Без труда не вынешь рыбку из пруда

               
В конце ноября в класс Григорова Николая Фёдоровича  пришёл парнишка:
- Я Дедушкин Ваня,  учусь в первом «Б» классе.
То, что он учится именно в первом «Б» классе, а не в первом «А», он выделил особо. Невольно складывалось впечатление, что в этом классе собрана вся элита села. Парнишка толковый, умный, с хорошими музыкальными данными, в глазах блещут искорки, чувствуется, что жаждет знаний. Ростиком маленький, силёнок не хватает, но он упорно растягивает гармошку. Месяца через три он уже играл небольшие пьески, детские песенки, польки. Где-то в феврале месяце он привёл в класс ещё одного мальчугана.
- А это кто? – спросил Николай Фёдорович.
- Это мой друг, Женя Степашин. Мы вместе учимся в первом «Б» классе.
- Ну, если он тоже учится в первом «Б» классе, то это в корне меняет дело.
- Он тоже хочет учиться играть на гармошке.
- А родители-то знают об этом?
- Ещё нет, но сегодня скажу.
- Ваня сказал тебе, что учиться трудно, нужно будет много сидеть и тренироваться?
- Да.
- Ты с этим согласен?
- Да
Учитель рассказал и показал, из чего состоит гармошка, что у неё находится внутри, откуда появляются звуки и что нужно делать, чтобы гармошка запела. Затем Женя сам стал пытаться извлекать звуки. Так они прозанимались минут тридцать. Здесь появляется директриса  и говорит:
- Младшая группа, все идем в класс фольклора.
Всех, человек восемь, рассадила по голосам. И перед тем, как начать распевку, обратилась к ним с речью:
- Ребята, если вы будете хорошо учиться в музыкальной школе, то после окончания поступите в музыкальное  училище. Закончите,  училище  и приедете к нам работать преподавателями. Зарплата у вас будет большая. Будете получать по сорок тысяч рублей.
 Ребята оживились. Они согласны были ехать в училище хоть сегодня.
На следующий день, с утра, Женя привёл в школу отца, который написал заявление.
Николай Фёдорович удивился, надо же, как всё оперативно. Действительно, наверное, парнишка хочет учиться.
После заполнения официальных документов отец ушёл домой.
Учитель с Женей прошли в класс и приступили к занятиям. Женя старался изо всех сил. Пыхтел, кряхтел, потел растягивая гармошку. К концу урока, видно,  немного уморился.
- Устал, - выдохнул он.
- Давай отдохнём, - предложил учитель.
- Николай Фёдорович, скажите, а когда деньги будут выдавать? У меня было своих 200 рублей, на день рождения подарили, но я их уже почти истратил. Неплохо было бы получить хотя бы половину.
Сперва Николай Фёдорович не понял, о каких деньгах идёт речь.
- Здрасьте, - с удивлением произнёс Женя, - Вы что, забыли? Ну, тётка, которая собрала нас всех, которая директор, она же обещала каждому по сорок тысяч.
Тут Николая Фёдоровича осенило. Он еле сдерживал приступ неудержимого смеха, в этой ситуации смеяться  было нельзя. Не позволяла  простая человеческая совесть и статус преподавателя. К тому же, его переполняла радость и гордость за то, что есть ещё на этой земле маленькие человечки с чистой, простой и наивной, как слеза невинного младенца, душой.
- Пойдём да спросим, - предложил учитель, - раз обещала, пускай отдаёт.
Николаю Фёдоровичу самому было интересно, как будет выкручиваться директор из этого щекотливого положения.
Постучавшись, они вошли.
-Анастасия Николаевна, вот здесь интересуются, когда Вы деньги будете выдавать?
- Какие ещё деньги? – не отрываясь от стопки бумаг, спросила директор.
- Ну как какие? Вы же сами вчера обещали каждому по сорок тысяч, - с недоумением произнёс Женя.
От удивления от необоснованной предъявы, она чуть со стула не упала. Сняв с переносицы очки, внимательно оглядела  Женю вместе с преподавателем. Затем начала долго и убедительно объяснять, что Женя не совсем правильно её понял. Деньги, он, возможно, и получит, но только после того, как выучится и приедет к нам работать, но это будет, ох, как не скоро.
