ХXX-летие возрождения казачества

  В этой статье автор, тесно связанный с терским казачеством, намерен напомнить об отдельных эпизодах возрождения казачества за минувшее тридцатилетие  и возможные перспективами его дальнейшего развития.
  Мы отмечаем и думаем, что никто не будет возражать против того, что самым успешным достижением казачества за этот период является написание и издание огромного количества научных трудов и литературы по казачьей тематике. [1]
Многие сейчас тянут на себя пальму первенства создания общественных казачьих организаций. Они появились не ранее 1990 года. До этого существовали лишь фольклорные коллективы с казачьей направленностью. Организовывались массовые патриотические акции. В 1986 году от Червлённой до Кизляра проскакала сотня юных комсомольцев-казачат [2] В последующие годы были совершены ещё три похода; Кочубей (Чёрный рынок), Моздок и Тамань.  В 1989 году от Урюпинска до Волгограда прошли в казачьей форме потомки донцов.  Но не ансамблям песни и пляски, ни общественным организациям невозможно и не дано было возродить народ.
Человек – Творение Божье и объединяется всегда по роду и племени. Казачество же – это ОБРАЗ ЖИЗНИ, и психолого-этнографические особенности данной части русского народа [3].
Большевики, захватившие в 1917 власть в стране, отменили все звания и сословия России.  В казачьи области были направлены отряды наёмников «пламенных китайцев и латышей», чтобы реквизировать продовольствие и ценности. Первыми воспротивились терские казаки [4] Против казачества были приняты самые жестокие репрессивные меры [5].  А после победы красных в гражданской бойне казачьи земли на Северном Кавказе были переданы горцам и иногородним. Оставшихся казаков преследовали за ношение казачьей формы и запрещали называться казаками.  И даже послабления в гражданских правах казачеству и создание кавалерийских казачьих частей в 1936 году, героическое участие в Великой Отечественной войне при сохранении коммунистической идеологии не позволяли потомкам казачьего народа именовать себя казаками.
Заигрывание с казачеством, тех кто рвался к власти в 90-х ХХ века преследовало единственную цель: – «обещайте казакам всё, но не давайте ничего», чтобы ослабить Великую Россию.
Вслед за созданием в 1990 году «СОЮЗА КАЗАКОВ» выросли как грибы альтернативные общественные казачьи организации. Номинально восстановлены были «Всевеликое Войско Донское», Кубанское и Терское, появились новые ставропольские и волжские казаки. В областях России, расположенных на западной границе Центрального федерального округа, родилось «Центральное казачье войско». А там дело дошло и до «реестровых» казаков…
Вступать в эти «войска» могли не только потомственные казаки, но члены - граждане «демократического» общества. Что же это дало возрождающемуся казачеству? Что получили с казачьи потомки? По ельцинскому указу казачество было реабилитировано? Получило ли оно то, что потеряло в годы гражданской войны? Ответ однозначен – нет! После «перестройки» наступило «смутное время» и парад суверенитетов бывших автономий Союза.
Вот что пишет в своих воспоминаниях один из организаторов казачьего круга 10 марта 1990 года в терской станице Шелковской Владимир Коваленко: «Массовый исход терского казачества, русскоязычного населения из Чеченской республики – это результат прямого предательства их интересов верхушкой руководства Российской Федерации! История России знает немало примеров, когда казаки, доведённые до такого состояния, когда речь заходила об элементарной выживаемости этого субэтноса, сохранение жизней женщин, стариков и детей, будь это борьба за свободу против московского царя и его бояр, не согласие с политикой государства в вопросах веры, другие притеснения, просто снимались и уходили в те места, где им никто не мешал им жить по своему укладу. В 90-х годах прошлого века история терского казачества, совершив очередной виток своего развития, ещё раз испытала этих людей, взяв их на излом и предложив очередной исход с родной земли». [6].  Сунженские казаки станицы Троицкой, бросив дома и нажитое ещё летом 1991 года переселились на Ставрополье.
Первый атаман вновь созданного Терско-Гребенского отдела Мащенко Юрий Михайлович вынужденный в начале 1994 года оставить станицу Червлённую писал: «… в начале мая убит в своём дворе в вечернее время Виктор Капитонович (Малаев был делегатом Большого Круга в Москве, где создан «Союз казаков», участник Великой Отечественной войны, прим. Авт.)… в станицах русских всё меньше и меньше, остаются единицы.» [7].
Казакам не только не возвратили то, что они потеряли в результате «расказачивания», но и большая их часть лишилась родины. Так случилось с уральцами, семиреками и другими казаками, предки которых служили на границах и забытыми ныне Россией.
Да и на исконной казачьей донской земле станицы Еланской, в которой в 1913 году проживало более десяти тысяч казачьего населения и было более тридцати самостоятельных хуторских поселений, ныне живут менее ста человек. Правда есть в ней достопримечательность – подворье казака Мелихова Владимира Петровича, где создана прекрасная мемориальная экспозиция истории донского казачества.
Видный учёный доктор исторических наук, профессор и академик Виталий Борисович Виноградов одним из первых в стране «открыл» вновь казачью тематику в сфере проведения научных конференций по казачьей тематике. Деятельность «Кавказоведческого семинара» которым ныне руководит его ученик доктор исторических наук, профессор Армавирского педагогического университета Дударев С.Л., где в едином строю стоят учёные-историки Великая Н.Н., Клычников Ю.Ю. Голованова С.А., Виноградов Б.В. заслуживает особого внимания и признания.
Важным направлением казачьих общин считается работа с детьми и молодёжью. В этом есть хорошие наработки и опыт. Первенство в данном направлении несомненно принадлежит кубанским казакам. Есть у них и опытный наставник, доктор педагогических наук, профессор Лукаш С.Н. Именно на кубанской земле в Ходыженске ещё в середине 90-х ХХ века нам довелось познакомиться с опытом создания детских кадетских казачьих классов. Так в Губкинском городском округе Белгородской области, что расположен в Казацкой степи в семи детских садах появились тоже казачьи группы. Ежегодно проводится смотр-парад казачьих сотен, который является ярким и запоминающимся праздником [8] Кроме того создана ассоциация педагогов дополнительного образования и Осколецкого хуторского казачьего общества для организации, проведения и распространения опыта проведения «День посвящения в казачата», конкурсов казачьих песен и рисунков.
Надо отметить, что на Кубани казачество пользуется поддержкой областной администрации!   Окормляется приходами РПЦ.  Организована государственная служба казаков, где подготовка к службе в армии – это главная задача кубанцев.
Это было достигнуто благодаря первому Атаману Громову В.П., который наладил взаимоотношения с казаками Зарубежья и способствовал возвращению из-за границы казачьих реликвий, сам активно участвует в организации и проведении научных конференций по истории и нынешним проблемам казачества.
Создана ныне и всероссийская казачья организация.
В станице Шелковской, отметившей своё 300-летие построен новый Храм Св. Варвары.  Меценат Тимофей Кургин и Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров внесли большой вклад в воссоздание православной церкви. А казаков в станице меньше сотни….
На Белогорье есть воинские казачьи формирования, где служат ныне дети потомков казаков. Опять казачество стоит на охране российских границ.
Возможно воссоздание казачьих станиц, но для этого необходима помощь и воля государства.
  На состоявшемся 5-6 октября 2023 г. в Москве Международном форуме "Казачество в веках" многие выступавшие отмечали, что как и в минувшие времена так и ныне, на полях сражений с силами тьмы в казачьих формированиях немало есть бойцов желающих казаками быть!
  А что дальше будет? Вопросов немало возникает. На всё ответит время!



