Язык и мышление. Глава 5

Глава 5.

Итак, протоязык, а с ним и мышление оказываются под бременем словесности – социальной  стихии общения. Их знакообразы нравственно-культурного сосмысливания и оценки покрывают, сковывают, мутят, пленяют языковые структуры, «медь звенящая». Как преодолеть этот плен, как человеку вернуться к свободному мышлению, ведь именно о свободном мышлении здесь идёт речь!
Едва ли не единственный путь здесь – любовь, избирательно благое отношение к жизни, к себе, к ближним. Любовь – гарант культурно-нравственного диалога, она примиряет личность с другими, с ближними, мышление и его протоязык с языком коммуникации,  сорастворяет эти языки. Говорить красиво подобно говорить любовно, говорить умно – говорить любовно и красиво.
Творчество – единственное спасение самых основ мышления, оно воспроизводит первичное сообразование, сосмысливание в сознании, и протоязык «прорастает» и оживляет языковые структуры.
Итак, язык оживает, мышление освобождается в культурно-нравственном диалоге и творчестве, которые суть подобие образа Творца в человеке.
Сотворчество, творчество восприятия, диалога совершает чудеса с языком: воссоздаётся цепочка отношения «дух - протоязык – мышление – язык коммуникации».
Добавлю, и это самоочевидно: в художественном творчестве – самом наглядном из проявлений творчества – протоязык по праву господствует, и тем отвратительнее выглядят «косные говорилки» от художественного творчества, тем отвратительнее дельцы, насильники и глупцы от художественного творчества, этого «царства гениев».
Гений – мыслитель и творец, чей протоязык вполне осуществляется в языке общения, в уникальных, свободных, любовных формах искусства. Уникальных – постольку, поскольку соединяют творчество личности с творческим содержанием мира.


Рецензии