Забытый Герой - Мустафа Набиев

Мустафа Агаевич Набиев (1917–1998) — подполковник, участник Великой Отечественной войны. Помощник начальника штаба противотанкового артиллерийского полка. Военный комиссар г. Дербент, а также Курахского, Табасаранского и Магарамкентского районов ДАССР.

Мустафа Набиев родился 17 декабря 1917 года в сел. Ашага Мака Курахского района Кюринского округа Дагестанской области. На фронт ушел добровольцем на второй день после нападения гитлеровской Германии на нашу Родину. Первое боевое крещение получил на Курской битве в составе 40-й армии, где был командиром огневого взвода. Позже храбрый офицер стал начальником штаба полка по разведке, принимал активное участие в героических сражениях при форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомира, Новгорода, Волынска, Луцка и ряда других городов и сел.

С мая 1945 года по август 1946 года М. Набиев проходил службу в составе Центральной группы оккупационных войск в Германии. Затем был направлен в распоряжение командования Закавказского военного округа, где вскоре был назначен военным комиссаром Курахского, затем Табасаранского района, а после и города Дербента. За личный героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, М. Набиев был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги» и многими другими наградами.

Мустафа Набиев был представлен к званию Героя Советского союза, однако медаль так и не получил. Вот что по этому поводу пишет Д. Бутовецкий в статье «Ночной бой у Шпратау» («Советское Полесье», 16.05.1984 г.):

«Был теплый по-летнему сентябрьский день Группа ветеранов 6-й гвардейской дивизии, приглашенная на празднование 40-летия освобождения Шостки, расположилась на берегу Десны. С утра были выступления, встречи, поездки по местам боев, и теперь можно было расслабиться, снять усталость, подставив лицо и грудь мягким прикосновениям солнца. Бывший командир дивизии генерал-майор Георгий Васильевич Иванов о чем-то оживленно беседовал со стройным седовласым человеком, в котором легко было признать горца. Китель офицера-артиллериста украшали боевые награды: ордена Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды. — Знакомьтесь, подполковник Мустафа Агаевич Набиев, один из храбрейших наших гвардейцев, — сказал комдив. — Человек интересной судьбы. Мы встретились через сорок лет, и оказалось, что представление на звание Героя Советского Союза, которое я лично подписал в феврале 1945 года, не было видимо, утверждено. А, может, бумаги не нашли в архиве? Так или иначе, но требуется поиск…».

Мустафа Агаевич рассказывал о бое у села Шпратау. Увлекшись, чертил прутом на песке схему расположение наших батарей и местонахождения фашистских танков. Генерал-майор кивал головой, подтверждая его рассказ, и все невольно перенеслись мыслями в победный сорок пятый год.

… Двенадцатого января 1945 года войска 1-го Украинского фронта начали Висло-Одерскую наступательную операцию. Войскам предстояло пройти от Вислы до Одера на глубину до пятисот километров, преодолев смесь оборонительных полос, заблаговременно подготовленных противником. Проходили эти преграды по берегам рек Нида, Полица, Варта, Одер. 13-я армия генерал-полковник Пухова, в состав которой входила 6-я гвардейская дивизия, прорвала главную полосу обороны противника. Темпы наступления были столь стремительны, что отстали тылы как дивизии, так и приданного ей 1076 истребительного противотанкового артиллерийского полка. В нем-то и служил 28-летний капитан Набиев, являясь помощником начальника штаба по разведке. За его плечами были три года войны. Как в дымке, виделся ему иногда родимый аул Ашага-Мака.

Морозным февральским днем сорок пятого года 42 бойца с двенадцатью пушками и штабная машина с разведчиками переправилась на западный берег реки и заняла оборону восточнее села Шпратау, неподалеку от города Герлиц. Возле ветряной мельницы установили наблюдательный пункт. Огонь фашистских орудий отрезал их группу от оставшихся на левом берегу Одера частей. Прямым попаданием снаряда был разрушен пункт связи штаба полка, связь прервалась. Между тем бойцы услышали рокот моторов. К селу приближались танки. Наши или вражеские? Верную смерть или помощь несут они? Выяснить это взялся Набиев. Взяв собой автоматчика, он тут же растворился во тьме… Взлетала в небо ракета, осветив на миг черные кресты на броне танков и самоходных орудий.