Глаза у Жени потухли, голова опустилась.
«Вот и верь после этого взрослым! Кругом один обман», – наверное, горько думал обо всём этом Женя.
Прошло несколько дней,  на занятиях он не появлялся.
- Видно, крепко обиделся, - подумал Николай Фёдорович и решил поинтересоваться у Вани Дедушкина.
- Почему друг твой перестал ходить на занятия?
- Он сказал, что у его для занятий нету стимула.
- Вот как, - удивился учитель.
- И вообще, он мне больше не друг, мы с ним поссорились.
- Интересно, из-за чего?
- Вот, из-за этого стимула.
- Та- а к, - протянул учитель, - давай разбираться. Ты знаешь, что такое стимул?
- Ещё бы не знать, это деньги.
- Кто тебе это сказал?
- Женька.
-А ему кто? 
- Не знаю, наверное, отец, Он умный, потому что голова у него большая и лысая,как арбуз.
 - Если голова большая, как арбуз, то это, конечно, признак большого ума, - согласился учитель. - Послушай меня, Ваня, стимул – это старинное слово. Несколько столетий назад им называли острый металлический наконечник, который насаживали на длинный шест. Представь себе огромную повозку, с большими колёсами,  запряженную в буйвола или быка. Этой повозкой нужно было как-то управлять, чтобы она двигалась в заданном направлении. Так вот погонщик, который сидел в повозке, при помощи этого приспособления – стимула,                и управлялся с этим быком. Но это было раньше, на Востоке. У нас в России, таким стимулом не пользовались. На быках не ездили, разве что в войну пахали на быках и коровах, но это была крайняя необходимость. Всех коней отправляли на фронт. Ты видел, Ваня, как пастух пасёт стадо коров?
- Конечно, видел.
- А что у него в руке?
- Как что? Бич.
 - Значит бич, это…
- Тот же стимул, только по-русски, - сказал Ваня и сам удивился своей сообразительности.
- Так, Ваня, а если тебе нечаянно попадёт по попе ремнём или бичом, ты что будешь делать, ждать, когда ещё прилетит или…?
- Конечно, сразу убегу.
- Убежишь по своей воле или нет?
- Конечно не по своей.
- Значит стимул – это принуждение к какому- то действию или поступку. Согласен?
- Согласен.
- Сейчас давай разберём с тобой другую ситуацию.
- Вот мы на днях ходили в детский сад с концертом. Ты там тоже выступал. А до школы посещал детский сад?
- Да, посещал.
- У тебя, наверное, там много знакомых ребятишек и воспитателей?
- Да, много.
- Они что, заплатили тебе за концерт деньгами?
- Нет.
- А чем?
- Они аплодировали, улыбались.
- Тебе было приятно?
- Конечно, очень.
- Значит, стимулом могут быть не только деньги, но и что-то другое, а что другое?
- Благодарность, похвала.
- Так, Ваня, хорошо, а  вот в школе, допустим, ты что-то набедокурил. Что тебе учительница скажет, похвалит?
      - Нет, наоборот поругает, может даже родителей вызвать, тогда совсем дело худо.
- А отрицательную оценку твоим действиям можно  отнести к стимулирующим факторам?
- Наверное, можно, - неохотно согласился Иван.
- Конечно, потому что  отрицательная оценка подталкивает тебя на её исправление.исправление своего поведения. Если не будешь исправляться, то не добьёшься успеха. Так и останешься мальчишом – плохишом. Согласен?
- Согласен.
- Со стимулами разобрались. Тебе всё понятно?
- Конечно, Николай Фёдорович, с Вами- то в лёгкую, всё понятно, а не то, что этот Женя, упёрся в деньги и всё тут.
- Теперь давай разбираться с твоим другом. Во -первых, не нужно разбрасываться друзьями и отрекаться от них. В жизни бывает их не так уж и много. Во – вторых, дружбой нужно дорожить. Приложить все силы, чтобы доказать другу его заблуждения. Постараться убедить.
