Экспедиция ненастного дня ч. 1 Окно в Прибалтику

Из цикла "Окно в Прибалтику"         



         Первый день нашего короткого отпуска в конце июля на взморье в Швянтойи, посёлке на взморье около Паланги,  нас встретил отвратительнейшей погодой. С утра было уже ясно, что о том, чтобы отдохнуть на пляже и мечтать нечего – небо затянули темные тучи, моросил дождь. Но всё-таки мы оделись потеплее и отправились на прогулку – надо же хотя бы «поздороваться» с морем и пофотографировать.  Однако, как только мы вышли из дюн, на нас обрушился сильнейший ветер, а моросящий дождик превратился в холодный душ. Ветер хлестал нам песком в глаза, невозможно было даже повернуться лицом к морю, не говоря уж о том, чтобы что-то сфотографировать.  Оставалась только, зажмурившись,  побыстрее выбираться подальше от берега, туда, где теплее и спокойнее.

       Чем же заняться в такую погоду? Валяться в номере для нас совершенно неприемлемо, это не в нашем духе,  гулять по городку под дождем неинтересно и неприятно.  Но у нас уже есть опыт, как  самый хмурый и неприятный день  превратить в день запоминающийся, наполненный интересными событиями.  Поэтому мы возвращаемся в гостевой дом, в котором мы остановились,   садимся в машину – и вперед. План небольшого «кругосветного»  путешествия по северной Литве рождается сразу, а планшет с мобильным интернетом поможет уточнить детали.

         Должна сказать, что каждая наша такая поездка – это небольшая краеведческая экспедиция, главный акцент которой – природа, история и архитектура края,  мемориалы советским воинам и жертвам Холокоста.

        Заправившись на бензоколонке, выбираемся на Клайпедское шоссе  и через несколько километров  сворачиваем на пустынную краевую дорогу, виляющую среди полей.  Автомобильную дорогу пересекает заброшенная двухпутная железная дорога. Когда-то, ещё 30-40 лет назад,  по этой дороге, проложенной от   Кретинги, железнодорожной  станции  в 12 км от Паланги,  до  самого северного городка Литвы Скуодаса и дальше  на Латвию,  грохотали пассажирские и грузовые поезда  на Клайпеду и Ригу.   Жители городков и деревень Жямайтии (исторической области на северо-западе Литвы)  на поездах добирались в порт, к морю, на работу, а горожане отправлялись в лесные места  по грибы и ягоды.  Грузовые поезда подвозили сырьё на местные предприятия из разных регионов.   Жизнь кипела, железная дорога жила и была удобной для жителей этого края.  И вообще, тогда передвижение   на поездах было не только удобством и развлечением, но и своеобразным философским состоянием души.  Но пришли иные времена, железная дорога стала убыточной.  Движение поездов остановили, ещё уцелевшие станционные здания стоят заброшенные, с заколоченными  окнами, а на некоторых перегонах даже разворовали рельсы.  Мне всегда  грустно  и обидно  смотреть  на такие мертвые объекты инфраструктуры.

       Наша первая остановка – городок Дарбенай  (до 1917 г. - Дорбяны Ковенской губернии) в 14 км от Швянтойи.  В исторических источниках он упоминается с 1591 г.  В XVIII веке  здесь уже была деревня возле  дворянского имения, а также начала формироваться еврейская община.  Имение переходило из рук в руки, пока его в 1824 году не приобрел граф М.Ю. Тышкевич.  Восстания, эпидемии и войны прокатились через Дарбенай,  опустошая его дома и дворы. А сейчас это   симпатичный городок, в котором проживает меньше полутора тысяч жителей.  Улицы пустынны.

       На главной площади городка  -  величественный костёл Св. Апостолов Петра и Павла, заложенный еще  в 1838-1842 г. , работа архитектора Фридриха Гасбена, костёл перестраивался несколько раз, пока не приобрёл формы, характерные  для эпохи романтизма . Костёлы похожей архитектуры и отделки доводилось видеть и в других городках Литвы (Эйшишкес, Вейсеяй и др.)  .  Здесь же рядом деревянная часовня, деревянные скульптуры, памятная скамеечка художника Фабийонаса Шульцаса.  Мы обходим все достопримечательности  площади, фотографируем и продолжаем путешествие. Погода уже установилась, прохладно, но дождя нет.

