Бездна. Глава 15-2. Смысл в отсутствии смысла

     Проснулся с чувством необыкновенного покоя. Вспомнил, что поссорился с мамой и ушёл из дома. Мысленно поспорил с мамой, доказывая необязательность ежедневных непрерывных работ в огороде: всю траву никогда не прополешь, выращенные овощи все не съедаем — приходится отдавать. Чаще всего бесплатно: продавать, видите ли, стыдно.

     Поспорил, всё доказал. Состояние покоя вернулось вновь: зато теперь я свободен! Пусть на недельку, но свободен!

     Достал из-под подушки Мишку.

     — Мишенька, я не хочу вторгаться в душу Алексея. Но зачем-то пытаюсь обратить его в атеизм.

     — Чтобы он стал как Философ, что ли?

     — Мишка, потому и не хочу. Порой возникает желание разобраться, почему грамотный человек, студент университета, вдруг начинает верить. Не хочется, чтобы он был атеистом, как я. Как Философ. Но неужели он верит искренно?

     — Почему думаешь, что верить начинают вдруг? Этому наверняка предшествуют поиск и сомнения.

     — И ты туда же!

     Послышались шаги, скрипнула входная дверь.

     Я зашел в комнату, где перед иконами горела лампада. Алексей уже, наверное, помолился?

     На самом видном месте икона… АлексИй, человек Божий…

     Зашёл Алексей:

     — Как ты думаешь, кто говорил эти слова? “Только атеист-вольнодумец может изучать разнообразные науки, религии и мировоззрения, пользоваться всем богатством культуры. А буддисты должны читать свои мантры, христиане пусть бубнят молитвы…”

     — Это слова могли быть моими. Но их, жалость какая, кто-то уже, к счастью, высказал.

     — Это мои слова, сказанные лет пять назад, когда я был “просвещённым атеистом”.

     Алексей поцеловал икону святого Алексия и начал рассказывать житие Алексия, человека Божия. Вот он покинул жену сразу после свадьбы и пошёл странствовать. Мне это было весьма близко и понятно. Но зачем оставлять любящих и добрых родителей… молодую любящую жену… Что в жизни ещё нужно?!

     Я слушал и возмущался поведением святого. Вот бы я после свадьбы из каких-то принципов оставил Оленьку?! Я высказал претензии Алексею:

     — АлексИй, я тебе не рассказывал о своих приключениях прошлым летом? Свою потрясающую историю любви? Вот примеряю на себя поведения Алексия, человека Божия: в чём его святость? Оставить любящую жену — позор-то для неё какой! Оставить в неведении родителей! Всё променять — на что? Взрослому здоровому мужику пристало ли просить милостыню на паперти и тунеядничать?

     — Я не меньше твоего негодовал. И даже когда Денис впервые произнёс своё имя с мифологическим намёком, я из протеста назвался именно православным именем, как оно звучит в церкви. Но когда читал житие Алексия, человека Божия, то возмущался не меньше тебя.

     — Я не понимаю, в чём подвиг — вериги носить. Это бесполезный тупой труд. Кому лучше от того, что кто-то вериги носит?

     — Тебе нужен ясный смысл? Возьми в детском доме безногого ребёнка и носи его на руках. Тоже подвиг.

     — Почему тоже? Именно это — подвиг. А вериги…

     — Может, смысл именно в бессмысленности, в отсутствии очевидной пользы? Человек, как тот прыщик, что не вскочит даром. Всюду ищет пользу.


Рецензии