Комедианты

      
  Традиция устраивать праздники, карнавалы с представлениями, ярмарки с каруселями и качелями исходит, наверно с давних времён. Народу всегда не хватало – хлеба и зрелищ. Вот если первое - нисколько не поменялось, то зрелища, со временем, если можно так сказать эволюционировали.
   Глупейшего времяпрепровождение, как болтаться по кругу на цепи или верёвке, даже трудно представить. Вот народ и начал придумывать всевозможные аттракционы, чтобы во время всеобщего веселья  выплеснуть куда-то свою энергию, получив очередную порцию адреналина. Недаром в древнем Риме сражались на арене гладиаторы, а на Руси устраивались кулачные бои...
    В этом я ещё раз убедился, когда  к нам на Салтовку приехал Чешский «Луна-парк». Конечно, ещё подростком, я посещал эти аттракционы, но когда к нам  в парк культуры и отдыха – «Победа»,  где я работал художником, приехал этот балаган, то я увидел всю подводную, часть этого развлекательного айсберга….
  Разгрузившись на вокзале, они через весь город в сопровождении ГАИ, длинной вереницей по несколько вагончиков, целый день добирались к нам на территорию.
 Их директор, мужчина большого роста с бородой, распределял, где и какой аттракцион будет стоять,где хоздвор с жилыми вагончиками, а где душ с туалетом. Как, только всё было завезено, начался настоящий человеческий муравейник.
   Это была чёткая и слаженная работа. Все детали конструкций были подписаны и пронумерованы и чешские работяги их так быстро монтировали, переходя от одного               
аттракциона к другому, что даже дух захватывало. Некоторые наши работники, было дело, хотели оказать помощь братскому чешскому народу, надеясь на магарыч. Но увидев, как дружно  и без матов, разговаривая на непонятном языке, работают интуристы, то только в сторонке, нервно покуривали, почёсывая затылок. Вид у них был явно недовольный, понимая, что они, как говорится: «пролетели, как фанера». Когда подошёл Сергей Багдасаров – директор нашего парка, то они чуть ли не хором загалдели:
- Товарищ, директор, вы ж обещали, что и нам халтурка достанется.
На, что Багдасаров, невозмутимо, ответил:
- Всё правильно, правда, я не думал, что у них столько рабочих. А вы всё равно язык не знаете, так, что берите по метле и всю аллею перед аттракционами выметите, и без халтуры.
  Сопя, как говорят: "в две дырки", они с недовольными, харями, побрели выполнять приказание.
   Через три дня практически все десять аттракционов были готовы к запуску.
- Чешский директор, - сказал Багдасаров, - предлагает прокатиться  на аттракционах в целях проверки, - и обращаясь ко мне, добавил, - может, и ты  хочешь со мной?
- Большое спасибо,- отвечаю, - давай уж ты, как директор, с директором покатаетесь, а я в сторонке постою и посмотрю. А то мало ли чего?
 Так и случилось, после четвёртого аттракциона, Сергей говорит:
- Всё больше не могу, я на этих каруселях крутиться и вертеться, - давай теперь – ты.
- Ладно, тогда я на автомобильчиках поезжу, чтобы не обижать наших чехословацких друзей, а завтра с малым приду и мы до катаемся на остальных качелях.               
   На следующий день, взяв своего сына, я пришёл на аттракцион, который назывался «Морские приключения». Название звучное и поэтическое, но на самом деле, он представлял обычную карусель с лодочками, которые, то поднимались вверх, то опускались вниз, имитируя волны на море, а вокруг были всевозможные рисунки: кораблей, рыб, осьминогов, китов, и ещё каких-то чудищ, как раз для пяти-семи летних детей. Правда, когда мы катались, я заметил, что краска на картинках пожухла, а в некоторых местах даже облезла. Выходя из «лодки на берег», я хозяину  заметил:
- Что-то у вас аттракцион, какой-то не свежий, как будто действительно в морской пучине побывал.
А он, с небольшим акцентом, жалуется:
- Да вот, зимой не нашёл у нас в Чехии художника, теперь хоть самому подкрашивай.
- Зачем самому, - говорю, - вам повезло, я – художник и зовут меня Евгений.Я  вам рекламные плакаты  для "Луна-пака" рисовал.
- Очень приятно, а моё - Эрик, - и предлагает, - у меня к тебе есть предложение, пошли ко мне в вагончик обсудим.
   Вагончики на колёсах я и раньше видел, в основном строительные и армейские.
   Но когда я зашёл к нему, то обалдев, подумал: «Сразу видно, что люди в Европе живут!»
Это был дом на колёсах, с телевизором в просторной комнате для гостей, спальней,  кухней, оборудованной мойкой, газовой печкой, стиральной машинкой, и даже душевой с туалетом.
- Да,- говорю, - у тебя так  классно, как в квартире.
- Это я всё сам сделал, вот ещё осталось потолок, как-то облагородить и будет всё о'кей. Может, что посоветуешь?               
  Я, посмотрев на ДВП, которое, он прибил на верх, сразу предложил:
- Всё зависит от денег. Можно просто покрасить – это, как говорят: «Дёшево и сердито», или плёнкой-самоклейкой обклеить, а можно панелями МДФовскими обшить – это дороже, но надёжнее.
- Понятно,- сказал Эрик, - давай начнём с  реставрации аттракционов, а дальше, смотря, сколько денег я заработаю, будет видно.
   Через пару дней открылся «Луна-парк» и народу набежало – видимо,  не видимо. Салтовка – это спальный район с населением в триста тысяч, так, что работа кипела каждый день с утра и до позднего вечера.
