Экспедиция ненастного дня ч. 1 Окно в Прибалтику
Первый день нашего короткого отпуска в конце июля на взморье в Швянтойи, посёлке на взморье около Паланги, нас встретил отвратительнейшей погодой. С утра было уже ясно, что о том, чтобы отдохнуть на пляже и мечтать нечего – небо затянули темные тучи, моросил дождь. Но всё-таки мы оделись потеплее и отправились на прогулку – надо же хотя бы «поздороваться» с морем и пофотографировать. Однако, как только мы вышли из дюн, на нас обрушился сильнейший ветер, а моросящий дождик превратился в холодный душ. Ветер хлестал нам песком в глаза, невозможно было даже повернуться лицом к морю, не говоря уж о том, чтобы что-то сфотографировать. Оставалась только, зажмурившись, побыстрее выбираться подальше от берега, туда, где теплее и спокойнее.
Чем же заняться в такую погоду? Валяться в номере для нас совершенно неприемлемо, это не в нашем духе, гулять по городку под дождем неинтересно и неприятно. Но у нас уже есть опыт, как самый хмурый и неприятный день превратить в день запоминающийся, наполненный интересными событиями. Поэтому мы возвращаемся в гостевой дом, в котором мы остановились, садимся в машину – и вперед. План небольшого «кругосветного» путешествия по северной Литве рождается сразу, а планшет с мобильным интернетом поможет уточнить детали.
Должна сказать, что каждая наша такая поездка – это небольшая краеведческая экспедиция, главный акцент которой – природа, история и архитектура края, мемориалы советским воинам и жертвам Холокоста.
Заправившись на бензоколонке, выбираемся на Клайпедское шоссе и через несколько километров сворачиваем на пустынную краевую дорогу, виляющую среди полей. Автомобильную дорогу пересекает заброшенная двухпутная железная дорога. Когда-то, ещё 30-40 лет назад, по этой дороге, проложенной от Кретинги, железнодорожной станции в 12 км от Паланги, до самого северного городка Литвы Скуодаса и дальше на Латвию, грохотали пассажирские и грузовые поезда на Клайпеду и Ригу. Жители городков и деревень Жямайтии (исторической области на северо-западе Литвы) на поездах добирались в порт, к морю, на работу, а горожане отправлялись в лесные места по грибы и ягоды. Грузовые поезда подвозили сырьё на местные предприятия из разных регионов. Жизнь кипела, железная дорога жила и была удобной для жителей этого края. И вообще, тогда передвижение на поездах было не только удобством и развлечением, но и своеобразным философским состоянием души. Но пришли иные времена, железная дорога стала убыточной. Движение поездов остановили, ещё уцелевшие станционные здания стоят заброшенные, с заколоченными окнами, а на некоторых перегонах даже разворовали рельсы. Мне всегда грустно и обидно смотреть на такие мертвые объекты инфраструктуры.
Наша первая остановка – городок Дарбенай (до 1917 г. - Дорбяны Ковенской губернии) в 14 км от Швянтойи. В исторических источниках он упоминается с 1591 г. В XVIII веке здесь уже была деревня возле дворянского имения, а также начала формироваться еврейская община. Имение переходило из рук в руки, пока его в 1824 году не приобрел граф М.Ю. Тышкевич. Восстания, эпидемии и войны прокатились через Дарбенай, опустошая его дома и дворы. А сейчас это симпатичный городок, в котором проживает меньше полутора тысяч жителей. Улицы пустынны.
На главной площади городка - величественный костёл Св. Апостолов Петра и Павла, заложенный еще в 1838-1842 г. , работа архитектора Фридриха Гасбена, костёл перестраивался несколько раз, пока не приобрёл формы, характерные для эпохи романтизма . Костёлы похожей архитектуры и отделки доводилось видеть и в других городках Литвы (Эйшишкес, Вейсеяй и др.) . Здесь же рядом деревянная часовня, деревянные скульптуры, памятная скамеечка художника Фабийонаса Шульцаса. Мы обходим все достопримечательности площади, фотографируем и продолжаем путешествие. Погода уже установилась, прохладно, но дождя нет.
