Мой египетский сад. Гранат
У граната, как и у инжира, родина – Азия. В диком виде он растёт по каменистым долинам от Гималаев до Палестины. В саду его завели впервые где-то на востоке Двуречья на заре эпохи ранней бронзы. Уже вскоре он попал в Иерихон, Арад, Ирак, Ливан, Грецию и Испанию. В среднем бронзовом веке его уже активно разводили по всему Леванту, и лишь тогда о нём узнали в Египте. Там бурный расцвет его культуры совпал с грозным явлением, коснувшемся всех ранних аграрных держав – засухой, а с нею и с засолением почв, обмелением рек. К урону от ломки климата можно бы добавить и другие беды: наступление моря на тучную землю нильского устья, рьяную вырубку рощ, бывших «забором» от дюн, выпас огромных стад скота.
Гранат был призван вернуть жизнь в мир пустынь и пустырей: он был стоек и вынослив. А в садах Египта нильский ил ещё и чудесно преображал его. По словам Теофраста, кислые сорта граната в египетской земле сами собою наливаются винной сладостью. С новым деревом в Египте стали работать едва ли ранее XII династии (в Дра Абу эль-Нага в гробницах той поры нашли плоды первых урожаев, иссохшие до размера кулака и словно бы обугленные временем). Но в музее Ливерпуля есть пёстрый сосуд в форме граната из гробницы эпохи Накада II (инв. № 56.22.665). К додинастической эпохе была отнесена и пыльца с гранатовых цветов, обнаруженная в Телль Ибрагим Авад (Дельта). У граната, как и у плодов этрога толстая кожистая шкурка, благодаря которой этот фрукт долго не портится.
К тому же и зреет он уже в прохладное время года. Быть может, до вехи Среднего царства гранатовые плоды просто время от времени завозили в Египет как дары или товар. Кто бы из знати не польстился на экзотический фрукт? Не исключено, что кто-то даже бросил где-то зёрнышко в землю, но на этом дело и закончилось. В основном гранатовый бум в Египте связывают с оккупацией его гиксосами: осваивая всё новые и новые земли, те во всём задавали тон и сеяли новшества как из рога изобилия. И верно: в моду по всей стране гранат вошёл на заре XVIII династии как наследие свергнутых чужаков: его не отвергли, ибо оно было добрым. И за деревом, и за плодом было оставлено его азиатское «имя», но его без конца коверкали, так что исходная форма была забыта.
У древних семитов гранат назывался «румману», у евреев – «риммон», у шумер – «нузинуруму». В арабском он «румман», а в коптском «хараман», что ближе к ряду древних вариантов, известных по текстам разного толка, в том числе и по медицинским папирусам. Их много: «инхман» («инхемен»), «инхемени», «нехимаа», «нехамаа», «иунхамаа», «иунрехмаа», «иунхерерма», «иунмаа». В одном из них слог явно похож на слово «херер» («цветок») из наречия семитов. Гранатовое зёрнышко упало на благодатную почву, но всё же на полное приручение новинки было нужно время. В «ботаническом саду» Тутмоса III, особом святилище Карнака, группы гранатовых плодов на рельефах выглядят весьма аппетитно. Так же хороши они и в темах тризн и жертвоприношений из галерей и палат фиванских гробниц.
Но в то же время в саду культового архитектора Инени (Анни), современника едва ли не пяти фараонов, росло лишь пять гранатовых деревьев, а это маловато против разбитой там же рощи из 90 сикомор. На пике своего расцвета империя фараонов всё же заразилась «гранатовой манией»: дивный фрукт с севера победно шагал по стране: им украшали не только столы, но и букеты, повязывая их гроздью на шест или к беседкам, как это теперь делают на Востоке с апельсинами. В виде корончатых бутонов и завязей граната была сделана тьма бус, подвесок, разнообразных сосудов и такие шедевры, как ложечка в форме гранатовой ветви (Бруклин, 42.411). И не всегда это всё было в натуральном цвете – главное, узнаваемая форма. В гробнице фараона Аменхотепа II было 18 ваз в виде граната и модель плода из фаянса.
