иконой помогло мне не только выжить, но и не превратиться в овощ. И уже очень скоро я включился в новую жизнь – поистине, новую: насыщенную, интересную и благодатную!.. и слава Богу.


Рецензии
Доброго здравия Вам... Помогай Бог!

Борис Пинаев   08.11.2020 03:39     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо, дорогой Борис Иванович!
Храни Бог!

Локсий Ганглери   08.11.2020 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.