Интервью

               
- Сергей Викторович? Здравствуйте! Я к вам вот по какому делу…

- Сергей-то Сергей, но давай без Викторовича. И на «ты». Мы ведь с тобой примерно одного возраста. Тебя как зовут?

- Борис. Я журналист. И скоро 15 февраля – День вывода войск из Афганистана. Вот мне и поручили написать статью о той войне.

- Ну, вот! Хотя бы один раз в год о нас вспоминают! Впрочем, как и о ветеранах Великой Отечественной. Поэтому обижаться мне не на что. Это они должны обижаться…

- Это – да…Но… Ведь не только журналисты виноваты. По всей стране так…

- Да я и не в упрек. Просто к слову пришлось.

- Так вот. Вы… ты ведь тоже воевал…

- Какое там воевал! Простым водителем был!

- Тем не менее две медали у тебя есть.

- Откуда знаешь?

- В совете ветеранов предоставили полный список «афганцев». С указанием наград, адресов и места работы.

- Настучали на меня, значит?

- Зачем «настучали»? Предоставили информацию.

- И ты сразу ко мне?

- Не сразу, если честно. Сначала обратился к другому человеку. Десантник. Награжден орденом Красной Звезды. Но он не захотел разговаривать. «Слишком, - говорит, - это личное. Не хочу вспоминать». А потом еще добавил: «Если я тебе всю правду расскажу, ты меня подонком будешь считать». Хотя почему я его должен считать подонком? Убивал, наверное. Но на войне как на войне.

- Знаешь, был у меня в Афгане один знакомый десантник. Он мне рассказывал, как первый раз убил «духа» ножом. Говорит, после этого три дня есть не мог: на еду только посмотрит и блюет. А потом, говорит, ничего – втянулся. Даже понравилось. И любил уже не стрелять, а больше резать. Может, и твой орденоносец таким же был – свихнувшимся? А теперь мозги на место встали. Хотя бы немного. Осознал, так сказать, кем он был.

- Я еще и с другим «афганцем» пытался разговаривать. Он мне сначала рассказал, как его товарищ на мине подорвался, а потом говорит: «Не надо писать об этом! Зачем печальное вспоминать?» И в итоге получилось: интернациональный долг да Родина-мать. Разве из этого сделаешь интересную статью?

- Могу тебе еще одну историю рассказать – как в нашей части расстреляли двух солдат. То ли они убили кого, то ли изнасиловали, уже не помню. Тоже, видимо, крыша поехала. Дали им автоматы, вот они и решили, что им все можно. Поставили их перед строем, зачитали приговор. И сразу – расстрел. Расстрельная команда – в масках. И увезли этих ребят домой в цинковых гробах. Наверное, на похоронах еще и патриотические речи толкали. Тоже про интернациональный долг и про Родину-мать. Об этом надо писать, как думаешь?

- Я думаю, надо. Из таких мозаик и складывается цельная картина. Честная картина.

- А матерям тех пацанов надо такое читать? Они ведь считают своих сыновей героями.

- Это уже более сложный вопрос. Сразу на него не ответишь… Но все-таки надо, я думаю. Такая у меня работа – если писать, то честно, не скрывая горькие истины.

- Хреновая у тебя работа!

- А зарплата еще хуже! Но я ведь больше ничего делать не умею. Был когда-то учителем да весь вышел. Никаких нервов не хватает. Да и замордовали нынче педагогов всякими отчетами, научными работами и повышением квалификации. Не столько учат, сколько пишут. И что мне делать?

- И ты решил, что я тебе должен все рассказать? Ладно, спрашивай!

- За что тебя наградили медалью «За отвагу»?

- Думаешь, какой-то подвиг совершил? Какое там! Это уже в первый мой рейс случилось. Вечером нас обстреляли. Мы из машин выскочили и попрятались под колеса… Но вот что мне запомнилось: горит машина, бежит солдат – и в спину ему попала граната… До сих пор снится ночами… Ладно, проехали! А потом я пригляделся: какие-то редкие вспышки из-за камней. Снайпер, видимо, бьет. А я на гражданке хорошо стрелял: на охоте бывал, в тир любил ходить. Ну, и дал в то место несколько коротких очередей. И вспышки прекратились. А ребята потом удивлялись: Серега снайпера завалил! Вот тебе и медаль Можно сказать, повесили на грудь значок «Ворошиловский стрелок». За то, что человека убил.