            Дарбенай  имели свою богатую и трагическую еврейскую историю.  По данным переписи населения Российской империи в 1897 году  здесь проживало 2058 жителей, большинство из которых – 55 процентов составляли евреи, которые занимались фармацией, торговлей рыбой и льном, хозяйственной утварью, различными ремеслами.    После Первой мировой войны многие из них по разным причинам перебрались в Америку, Южную Африку,  некоторые из них  там достигли мировой известности и признания, как, например, Давид Вольфсон (1856-1914), один из лидеров сионистского движения, соратник Теодора Герцля  и президент Всемирной сионистской организации,  предложивший  идею государственных символов Израиля – флага и денежной единицы – шекеля, а также возглавивший  работу по основанию Еврейского колониального банка, и руководивший этим банком.

       В результате  эмиграции к 1941 году в Дарбенай проживало только около  600 евреев, из которых выжило не более 10 человек.  В Дарбенай нацистский террор начался в первый день войны – 22 июня. Первыми на глазах у всей общины, согнанной  на городскую площади, были казнены последний раввин городка Исер Вайсборг и Моше Блох,  а в следующие два месяца была уничтожена практически вся община  - замучены, забиты металлическими палками,  заколоты штыками, расстреляны и зарыты в окрестных приморских полях и песчаных  лесах.

      В Литве была своя Анна Франк – поэтической души девочка, гимназистка Кретингской фрацисканской гимназии Эстер Квярелите, после которой остался незавершённый  дневник.  Дневник этот сберегла  семья её подруги.  «Далеко, далеко песня молчит, а песня эта боли полна», - писала Эстер .    Последние слова -  «Ничего не могу писать, всё мешается, гибнет, тихо падает  в бездну. Боже, за что так рано, за что? Я ещё так хочу жить! Все смеются, улыбаются, все счастливы. Только я одна должна покинуть прекрасный мир… Спасите, сжальтесь…. О, несчастье…»
 
         Палач и насильник полицейский запомнил приглянувшуюся ему голубоглазую русоволосую  16-летнюю девочку, разыскал её  у приютившей семьи и увёз, а через несколько дней местный лесник обнаружил  её заваленное ветками изуродованное, изрешеченное пулями тело и похоронил в лесу  Белой горы возле дороги, где вскоре были убиты последние евреи Дарбенай. 

         По указателям мы нашли  старинное еврейское кладбище    -  на окраине городка, среди полей. Древняя ограда и запертые  ворота,  кое-где сохранились каменные надгробия с полустёртыми надписями. Правда, территория кладбища ухожена, аккуратно выкошена, всё это мы смогли увидеть  через невысокое ограждение.
 
       Дальше наш путь лежал на Салантай.

     Дорога на Салантай также пролегает среди полей. С обеих сторон много ветряков, белые стояки которых как-то особенно светились на фоне свинцового грозного неба.   
         
           Салантай ведёт свою историю с 1630 г., когда был построен первый католический костёл, который должен был стать противовесом реформаторскому влиянию  среди крестьян. Впоследствии храм несколько раз перестраивался. Ну, а теперь главный акцент Салантай – безусловно, величественный неоготического стиля красного кирпича костёл вознесения Св. Девы  Марии, построенный в 1911 г. на высоком холме возле речки Саланты .  Высокий, с двумя устремляющимися ввысь 70-метровыми башнями, костёл виден издалека и очень впечатляет своей красотой. По  архитектуре он напоминает в том же 1911 г.    построенный неоготический костёл в центре Паланги.   У подножья холма на берегу речки раскинулся городской парк, где как раз в этот день происходил какой-то городской праздник. Но то ли погода подвела, то ли городок  очень малонаселён, но людей на этом празднике было совсем немного. Согласно официальным данным, в Салантай  проживает около полутора тысяч жителей.

           В Салантай тоже была богатая и трагическая еврейская история. Отсюда родом знаменитые раввины Зундель Салант (1786-1866) и Нафтали Амстердам (1832-1916), писатель переводчик Мордехай Арон Гинцбург (1832-1916) , а так же русский математик Йом Тов Липман Липкин (1846-1876), который из-за  своих уникальных способностей был принят в Санкт-Петербургский университет и стал известным благодаря изобретению механизма Липкина — Посселье в 1864 г. Этот механизм , способный превращать вращательное движение в поступательное – инверсор,   сыграл важную роль в развитии паровых машин.

      Но особенно  мне хотелось бы рассказать взволновавшую меня историю о проживавшем и работавшем в  Салантай знаменитом враче, редком диагносте  докторе Самуэле Зикасе (1861-1920). Доктор Зикас прибыл на работу в Салантай по приглашению князей Огинских и до конца своей жизни  был самым уважаемым врачом в городе.  Доктор не располагал никакой  диагностической аппаратурой, но отличался удивительными способностями распознавать самые сложные недуги. Его диагнозы  подтверждали лучшие врачи Кёнигсберга и Мемеля, а так же других городов Европы, к которым он направлял своих тяжелых пациентов.