Дарбенай имели свою богатую и трагическую еврейскую историю. По данным переписи населения Российской империи в 1897 году здесь проживало 2058 жителей, большинство из которых – 55 процентов составляли евреи, которые занимались фармацией, торговлей рыбой и льном, хозяйственной утварью, различными ремеслами. После Первой мировой войны многие из них по разным причинам перебрались в Америку, Южную Африку, некоторые из них там достигли мировой известности и признания, как, например, Давид Вольфсон (1856-1914), один из лидеров сионистского движения, соратник Теодора Герцля и президент Всемирной сионистской организации, предложивший идею государственных символов Израиля – флага и денежной единицы – шекеля, а также возглавивший работу по основанию Еврейского колониального банка, и руководивший этим банком.
В результате эмиграции к 1941 году в Дарбенай проживало только около 600 евреев, из которых выжило не более 10 человек. В Дарбенай нацистский террор начался в первый день войны – 22 июня. Первыми на глазах у всей общины, согнанной на городскую площади, были казнены последний раввин городка Исер Вайсборг и Моше Блох, а в следующие два месяца была уничтожена практически вся община - замучены, забиты металлическими палками, заколоты штыками, расстреляны и зарыты в окрестных приморских полях и песчаных лесах.
В Литве была своя Анна Франк – поэтической души девочка, гимназистка Кретингской фрацисканской гимназии Эстер Квярелите, после которой остался незавершённый дневник. Дневник этот сберегла семья её подруги. «Далеко, далеко песня молчит, а песня эта боли полна», - писала Эстер . Последние слова - «Ничего не могу писать, всё мешается, гибнет, тихо падает в бездну. Боже, за что так рано, за что? Я ещё так хочу жить! Все смеются, улыбаются, все счастливы. Только я одна должна покинуть прекрасный мир… Спасите, сжальтесь…. О, несчастье…»
Палач и насильник полицейский запомнил приглянувшуюся ему голубоглазую русоволосую 16-летнюю девочку, разыскал её у приютившей семьи и увёз, а через несколько дней местный лесник обнаружил её заваленное ветками изуродованное, изрешеченное пулями тело и похоронил в лесу Белой горы возле дороги, где вскоре были убиты последние евреи Дарбенай.
По указателям мы нашли старинное еврейское кладбище - на окраине городка, среди полей. Древняя ограда и запертые ворота, кое-где сохранились каменные надгробия с полустёртыми надписями. Правда, территория кладбища ухожена, аккуратно выкошена, всё это мы смогли увидеть через невысокое ограждение.
Дальше наш путь лежал на Салантай.
Дорога на Салантай также пролегает среди полей. С обеих сторон много ветряков, белые стояки которых как-то особенно светились на фоне свинцового грозного неба.
Салантай ведёт свою историю с 1630 г., когда был построен первый католический костёл, который должен был стать противовесом реформаторскому влиянию среди крестьян. Впоследствии храм несколько раз перестраивался. Ну, а теперь главный акцент Салантай – безусловно, величественный неоготического стиля красного кирпича костёл вознесения Св. Девы Марии, построенный в 1911 г. на высоком холме возле речки Саланты . Высокий, с двумя устремляющимися ввысь 70-метровыми башнями, костёл виден издалека и очень впечатляет своей красотой. По архитектуре он напоминает в том же 1911 г. построенный неоготический костёл в центре Паланги. У подножья холма на берегу речки раскинулся городской парк, где как раз в этот день происходил какой-то городской праздник. Но то ли погода подвела, то ли городок очень малонаселён, но людей на этом празднике было совсем немного. Согласно официальным данным, в Салантай проживает около полутора тысяч жителей.
В Салантай тоже была богатая и трагическая еврейская история. Отсюда родом знаменитые раввины Зундель Салант (1786-1866) и Нафтали Амстердам (1832-1916), писатель переводчик Мордехай Арон Гинцбург (1832-1916) , а так же русский математик Йом Тов Липман Липкин (1846-1876), который из-за своих уникальных способностей был принят в Санкт-Петербургский университет и стал известным благодаря изобретению механизма Липкина — Посселье в 1864 г. Этот механизм , способный превращать вращательное движение в поступательное – инверсор, сыграл важную роль в развитии паровых машин.
Но особенно мне хотелось бы рассказать взволновавшую меня историю о проживавшем и работавшем в Салантай знаменитом враче, редком диагносте докторе Самуэле Зикасе (1861-1920). Доктор Зикас прибыл на работу в Салантай по приглашению князей Огинских и до конца своей жизни был самым уважаемым врачом в городе. Доктор не располагал никакой диагностической аппаратурой, но отличался удивительными способностями распознавать самые сложные недуги. Его диагнозы подтверждали лучшие врачи Кёнигсберга и Мемеля, а так же других городов Европы, к которым он направлял своих тяжелых пациентов.