Из Амарны в дар владыкам союзных государств, в первую очередь Митанни, уходило немало изящных вещиц с гранатовым декором. В одной табличке из посольства был такой перечень: шесть кинжалов из золота с рукоятками, увенчанными гранатовым «яблоком», один гранат из серебра и 44 полных душистого масла сосуда с узором из яблок, гранатов и фиников. В ответ митаннийцы отправили свою партию фруктов, которые можно было бы кушать лишь глазами: десять из сердолика, пять из обычного камня и семь маленьких из золота. В числе сокровищ фараона Тутанхамона были элегантные золотые подвески в виде гранатов и гранаты-флаконы, одни из самых изысканных, чрезвычайно тонкой работы, к примеру, узорная из серебра (JE 62192) и из ярко окрашенной слоновой кости (JE 62198).
А кроме того, гирлянды из гранатовых листочков входили в пятый ряд цветочного ожерелья на одном из его гробов, а также в венки, украшавшие статуэтки богов. В Британском музее есть сильно побитая временем статуя этого юного фараона в образе бога изобилия и нильского разлива Хапи, несущего в дар народу цветы и плоды, среди которых видны и гранаты (EA75). Гранатовое дерево так и не стало священным в Египте, но его фрукты входили в число достойнейших жертв для богов. В 1982 году на весь мир прогремела сенсационная находка остатков финикийского корабля, затонувшего в конце XIV-го века до н.э. у турецкого мыса Улу-Бурун. В его трюме было немало ценных товаров, предназначенных для фараона. И среди прочего груза были также «зернистые яблоки».
Импорт как будто бы означал острый дефицит в Египте этих фруктов, в то время как у его соседей берега были сплошь покрыты диким гранатником. В этот период египетские поэты и барды сравнивают красивые плоды граната с девичьей грудью, а влажно мерцающие белые зёрнышки в ягодах – с её улыбкой (те же эпитеты можно встретить в средневековых новеллах Китая). Гранат зажигает костры цветов после обильного разлива, рассыпает искры лепестков как сакура, а созревает осенью, но на изображениях можно увидеть и цветущие гранаты над васильками – а это уже весна. Гирлянды из его цветов и листьев находят в гробницах с XVIII и XX по XXVI династии, но это не значит, что их не делали раньше – в разорённых некрополях могло не остаться следов.
В одной из стран «вечного лета» Египте всё же какое-то время ощущается дыхание зимы. В особенности оно затрагивает те растения, что были когда-то ввезены из северных стран. Во время краткого холодного периода гранат осыпался, а кроме того, он мог «облысеть» и во время буйства сильных обжигающих ветров. Есть изображения гранатовых деревьев с цветами и фруктами в сплетении голых ветвей как в гнёздах. В зной, особенно во время пережидания сирокко счастливчики наверняка пили пурпурный гранатовый сок с лиловатой пенкой. Жар мог бы обратить сок в вино, и, по одной из теорий, оно было известно как «шедех». О египетском гранатовом вине мы знаем лишь от античных авторов. В их время гранат и в Египте стал своего рода амулетом для пар, жаждавших обильного потомства. К вину из граната тоже могло быть отношение как к «причастию» новобрачных.
В более древние времена, когда плантации гранатов в Египте были ещё очень малы, редки и разрозненны, такого вина, быть может, и не было вовсе, а просто алый сок граната добавляли в пиво, чтобы вышло шенди, или в виноградное вино, чтобы сбить коктейль. В ходе новых открытий учёные всё же пришли к выводу, что «шедех» – это марка вина из особого сорта винограда с красными ягодами. Не были редкостью случаи, когда сосуды в форме граната держали парами (или это был двойной сосуд). И один из двух был лимонно-жёлтым, а другой яблочно-зелёным. Такого рода примеры есть в музее Метрополитен (№№ 26.7.1180, 44.4.52) и в Лувре (E 11224, E 11651). В один сосуд, видимо, наливали сок из зрелых фруктов, и он был сладок, а в другой – из ещё зелёных завязей, и он был очень кислым и терпким.