           Во время русско-японской войны 1904 г. доктор Зикас  служил военным врачом во Владивостоке и Уссурийске, а по возвращению домой ему пришлось поставить самый трагический диагноз в его жизни – его любимая жена заболела раком и в тот же год умерла.  В начале Первой мировой войны доктор снова был мобилизован в Российскую армию и вскоре попал в немецкий плен, где провёл два с половиной года. Его назначили главным врачом лагерей для французских и русских военнопленных. Немецкое командование предлагало ему свободу взамен на измену родине, но доктор отказался – ведь он присягал на верность Царю и Отечеству и об этом не могло быть речи.  Видимо, в те времена ещё придерживались определённых принципов  по отношению к военнопленным, и   доктора оставили в покое, а потом ему всё же удалось вырваться из плена. В 1919 г. доктор Зикас вернулся на родину и продолжал работать врачом до самой своей смерти в 1920 г. Похоронен доктор Зикас на старом еврейском кладбище, но место захоронения затерялось. После смерти Зикаса его место занял доктор Исаак Перлис (1867-1941), тоже во время Первой мировой войны служивший фронтовым врачом в российской армии. Перлис тоже имел репутацию опытного и внимательного врача.

         Однако началась Вторая мировая война и еврейскую общину в Салантай постигла та же судьба, что и всюду – она была полностью уничтожена. Фашисты заняли Салантай 22 июня 1941 г. Гестапо и СС в первые же дни арестовало всех евреев городка, которых заперли в синагоге, устроив из нее гетто. В гетто попал и доктор Перлис, которого потом по какой-то причине отпустили. Осознавая, что второго ареста и расстрела ему не избежать, доктор покончил с собой – принял яд.  Видимо и он похоронен на старом кладбище в Жвайняй.

     Мы хотели разыскать это старое кладбище, к тому же мы знали, что там установлен  памятный камень 405 салантайским евреям,  расстрелянным в этом месте.  Памятник  этот был поставлен ещё в советское время.  По навигатору и промежуточным указателям мы ездили по дорогам среди полей, но подъезда к этому месту не нашли, хотя издалека примерно видели, где оно может находиться.  Мы хотели пройти пешком, но все подходы были перегорожены проводами под током.  Впустую проколесив по полям, мы вернулись в городок. Посмотрели культурный центр, размещающийся в бывшей синагоге, реконструированной в 1958 г., о чем сообщает памятная доска на здании.  Здесь же имеется мемориальная доска, посвященная трагическим событиям 1941 г.

        В самом центре Салантай находится советское воинское кладбище, восстановленное на средства посольства Российской федерации, о чём сообщает памятная табличка у входа. Воинское кладбище в Салантай было основано в 1944 г., здесь похоронено 290 советских воинов (среди них – два неизвестных), павших в боях в этих  окрестностях.  Один из них – командир тяжёлого танка КВ  Герой Советского Союза гвардии мл. лейтенант  Георгий Тырин, погибший в боях за освобождение Литвы возле Салантай 18 октября 1944 г.  Памятник ему был поставлен в 1947 г. по проекту архитектора Н.Касаткина – советский танк ИС-2 на постаменте, и его именем была названа главная площадь города. В те времена этот танк был гордостью горожан, люди собирались здесь, фотографировались на его фоне. В 1991 г. танк был демонтирован к огорчению многих салантишкяй (примеч. – жителей Салантай) и перевезен в усадьбу Орвидов, где  он находится и по сей день.  Долгое время после этих событий кладбище оставалось в запущенном состоянии, а в 2004 году постамент и весь мемориальный комплекс были приведены в порядок. Они и сейчас  хорошо ухожены и присмотрены. Вот только танка нет на белом постаменте.

           Осмотрев эти памятные места , мы продолжили свой путь на север к латвийской границе. Следующая остановка – интереснейший городок Моседис.

Об этом в продолжении
http://proza.ru/2020/11/08/2191.


Фотоколлаж автора


Рецензии
Шабат Шалом, подруга
Потрясающе...
Забрала ссылку в читательскую группу Понедельника"
Обнимаю
Передай мой шалом Ариэлю

Наталья Терликова   07.07.2023 15:14     Заявить о нарушении
Шабат Шалом, обязательно почитайте, ты не представляешь, сколько мы всего увидели, сколько информации собрали

Эми Ариель   07.07.2023 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.