Во время русско-японской войны 1904 г. доктор Зикас служил военным врачом во Владивостоке и Уссурийске, а по возвращению домой ему пришлось поставить самый трагический диагноз в его жизни – его любимая жена заболела раком и в тот же год умерла. В начале Первой мировой войны доктор снова был мобилизован в Российскую армию и вскоре попал в немецкий плен, где провёл два с половиной года. Его назначили главным врачом лагерей для французских и русских военнопленных. Немецкое командование предлагало ему свободу взамен на измену родине, но доктор отказался – ведь он присягал на верность Царю и Отечеству и об этом не могло быть речи. Видимо, в те времена ещё придерживались определённых принципов по отношению к военнопленным, и доктора оставили в покое, а потом ему всё же удалось вырваться из плена. В 1919 г. доктор Зикас вернулся на родину и продолжал работать врачом до самой своей смерти в 1920 г. Похоронен доктор Зикас на старом еврейском кладбище, но место захоронения затерялось. После смерти Зикаса его место занял доктор Исаак Перлис (1867-1941), тоже во время Первой мировой войны служивший фронтовым врачом в российской армии. Перлис тоже имел репутацию опытного и внимательного врача.
Однако началась Вторая мировая война и еврейскую общину в Салантай постигла та же судьба, что и всюду – она была полностью уничтожена. Фашисты заняли Салантай 22 июня 1941 г. Гестапо и СС в первые же дни арестовало всех евреев городка, которых заперли в синагоге, устроив из нее гетто. В гетто попал и доктор Перлис, которого потом по какой-то причине отпустили. Осознавая, что второго ареста и расстрела ему не избежать, доктор покончил с собой – принял яд. Видимо и он похоронен на старом кладбище в Жвайняй.
Мы хотели разыскать это старое кладбище, к тому же мы знали, что там установлен памятный камень 405 салантайским евреям, расстрелянным в этом месте. Памятник этот был поставлен ещё в советское время. По навигатору и промежуточным указателям мы ездили по дорогам среди полей, но подъезда к этому месту не нашли, хотя издалека примерно видели, где оно может находиться. Мы хотели пройти пешком, но все подходы были перегорожены проводами под током. Впустую проколесив по полям, мы вернулись в городок. Посмотрели культурный центр, размещающийся в бывшей синагоге, реконструированной в 1958 г., о чем сообщает памятная доска на здании. Здесь же имеется мемориальная доска, посвященная трагическим событиям 1941 г.
В самом центре Салантай находится советское воинское кладбище, восстановленное на средства посольства Российской федерации, о чём сообщает памятная табличка у входа. Воинское кладбище в Салантай было основано в 1944 г., здесь похоронено 290 советских воинов (среди них – два неизвестных), павших в боях в этих окрестностях. Один из них – командир тяжёлого танка КВ Герой Советского Союза гвардии мл. лейтенант Георгий Тырин, погибший в боях за освобождение Литвы возле Салантай 18 октября 1944 г. Памятник ему был поставлен в 1947 г. по проекту архитектора Н.Касаткина – советский танк ИС-2 на постаменте, и его именем была названа главная площадь города. В те времена этот танк был гордостью горожан, люди собирались здесь, фотографировались на его фоне. В 1991 г. танк был демонтирован к огорчению многих салантишкяй (примеч. – жителей Салантай) и перевезен в усадьбу Орвидов, где он находится и по сей день. Долгое время после этих событий кладбище оставалось в запущенном состоянии, а в 2004 году постамент и весь мемориальный комплекс были приведены в порядок. Они и сейчас хорошо ухожены и присмотрены. Вот только танка нет на белом постаменте.
Осмотрев эти памятные места , мы продолжили свой путь на север к латвийской границе. Следующая остановка – интереснейший городок Моседис.
Об этом в продолжении
http://proza.ru/2020/11/08/2191.
Фотоколлаж автора
Свидетельство о публикации №220110700075
Потрясающе...
Забрала ссылку в читательскую группу Понедельника"
Обнимаю
Передай мой шалом Ариэлю
Наталья Терликова 07.07.2023 15:14 Заявить о нарушении
Эми Ариель 07.07.2023 18:31 Заявить о нарушении