- Я и так старался изо всех сил, но он не убеждается. Хотел уж напоследок ему по сопатке врезать, да вспомнил, что маме обещал не драться.
- А если бы он тебе по сопатке?
- А мне за что? Хотя за правду и пострадать можно, как говорила моя бабушка.
- Ты Влада Ерёмина знаешь, который  на баяне и гармони играет?
- Знаю.
- Так вот, сейчас он учится уже в шестом классе, а пришёл сюда таким же маленьким, как и ты. Он очень хотел научиться играть, поэтому много времени  занимался дома. Мама его рассказывала, что сидит, играет до тех
пор, пока не устанет и не уснёт. Сколько раз падал вместе с гармошкой на пол. В первую же зиму мы с ним ездили на конкурс гармонистов в Новосибирск, где он получил звание Лауреата. Потом было много всяких конкурсов, на которых он всегда выходил победителем. Уже который год является стипендиатом фонда «Юные дарования Кузбасса». Это значит, что каждый месяц он получает по тысяче рублей. Кроме того, за отличную успеваемость от школы он получает по 1,5 тысячи рублей в середине и конце года. И всё это потому, что он не болтается по деревне, гоняя собак и кошек, а сидит и занимается. Ваня, ты был когда- нибудь на речке?
- Конечно, был.
- Тогда представь себе такую картину… Ты пришёл на речку и говоришь:
- А ну ка рыбка, подь сюды, я ушицы захотел. И, рыбка выскакивает из воды и прямо в твой котелок. Может такое быть?
- Да ну, что вы Николай Фёдорович, шуткуете. Такое может быть только в сказке  про Емелю.
- Значит, чтобы сварить ухи, нужно рыбку поймать, потрудиться. Как говорится в пословице: « Без труда не вынешь рыбку из пруда». Верно?
- Верно.
- Да вот, самое элементарное. Чтобы сварить покушать, какие продукты необходимы?
- Картошка, капуста, лук, жир, укроп, петрушка, - начинает перечислять Иван.
- А где их взять?
- Как где? В подполье.
- А кто их туда положил?
- Родители.
- Вот, чтобы туда их положить, нужно что?..
- Вырастить в огороде.

- Правильно, а ты им в этом помогал?
- Да, я помогал убирать картошку, полоть грядки. - Сейчас, мы подошли с тобой к самому главному.
- Значит, чтобы что-то получить, нужно что?
- Поработать.
- Верно, верно. Вложить какой-то труд. Возьмём те же грибы или ягоды. Сами они не придут к тебе из леса, за ними нужно идти, искать и собирать. Затем варить, сушить, и после этого только они могут оказаться у тебя на столе  в красивой вазочке. Вот другая картинка…Допустим, ты подходишь к огромному кедру, на котором много шишек и говоришь: « Кедр, дай мне шишек с полмешка. Я сам хочу пощелкать  да друзей угостить.» А кедр не отвечает, и шишки сами не падают. Стоит ли обижаться на дерево за то, что оно тебя шишками не угостило?
- Конечно, нет. Вообще глупо обижаться на дерево. Нужно самому лезть на кедр и собирать шишки.
- Вот именно. Об этом и нужно говорить тебе со своим другом  Женей. В игре на гармони у тебя хорошо получается, но на этом не стоит останавливаться. Нужно прикладывать ещё больше сил и стараний для занятий. Только тогда ты добьёшься  хороших результатов. Мы будем участвовать с тобой в разных конкурсах и фестивалях. Будет результат, будет и признание. Будут и стимулы твоих побед. Ты так же, как Влад, будешь получать деньги  за  отличную учёбу. Но этого добиться можно только своим трудом и никак иначе. Разговор у нас, Ваня, с тобой получился большой. О многом поговорили, и надеюсь, ты многое понял. Сегодня и завтра ещё раз крепко подумай о нашем разговоре и только потом разговаривай с Женей. Если поймёт и примет твои веские аргументы – хорошо. Не поймёт и не примет – значит, не судьба. Каждый сам выбирает своё будущее. В этом неволить нельзя.
…Где-то через неделю Женя появился на занятиях


Рецензии