- А он потом не снился тебе по ночам?

- Проехали! Я с этим как-нибудь сам разберусь. По правде сказать, мне чаще другое снится. Я уже год отслужил, как наша колонна попала под артиллерийский обстрел. Вот где был ужас! Лежим под машинами и не знаем, каким снарядом тебя накроет. Кто-то плачет, кто-то матерится, кто-то маму зовет, кто-то проклинает эту войну и весь Советский Союз. И я тоже – и плачу, и маму вспоминаю… На следующий день, говорят, на эту засаду десантуру сбросили. Я думаю, если был там и мой знакомый десантник, то порезвился он на славу. Но я, врать не буду, пока под машиной лежал, тоже был готов всех «духов» кромсать и резать… Меня тогда сильно контузило. Хотели в госпиталь отправить. Но я отказался. Решил отлежаться в машине. И отлежался. Только теперь вот на инвалидности. Припадки иногда случаются, так что ты ко мне близко не подходи… Ладно, не напрягайся - шучу! Я не буйный!

- А твоя вторая медаль - «За боевые заслуги»?

- Ну, тут другая история. В горах бой был, а у минометчиков мины закончились. Нас построили и спрашивают: кто готов на подвиг? Кто понесет им мины? Ну, я и вызвался по молодости! Сейчас вот не пошел бы! Осмотрительным стал – уж и не знаю, хорошо это или плохо. И со мной еще два парня из строя вышли. Через горную реку нас переправили на танке. Там хотя и не глубоко, но течение – сразу с ног сбивает. А дальше мы по горам пешедралом. Мины принесли, сказали минометчикам: «До встречи!» - и в обратный путь. И какого черта? Надо было там остаться, обошлось бы без приключений! А приключения случились – нас «духи» заметили! И за нами! А нам бы только до реки успеть! Успели, но вот танка нет! Сняли мы ремни, привязались рука к руке, чтобы не раскидало нас. И в реку. Даже и не знаю теперь, как мы выбрались на другой берег! Повезло. Но побило нас о камни здорово! А один мой товарищ вообще без сапога на берег выбрался. Мы, когда вернулись, психанули сильно: почему танка не оказалось? А нам отвечают: «А мы думали, вы там останетесь!». Думали они! Даже и не знаю, на что намекали: то ли на то, что минометчики нас пригреют, то ли другое имели в виду - убьют на обратном пути. Но медалью наградили! Первая, получается, за меткость, а вторая – за то, что права свои стал качать! Вот тебе и все мои «боевые заслуги». А так я все больше баранку крутил, без всяких подвигов…

- Мне кажется, преуменьшаешь ты свои боевые заслуги! Медали ты действительно заслужил.

- Заслужил, думаешь?.. А ты сам-то служил?

- Конечно. В ПВО. Но тоже едва в Афганистан не попал. Уже нас привезли на областной призывной пункт, но там оказалось больше призывников, чем требовалось. Так ведь часто бывало: вдруг кто-то забухает и не приедет. А команду надо набирать! Вот и призывают с запасом. Но в тот раз приехали все. И трое оказались лишними, в их числе и я. Вернулся домой и еще целый месяц ждал нового призыва. А ту команду, говорят, после учебки отправили в Афганистан. Теперь, знаешь, мне стыдно перед теми, кто там был. Из-за того, что я там не был.

- Никто ни в чем не виноват. Ни те, кто там был, ни те, кто не был. Мы ведь не сами выбирали. Просто так карта легла…

- Спасибо за беседу!

- И как тебе мой рассказ? Получится написать статью?

- Конечно!

- А знаешь!.. Не надо ничего писать! Зачем? Кому это нужно теперь?

- Так ведь работа у меня такая!

- Хреновая у тебя работа!..


Рецензии
Сценарий афганской войны повторяется в Украине. История развивается по спирали. И на арене все те-же действующие лица, только вместо моджахедов и духов теперь украинцы.

Рута Неле   22.05.2022 00:04     Заявить о нарушении
Да, к сожалению, так и есть.

Олег Поливода   22.05.2022 06:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.