Бездна. Глава 15-2. Смысл в отсутствии смысла
Поспорил, всё доказал. Состояние покоя вернулось вновь: зато теперь я свободен! Пусть на недельку, но свободен!
Достал из-под подушки Мишку.
— Мишенька, я не хочу вторгаться в душу Алексея. Но зачем-то пытаюсь обратить его в атеизм.
— Чтобы он стал как Философ, что ли?
— Мишка, потому и не хочу. Порой возникает желание разобраться, почему грамотный человек, студент университета, вдруг начинает верить. Не хочется, чтобы он был атеистом, как я. Как Философ. Но неужели он верит искренно?
— Почему думаешь, что верить начинают вдруг? Этому наверняка предшествуют поиск и сомнения.
— И ты туда же!
Послышались шаги, скрипнула входная дверь.
Я зашел в комнату, где перед иконами горела лампада. Алексей уже, наверное, помолился?
На самом видном месте икона… АлексИй, человек Божий…
Зашёл Алексей:
— Как ты думаешь, кто говорил эти слова? “Только атеист-вольнодумец может изучать разнообразные науки, религии и мировоззрения, пользоваться всем богатством культуры. А буддисты должны читать свои мантры, христиане пусть бубнят молитвы…”
— Это слова могли быть моими. Но их, жалость какая, кто-то уже, к счастью, высказал.
— Это мои слова, сказанные лет пять назад, когда я был “просвещённым атеистом”.
Алексей поцеловал икону святого Алексия и начал рассказывать житие Алексия, человека Божия. Вот он покинул жену сразу после свадьбы и пошёл странствовать. Мне это было весьма близко и понятно. Но зачем оставлять любящих и добрых родителей… молодую любящую жену… Что в жизни ещё нужно?!
Я слушал и возмущался поведением святого. Вот бы я после свадьбы из каких-то принципов оставил Оленьку?! Я высказал претензии Алексею:
— АлексИй, я тебе не рассказывал о своих приключениях прошлым летом? Свою потрясающую историю любви? Вот примеряю на себя поведения Алексия, человека Божия: в чём его святость? Оставить любящую жену — позор-то для неё какой! Оставить в неведении родителей! Всё променять — на что? Взрослому здоровому мужику пристало ли просить милостыню на паперти и тунеядничать?
— Я не меньше твоего негодовал. И даже когда Денис впервые произнёс своё имя с мифологическим намёком, я из протеста назвался именно православным именем, как оно звучит в церкви. Но когда читал житие Алексия, человека Божия, то возмущался не меньше тебя.
— Я не понимаю, в чём подвиг — вериги носить. Это бесполезный тупой труд. Кому лучше от того, что кто-то вериги носит?
— Тебе нужен ясный смысл? Возьми в детском доме безногого ребёнка и носи его на руках. Тоже подвиг.
— Почему тоже? Именно это — подвиг. А вериги…
— Может, смысл именно в бессмысленности, в отсутствии очевидной пользы? Человек, как тот прыщик, что не вскочит даром. Всюду ищет пользу.
Свидетельство о публикации №220110801467