Примечания:
1 Ерёмин Н.М. Гребенской участок Кавказской линии в конце XVIII – XIX в.в. Монография. Белгород. Изд-во «Константа» 2014 – 176 с.
2 Еремин Н.М. Ходили мы походами… Чечено-Ингушская республиканская газета «Комсомольское племя» № 94 от 7 авг. 1986 г.
3 Лукаш С.Н. Православие – духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения. // Материалы I Межрегиональной науч.-практ. конф. Ставрополь: изд-во «Графа», 2011. – С.92-96.
4 Бурда Э.В. Терское казачье восстание. 1918. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2016. – 532 с.
5 Верхне-Донское восстание. Документы и материалы. – Подольск: Музей-М Мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками», 2018 . -  432 с.
6 Коваленко В.В. Среди многих прочих нет им подобных. В сборнике «Казаки и казачата» вып.4, Белгород, изд-во «Константа» 2012. С. 21-45.
7. там же. С.18-20.
 8 Токарева Н.О.,Русанова В.И., Кузнецова Е. Я. Знакомим детей с культурным наследием казачества Белогорья. ж. Ребёнок в детском саду. № 5 Москва. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2015. С.7-14


Рецензии
Возрождение-всегда хорошо.У меня самой -казачьи корни:горжусь своими дедами ,что воевали ещё с турками ,прапрадед привёз с войны жену-турчанку,родили12детей ;мой отец всю войну прошёл в кавалерии в составе Донского казачьего корпуса .Историю надо не только помнить пассивно ,но и восстанавливать.Спасибо вам.С уважением Эль-Марейон.

Эль-Марейон   12.01.2021 12:13     Заявить о нарушении