Бабушка

 Я часто вспоминаю свое детство, такое далекое, сказочное.... И как только приходят ко мне эти воспоминания, вместе с ними приходит в памяти мой самый любимый, самый дорогой человек - моя бабушка. Почему не мама? а потому, что раннее детство я провела в деревне, у моей бабушке, маминой мамы.

1945 год, август. А точнее, в последний день этого месяца  деревню огласил  истошный крик новорожденной- то есть - меня. И я стала осваивать этот новый для меня мир. Мама работала заведующей столовой, поэтому посидев со мной немного, дав мне окрепнуть, снова стала работать. Я оставалась с бабушкой. А потом мама и вовсе уехала в Вологду работать. Приезжала только на выходные. Так что фактически моей мамой была бабушка. Мама была военным человеком( на войне была секретарем военного трибунала). Война наложила на ее характер  отпечаток - я от нее не получала ласки, какая необходима ребенку. Бабушка восполняла все, что было необходимо для моего воспитания. Так я росла. Милая моя, родная, моя любимая бабушка! Самый светлый и чистый человек для меня!

У нее было семеро  детей. Четыре дочери и три сына. Дочери все вышли замуж и жили в городе, кроме моей мамы. Моего отца убило в самом конце войны. Старший сын  жил тоже отдельно, в другом совхозе, а средний и младший  оставались жить с бабушкой.  Но дом большой и места хватало всем.

Помню  ...зима...святки. Братья переодеваются в ряженых -покойников.  А мне очень страшно. Но я , забившись в угол между стеной и кухонным столом, в ужасе наблюдаю, как они из сырой картошки вырезают челюсти и примеряют их. Затем накидывают на себя белые простыни, смазывают лицо чем-то белым, а сами хохочут, предвидя реацию  увидевших.  На меня не обращают внимания. А я сижу не жива, не мертва. Уходят на гуляние, а я долго не могу заснуть. Страшно.

Мой младший дядя Костя был моим любимым дядей. Саша - тот суровее, а Костя ласковый, веселый. Утром я всегда находила под своею подушкой то конфету, а то и пряник. Когда он их подкладывал- не знаю. И я, просыпаясь, лезла рукой под подушку, в ожидании чуда. И это чудо не подводило.

Вот так я росла. Помню, лезла по ступенькам на печь и оступилась. Реву, заливаюсь. Подбежала бабушка, стала меня жалеть, успокаивать. А я плачу, говорю, что головка болит. Схватила бабушка миску и выскочила в сени. Через пять минут прибегает и сует мне молозево, от стельной коровы. К соседям бегала, так как у них корова отелилась. Ох, как мне понравилось молозево! Съела я и пуще заревела, мол, все-равно голова болит. Побежала бабушка снова, принесла еще  миску. А когда я хотела  рев   повторить, раскусила мою хитрость,  схватила она вицу и ко мне. Поняла я, что лучше замолчать, тем более, что голова и не болела вовсе.

Однажды, летом, сидела бабушка на соседнем крылечке, с товарками. И я рядом крутилась. Захотелось ей водицы испить, а у хозяйки воды не оказалось. Послала бабушка меня за водой в наш дом. Я, радостная, что сделаю своей бабушке приятное, прибежала  в наши сени, схватила алюминевую кружку, зачерпнула целую  воды и поспешно стала спускаться с высокого крыльца. Не заметила, что около крыльца гуляли маленькие гусенята. Вот и наступила на одного, раздавила. Кружка - в сторону. Заревела я так, что вся деревня сбежалась! И бабушка со своими товарками тут уже. Все топчутся вокруг гусенка, а у него внутренности наружу. бабушка охает,  меня ругает.... Мимо учительница проходила( у нас в деревне нач.школа была).  Подошла узнать, что случилось.  - Неси живо цыганскую иглу и воду. Я, ревя в три голоса, пулей принесла это. Взяла она гусенка на руки, полила его кишки холодной водой , вправила их и зашила живот, а потом опустила на землю. И, о чудо, побежал гусенок к своей маме, только переваливался с боку на бок. Бабушка обнимать ее, целовать! Вырос гусенок крупнее всех остальных своих гусят. Но я с той поры и до сего времени -  не ем ни курятины, ни утятины и вообще птицы.

В школу пошла в деревне. Портфель больше, чем я сама. Первый класс  училась под контролем бабушки и дяди Саши. Мой любимый дядя Костя уехал в город. И принесла однажды я несколько колов. Не двоек, а именно колов   - Бабушка, а я в школе колы получила...ну, думаю, сейчас на себе узнаю, что такое кол. А бабушка вдруг говорит  дяде Саше( он только что пришел с работы):  -Люся-то колы из школы принесла, сейчас ими печку будем топить. Вот умница!  Но дядя Саша рассудил иначе.   - Иди домой, садись делать уроки. А чтобы не убегала гулять, я тебя сейчас на цепь привяжу!   Я пошла, сижу, пишу, а слезы ручьем. Он заходит, заглянул  в тетрадь и говорит:  -Переписывай снова! Плохо написала!  И я снова вывожу палочки, крючочки.  Очень боялась, что на цепь он меня посадит.

Любила смотреть, как бабушка плетет кружева. Пляшут коклюшки в ее руках, быстро переставляет по рисунку  булавочки.... А какие красивые кружева выходят! Я часто сама звала ее с улицы: --Баба, пойдем кува пети. Так меня уже взрослую, когда приезжала к бабушке в гости, звали:- Приехала кува пети к бабушке?

Многое вспоминается хорошего. Так бы писала и писала. Но не буду вас утомлять. Вот это фото, это все, что осталось от  того времени. Да память...    


Рецензии
Фото просто шикарное! Жаль, что не могу разобрать, чем занята Ваша бабушка. Без работы аши бабушки не сидели. Спасибо за бабушку!

Нина Черняева   05.10.2021 15:26     Заявить о нарушении
На фото бабушка плела кружево. Перед ней валик, а в руках коклюшки.

Луана Кузнецова   05.10.2021 17:11   Заявить о нарушении
Бабушка-то, оказывается, кружевница!

Нина Черняева   05.10.2021 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.