— Огонь… огонь по танкам!

Это — команда Набиева. Гремит выстрел, вихрем пронеслись осколки, застучав по броне, едва не пронзив разведчика. Младший лейтенант Леонид Ондруцкий произвел выстрел осколочным снарядам. Это ошибка могла дорого обойтись батареям.
— Бронебойным, бронебойным бей! Кричит надрывно Набиев:

На этот раз лейтенант точен. Танк загорелся, второй «тигр» стал разворачиваться, но и его достал снаряд. Здесь и там запылали фашистские «тигры» и «фердинанды» в стане врага — паника. Снова и снова слышится голос Набиева:
— Огонь бронебойным!

Схватка идет в ночной тьме. Ошеломленные, поднимают руки гитлеровские солдаты. Утром поле боя осматривали прибывшие сода комдив 6-й гвардейской дивизии генерал-майор Иванов и командующий артиллерией дивизии гвардии полковник Аршовский. Они насчитали одиннадцать разбитых, обгорелых машин. Шесть таков и два самоходных орудия были взяты исправными, 36 солдат и офицеров пленены. Победа была полной, гвардейцы дрались по-суворовски. И никаких потерь, даже никого не ранило.

— Молодцы, артиллеристы! — похвалил комдив батарейцев. И, повернувшись к Набиеву, добавил: — Подвиг ваш не будет забыт. Вы будете представлены к вышей правительственной награде.

Войну капитан Набиев закончил в Праге. А когда вернулся домой, услышал печальную весть: умер отец, погиб брат Наби. Но уже на другой день Мустафа Агаевич, военком г. Дербент, впрягся в работу. Дел было хоть отбавляй, и коммунист Набиев радовался тому, что не слышно больше грома пушек над головой. Прошли годы, много лет. Встречаясь с молодежью, рассказывал Набиев о ратных подвигах артиллеристов, вспомнил и о ночном бое под Шпратау, но мучило ветерана то, что некому было подтвердить его рассказ.

3 апреля 1982 года Мустафа Агаевич смотрел передачу по телевидению. И вдруг вскочил:

— Да это же наш комдив, Георгий Васильевич, генерал Иванов! Такой же, каким был когда-то. Постарел только… На другой день Набиев выехал в г. Москва, встретился с комдивом, вместе с ним осенью посетил Шостку. А под новый, 1984 год, генерал-майор приехал в г. Дербент. Выступая во Дворце культуры стекольного завода, а затем в городском комитете партии, Георгий Васильевич рассказывал о доблести гвардейцев, о подвиге коммуниста, сына Дагестана Мустафы Набиева.

5 мая 2017 года, в преддверии празднования Дня Великой Победы, была увековечена память участника Великой Отечественной войны, бывшего военного комиссара г. Дербент Мустафы Набиева. Мемориальная доска установлена на фасаде дома по ул. Г. Гасанова, в котором долгие годы жил ветеран.

18 сентября 2020 года в г. в Дербент состоялось открытие мемориальной доски памяти ветерана Мустафы Набиева. Мероприятие проходило в рамках Всероссийского проекта «Улицы в лицах», которая проводится по инициативе Молодежного парламента при Государственной Думе федерального собрания Российской Федерации, Совета по культуре при Государственной Думе и Межрегиональной общественной организации «Независимая молодежь» и проекта министерства национальной политики Республики Дагестан «Вахта Героев». Кроме того, одной из улиц г. Дербент было присвоено имя ветерана ВОВ.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Мустафа Агаевич Набиев.

Примечание: биографическая статья написана по материалам из открытых источников.


Рецензии