   Эрик тем временем  снимал по одному щиту, а я отвозил в мастерскую и – перекрашивал. И  через полторы недели, перемалевал все рисунки.
   И он, заработав немного денег, расплатился со мной сполна.
Тогда я на радостях предлагаю:
- Завтра у вас выходной, давай обмоем завершение реставрации аттракциона, чтобы краска ещё долго не облезла.
  Ну, от такого предложения, вряд ли кто откажется, и чех легко согласился:
- Отлично, а то уже, сколько вместе работаем, а так ближе и не познакомились, я люблю бренди  - «Слънчев бряг».
- Намёк понял! Бряг, так бряг, - говорю, - вот завтра  мы с супругой и придём.
 Вечером, когда  я пришёл с женой и алкоголем, у Эрика всё было уже готово.
 Нельзя сказать, что там были деликатесы, но наряду с нашими овощами и фруктами, он выставил некоторую заграничную снедь, типа, салями, рокфора и крабиков.               
- Вот, это моя жена – Милослава  и дочь – Алина, ей уже тринадцать, - сказал Эрик.
- А это, моя жена – Вера.
 Далее, садясь за стол, мы продолжили наше знакомство.
Эрик  оказался никакой не чех, а венгр по происхождению.
 И когда мы налили по второй, я сказал:
- Вот, ты венгр, жена – чешка, а дочь получается  – европейка. А я наполовину Кубанский казак, наполовину татарин, а жена у меня, даже имеет еврейские корни, видишь, как всё намешано. Так выпьем же за содружество наций!
 Все засмеялись, а хозяин добавил:
- И за удачное сотрудничество!
Так мы незаметно, тост за тостом и приговорили бутылочку бренди.
- А теперь, зацени разницу между бренди и армянским коньяком, - и,достав из куртки припрятанную  бутылку и поставив на стол, я продолжил, - это не какая-то Болгария, это – Кавказ, у меня отец от туда родом. Давай выпьем за родителей!
  От такого тоста, даже наши жёны не отказались.
А Эрик, осушив рюмку, грустным голосом, сказал:
- Я вот на Кавказе никогда не был. В Болгарии,  в Румынии,  в Польше, и у себя в Венгрии, объездил всё вдоль и поперёк. Мы с моей Милославой уже на колёсах лет десять.
- Ну, это хорошо, - говорю,- всё время в дороге, всё время – праздник.
- Это порой надоедает. Я ведь у вас в Харькове университет на физмате закончил, и мог бы даже преподавать, - грустно сказал Эрик, - а вместо этого -  с семьёй по восемь месяцев дома не бываем, ездим из города в город в вагончиках и кибитках, как бродяги-кочевники. В общем - комедианты какие-то или  цыгане. Вечно в дороге,                только на зиму приезжаем домой, чтобы аттракционы починить.
- Не расстраивайся, - говорю, и чтобы, отвлечь от грустных мыслей, продолжаю, - давай мы завтра сделаем потолок какой-нибудь весёленький, будешь лежать на диване и радоваться.
- А давай, только денег на МДФ не хватит, а плёнкой поклеить можно.
Закончив на мажорной ноте наше застолье, мы с супругой поехали домой.
   Наутро, оставив жену с дочкой на аттракционе, мы с Эриком поехали в хозяйственный магазин и накупили плёнки под светлое дерево. А так, как посетителей во вторник - не много, то  сразу решили  и поклеить потолок.
   Работа не сложная, главное, чтобы плёнку плотно притирать к потолку, разгоняя воздушные пазухи.
 Приклеив первую полоску, Эрик предложил:
- Может по кофейку, а то уже - второй завтрак?
- И по капельке коньячка, для бодрости. – добавил я.
  Хозяин-венгр, может потому, что не совсем хорошо знал русский язык, понял всё это буквально. Принёс кофе, бутерброды и недопитую вчерашнюю бутылку, и сказал:
- Вот, всё, как ты хотел.
Я подумал: « Вообще-то, я не то имел в виду, ну кто ж от такого откажется?»
    Взбодрившись коньяком с кофеём, мы с удвоенным рвением взялись за работу, и часам к двум, когда закончился коньяк, весь потолок был оклеен светлой плёнкой.
  Когда зашла Милослава, она, как обычная наша жена, учуяв запах алкоголя, хотела, было дело, возмутиться, но увидев такую красоту, которая так гармонично вписалась в интерьер, не обращая на перегар царивший в гостиной, одобрила нашу работу.
 - Ну, вот теперь у тебя дом, как дом,- говорю, а никакой-то цирковой фургончик.
- Это уж точно, - поддержал меня Эрик.
С чувством глубокого удовлетворения от проделанной работы, я ,попрощавшись, рванул домой.
  А утром, приехав на работу и увидев Эрика с кислой физиономией, поинтересовался:
  - В чём дело?
 Он, молча, завёл меня в вагончик и я увидел, что плёнка во многих местах отслоилась, а некоторых - повисла, как тряпка.
  Я, аж присвистнул, и спрашиваю:
- Интересно, а что же случилось?
- Под утро плёнка начала со скрипом постепенно отслаиваться, да так, что всех нас разбудила, а дочь даже напугала, - сказал Эрик, он видно, был более сведущим в физике, поэтому объяснил, - за ночь  температура понизилась, вот плёнка и не выдержала разности линейного расширения, - а потом, с грустью добавил, - теперь, у нас даже не цирковой фургончик, а цыганская кибитка.
«Да,- подумал я, - такой умный аж, страшно, и стал комедиантом, а мог бы  быть преподавателем».
И, что бы его подбодрить, предложил:
- Не расстраивайся, я его тебе бесплатно, разрисую под голубое небо с облаками.


Рецензии