Ромка...
Весь класс принялся ему завидовать тогда, когда Ромка мог спокойно, посреди урока, всего лишь поднять руку, а учительница легко и почти незаметно одобрительно кивала головой и он выходил в коридор. Нам, третьеклассникам, было невдомек, почему этому пухленькому улыбчивому мальчику можно, а никому больше нельзя выходить в туалет во время урока, да ещё минут на десять-пятнадцать...
Русая копна мягких прямых пушистых волос прыгает на его голове в такт шагам. С гордым улыбающимся смазливым личиком, оглядывая класс, он браво шагает к выходы со своей четвёртой парты правого ряда и тихонько закрывает за собой дверь.
- Опять Ромке разрешили выйти, а мне нет, - шепчу очкастой соседке по парте.
Она отрывает свой близорукий взгляд от тетради и поворачивается ко мне:
- А может он чем-нибудь болеет? - и поправляет на переносице большие очки.
Её "умный" вид напоминает мне Умного Кролика из мультфильма о Винни-Пухе, точь-в-точь.
- Ничем он не болеет, просто кому-то все можно, а кто-то скоро описается.
Соседка прыснула в кулачок и покраснела.
- Климов и Блинова, потише, у на урок, - Тамара Павловна слегка ударила ладонью по своему столу, - продолжаем писать...
Ромка обладает хорошим громким звучным и приятным голосом. Занимается в "музыкалке" по классу баяна и несколько лет является одним из солистов детского школьного хора. В начале восьмидесятых он ещё и научился играть на гитаре. Все девчонки нашего класса и параллельных "сохнут" по говорливому веселому, чуть мешковатому парню, а, возможно, по его гитаре и песням. Время легко запоминающихся мелодий и ритмов зарубежной эстрады и патриотических советских песен. В репертуаре добродушного и веселого парня уживаются и играючи воспроизводятся и те, и другие. Он эстрадная звезда школьного масштаба, которая в восьмом классе пытается создать вокально-инструментальный ансамбль и выступать на праздничных вечерах...
Его мама занимает высокий пост в администрации посёлка и у сына компания из детей приближенных к ней родителей. В касту "голубокровных" абы кого не принимают и они абы с кем не дружат. Так, приятельские отношения на уровне общения между уроками и школьными мероприятиями. Растем, влюбляемся, дружим, гуляем вечерами по проспектам посёлка, во дворах сидим на скамеечках и общаемся, проводим в своих компаниях все свободное время. Ромкино окружение предпочитают двор своего "инженерного" дома интеллигенции с гитарой и современными шлягерами...
В то же время и его болезнь прогрессирует, растёт в "прожорливых" потребностях и обязательных частых отлучках во время уроков. Только и Ромка, в такт годам и извлекая личную выгоду из прогулов важных уроков, становится хитрее и взрослее. Он просится выйти в основном на контрольных и сочинениях. Может, совпадение, только слишком уж частое, а, может, просто не хочет напрягаться думать, решать и писать. На уроках ведёт себя вальяжно и вызывающе. А на исходе выпускной, восьмой, класс. Но не глупый взрослый парень неодобрительные качания головой учителей как-то пропускает мимо ушей, ему до фени, оценки поставят, пройдёт учиться до десятого, а там...
- Как там наш класс? Как девчонки, мальчишки? Все, наверное, совсем взрослыми стали? - мы с Олей стоим в обнимку, прислонившись к разветистому дереву в тишине полуголой аллеи школьного двора.
Последние разноцветные листочки кленов, берез и тополей плавно, "самолетиками" и "вертолетиками", опадают на остывающую землю. Осень 1983 года тускнеющими разноцветными красками вперемежку с безжалостными холодами и ветрами скидывает с деревьев подсохшее одеяние. Ещё немного и зима. Ещё немного и у нас каникулы. У неё вторые после четверти, а у меня первые, после зимней сессии в речном училище. Она - десятиклассница, а я второкурсник речного училища. После ухода многих учеников по окончании восьмилетки, вечно соревнующихся на всех "фронтах" "ашек" и "бешек" соединили в один. Теперь "мажористый" параллельный прибрал к себе более мастеровитый, но со своими "папинькиными" сынками и дочками класс. Получилась гремучая смесь, где места не досталось "рабочей косточке".
- Мы уже готовимся к экзаменам, больше повторяем пройденное. Мальчишки вообще учиться не хотят, больше уроки срывают, выступают. Наталья Георгиевна выбилась из сил управлять ими.
- А кто всем верховодит?
- Да наши же, Ромка, Лёшка и Влад...
- А у "ашек" своих таких нет, что ли? - искренне удивился, понимая, что там класс был почти весь такой, их родители и записывали в первый класс по этому принципу перед приходом в школу.
- А ты знаешь, там наоборот, после восьмого остались учиться нормальные спокойные ребята...
Нам так легко и спокойно вдвоём, не хочется думать об оценках и занятиях, о нвдвигающейся взрослой жизни. Нам всего-то по семнадцать лет... Всего-то...
- Вот только Ромка что-то никому не нравится совсем. Даже, девчонкам, которые раньше ему в рот заглядывали, - вдруг прерывает наше умиротворенное безмолвие Оля каким-то слегка озабоченным тоном.
- А что так? - поворачивая девушку к себе лицом, заглядываю в её глубокие озера, которые в полутьме горят огнем юности и неподлельной чистоты.
- Да он совсем наглый стал, отпршивается минут на десять и почти до конца урока гуляет. Приходит, учителя ему пытаются что-то говорить, он только дерзит. Да и вид у него какой-то болезненный стал. Лицо слегка почерело, характер скверный...
Она замолчала, остановив себя на полуслове.
- Думаешь, он из-за болезни так ведёт себя?
- Может что-то знает о себе и понимает, что недолго осталось, вот и хамит всем подряд от злости.
- Может...
Аттестат о полном среднем образовании Ромка получил вместе со всеми. На "последнем звонке" и выпускном вечере много играл на гитаре и пел. Все были очень довольны его выступлениями и плакали. Хотя, на выпускном все и всегда плачут, словно расстаются со своей семьей...
Оля потом рассказывала, что пел Ромка так надрывно и эмоционально, словно участвовал в конкурсе и хотел занять первое место. Хотел...
После школы его следы затерялись в суете взросления и в повседневной насыщенной жизни. Рассказывали, что, действительно, парень участвовал в каком-то конкурсе, немного выступал с ансамблем на танцах, но...
Диабет штука непредсказуемая, разрушительная и тяжёлая. Потом, классе в седьмом, нам скажет одна учительница, почему она отпускает Ромку с уроков. Мы, конечно, не совсем это поймем, но все же. Ведь, отпрашиваясь выйти, он просто бегал с уроков к школьной медсестре на уколы и в столовую на приём пищи по расписанию. А мы, глупые дети, злились и махали кулаками, когда встречали его с довольной сытой улыбкой на пороге столовой. Только началась перемена, а он уже поел...
После двадцати лет боли усиливались и учащался их приход. Лекарства, видимо, не помогали в полной мере, а просто на какое-то время успокаивали организм. В такие минуты Ромка брал гитару и писал новые песни, пытался писать, насколько позволяли боли. Спустя некоторое время он окончательно обессилел и отощал, приняв облик старика. Ему ничто уже не помогало...
Умер Ромка, едва встретив свой двадцать четвёртый день рождения...
08 ноября 2020 года
Свидетельство о публикации №220110801587
Станислав Климов 28.11.2023 10:16 Заявить о нарушении
Роман Рассветов 28.11.2023 19:17 Заявить о нарушении