Идеал брака и семьи - буржуазный

В Европе, примерно до 2-ой половины XVIII века, во всех сословиях брак оценивался по критериям экономической целесообразности. Это установка была характерна для всех сословий: и для крестьянства, и для ремесленников, и для дворянства. Можно утверждать, что экономические и социальные интересы формировали чувства людей.  «Книги отцам семейств» в XVI— XVIII веке давали советы по ведению хозяйства и экономическому обеспечению «всего дома», совершенно игнорируя проблемы общения между супругами и воспитания детей…
 
В середине XVII века появляется, и все более обосабливается новый социальный класс. Основу его самосознания составляли феномены собственных хозяйственных и интеллектуальных достижений, а не преимущества полученные по факту рождения и наследуемой собственности. В этом социальном классе, названом впоследствии буржуазия, впервые семья перестала быть oikonomike в буквальном смысле, что привело  к образованию частного семейного пространства, изменению ролей мужчины и женщины и изменению формы и стиля обращения с детьми…


«Естественная» связь между хозяйственным расчетом и выбором брачного партнера была разорвана. Правда, в начале, являет себя не романтическая, а разумная любовь. Разумная любовь это не потрясение чувств, вызванное образом объекта желания, аффективная и страстная, - такая форма любви еще отвергается, нет – это любовь, которая порождается распознаванием добродетелей любимого. Абстрактные добродетели не могли долго оставаться основательной мотивацией для любви, и публично-нормативный дискурс обращается к эротике и сексуальности, которые и сформировали буржуазную модель брака по любви.
 
Сексуальная привлекательность, замаскированная словом «любовь», первые оказалась предварительным условием брака. Эротизация супружеской любви была принята очень быстро, хотя сексуальные мотивы вступления в брак еще очень долго стыдливо скрывались. На первый план было выведено требование духовной общности супругов и их интерес друг к другу.
 
Культивируемая потребность в общении супругов была связана с разделением супружеской пары во время рабочего дня, который муж проводил в конторе или на службе, а жена в делах по дому. Также надо учитывать влияние буржуазной концепции индивидуализма, элементами которой были культ духовных ценностей и развитие  личности. Это способствовало выдвижению на передний план духовных и душевных качеств личности, когда практические действия отодвигаются на второй план. Скупой на слова семейный быт ремесленников и крестьян в буржуазной семье был представлен символичным вечерним супружеским общением. С ростом психологической ценности общения увеличивается и ценность, «незаменимость» супруга. Дом становится символом убежища, в котором буржуа мог «укрыться» и отдохнуть от конкурентной борьбы на профессиональном и хозяйственном поприщах. Мир был разделен на две половины – мужчине достался внешний мир, а женщине -  «внутренний», т.е. частный, домашний… Идеологически закреплено это разделение было в разработанной в то время концепции «характера, присущего полу». Женщине были приписаны черты характера, которые предопределяли её для семьи, мужчина же описывался как тип, который не боится никаких усилий и риска в работе. Эти стереотипные мнения о мужском и женском характере благополучно дожили до настоящего времени, и по-прежнему оказывают корреляцию на поведение большинства мужчин и женщин…
 
Мужчины из числа буржуазии обычно вступали в брак после 30 лет, разница в возрасте между мужем и женой составляла в среднем 10 лет, а иногда супруги относились к разным поколениям. Уже только превосходство в возрасте формировало стиль семейных отношений, основанный на существенном неравенстве, в основе которого лежал авторитет мужа, получившего лучшее образование и имеющего больший жизненный опыт. Претензии мужчины на власть объективно подкреплялись его экономической деятельностью, приносившей экономический доход, т.к. работа по дому, которой занималась женщина, утратила производительный характер. Роль женщины все больше стала восприниматься как роль прислуги  и «аксессуара» профессиональных достижений мужа. Женщина, как писал в своей книги “Die Familie” (1861) В.Г. Рилль «живёт жизнью мужчины»…. 


Рецензии