То есть, по цвету и без надписи можно было понять, где нектар нектар, а где вержус, вполне годный для соуса в кулинарии или же как микстура. Плод, а точнее, соплодие граната, перезрев, теряет свою прелесть – его заскорузлая кожура желтеет и лопается, обнажая ягоды, совсем как в поэме Низами: «гранат, как печень треснувшая, страшен, он источает сок кровавых брашен». Лишь с «вторжением» цитрусовых при арабах слава гранатов чуть было не угасла. Но лимонам и апельсинам нужны влага и нега жирной земли, а гранат покоряет камни и «грызёт» щебень. Кора его, особенно на корнях, богата дубильными веществами – её отвар применяли от кровоточивости дёсен как дубовую кору. Ею красили кожи и ткани в жёлтый цвет, её отваром лечили дизентерию и боролись с паразитами.
Но целебным почитали лишь кислые плоды, а значит, для лекарств их срывали ещё зелёными, или же в Египте были и «клюквенные» сорта любимого фрукта. На образах для мумий, созданных в римскую эпоху, умерший может держать в руке гранат как символ возрождения (таков саван малыша в Лувре: AF 6488). С обожанием смотрели на этот плод и копты, что видно по орнаменту их ярких одежд и гобеленов. В их медицине он был основой мягких слабительных сиропов и лосьонов для очищения больной кожи. В XVI веке н.э. в Египте с чумой боролись при помощи «зверски» кислого гранатового вина. Не исключено, что в греко-римскую эпоху, если не раньше, в Египте умели варить миртовые духи. В их их рецепте, который дают античные авторы, ароматная кожура зрелых гранатов была одним из главных ингредиентов.
Источники:
Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.
Хеппер Найджел. Цветы фараонов. Ботанические сокровища Тутанхамона. 2-е издание, 2009 г./Hepper F Nigel. Pharaoh’s Flowers. The Botanical Treasures of Tutankhamun. Second Edition © F Nigel Hepper, 2009 First edition published in 1990 by HMSO on behalf of the Board of Trustees of the Royal Botanic Gardens, Kew. Published by KWS Publishers, 2009 Chicago, Illinois
Прусаков Д.Б. Природа и человек в Древнем Египте. М.: Изд-во "Московский лицей", 1999 г. Институт востоковедения Российской Академии Наук, сектор теоретических проблем истории.
Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)
А.Б. Клот-Бей. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.
Энциклопедия "Жизнь растений" в 6 томах под ред. академика А.Л. Тахтаджяна, Изд-во Просвещение, 1981 г.
Нигро Л., Спагноли Ф. Гранат (Punica granatum L.): от рощ античной Мотии до его древневосточного прошлого. Lorenzo Nigro, Federica Spagnoli. Pomegranate (Punica granatum L.) from Motya and its deepest oriental roots.
Теофраст. Исследование о растениях/пер. М.Е. Сергеенко, ред. И.И. Толстого и Б.К. Шишкина. IV век до н.э. (ок. 370 - ок. 287 до н.э.)
Кристиан де Вартавян, Армен Аркелян и Мария Виктория Асенси Аморис. Кодекс растений Древнего Египта, составленный по находкам их остатков/© Christian de Vartavan, Arminee Arakelyan & Maria Victoria Asensi Amor;s. Codex of ancient Egyptian plant remains. Second revised and extended edition. Academic Books, London, 2010
Эль-Дин Дина Эзз (Александрийский университет), Элькасрави Сахар Фарук. Гранаты в Древнем Египте: представление в искусстве, использование и религиозное значение/El-Din Dina Ezz (Alexandria University), Elkasrawy Sahar Farouk. Pomegranates of ancient Egypt: representations, uses and religious significance. October 2020. Conference: Proceedings of the Fourth British Egyptology Congress, 7-9 September 2018, University of ManchesterAt: University of Manchester and The Egypt Exploration Society.
Якш Гертруда, доктор наук, магистр философии. «Избранные изображения растений на текстильных изделиях Египта эпохи поздней античности». Дипломная работа. Руководитель проекта профессор Университета Вены доктор Рената Пиллингер Вена, февраль 2012 год./ Dr. Gertrude Jaksch. Ausgew;hlte Pflanzendarstellungen auf Textilien des sp;tantiken ;gypten (Diplomarbeit). Angestrebter akademischer Grad Magistra der Philosophie (Mag. phil.) Wien, 2012
Свидетельство о публикации №220110801483