Ромка...

     (цикл воспоминаний "одноклассники")
 
     Весь класс принялся ему завидовать тогда, когда Ромка мог спокойно, посреди урока, всего лишь поднять руку, а учительница легко и почти незаметно одобрительно кивала головой и он выходил в коридор. Нам, третьеклассникам, было невдомек, почему этому пухленькому улыбчивому мальчику можно, а никому больше нельзя выходить в туалет во время урока, да ещё минут на десять-пятнадцать...

     Русая копна мягких прямых пушистых волос прыгает на его голове в такт шагам. С гордым улыбающимся смазливым личиком, оглядывая класс, он браво шагает к выходы со своей четвёртой парты правого ряда и тихонько закрывает за собой дверь.
     - Опять Ромке разрешили выйти, а мне нет, - шепчу очкастой соседке по парте.
     Она отрывает свой близорукий взгляд от тетради и поворачивается ко мне:
     - А может он чем-нибудь болеет? - и поправляет на переносице большие очки.
     Её "умный" вид напоминает мне Умного Кролика из мультфильма о Винни-Пухе, точь-в-точь.
     - Ничем он не болеет, просто кому-то все можно, а кто-то скоро описается.
     Соседка прыснула в кулачок и покраснела.
     - Климов и Блинова, потише, у на урок, - Тамара Павловна слегка ударила ладонью по своему столу, - продолжаем писать...

     Ромка обладает хорошим громким звучным и приятным голосом. Занимается в "музыкалке" по классу баяна и несколько лет является одним из солистов детского школьного хора. В начале восьмидесятых он ещё и научился играть на гитаре. Все девчонки нашего класса и параллельных "сохнут" по говорливому веселому, чуть мешковатому парню, а, возможно, по его гитаре и песням. Время легко запоминающихся мелодий и ритмов зарубежной эстрады и патриотических советских песен. В репертуаре добродушного и веселого парня уживаются и играючи воспроизводятся и те, и другие. Он эстрадная звезда школьного масштаба, которая в восьмом классе пытается создать вокально-инструментальный ансамбль и выступать на праздничных вечерах...

     Его мама занимает высокий пост в администрации посёлка и у сына компания из детей приближенных к ней родителей. В касту "голубокровных" абы кого не принимают и они абы с кем не дружат. Так, приятельские отношения на уровне общения между уроками и школьными мероприятиями. Растем, влюбляемся, дружим, гуляем вечерами по проспектам посёлка, во дворах сидим на скамеечках и общаемся, проводим в своих компаниях все свободное время. Ромкино окружение предпочитают двор своего "инженерного" дома интеллигенции с гитарой и современными шлягерами...

     В то же время и его болезнь прогрессирует, растёт в "прожорливых" потребностях и обязательных частых отлучках во время уроков. Только и Ромка, в такт годам и извлекая личную выгоду из прогулов важных уроков, становится хитрее и взрослее. Он просится выйти в основном на контрольных и сочинениях. Может, совпадение, только слишком уж частое, а, может, просто не хочет напрягаться думать, решать и писать. На уроках ведёт себя вальяжно и вызывающе. А на исходе выпускной, восьмой, класс. Но не глупый взрослый парень неодобрительные качания головой учителей как-то пропускает мимо ушей, ему до фени, оценки поставят, пройдёт учиться до десятого, а там...

     - Как там наш класс? Как девчонки, мальчишки? Все, наверное, совсем взрослыми стали? - мы с Олей стоим в обнимку, прислонившись к разветистому дереву в тишине полуголой аллеи школьного двора.
     Последние разноцветные листочки кленов, берез и тополей плавно, "самолетиками" и "вертолетиками", опадают на остывающую землю. Осень 1983 года тускнеющими разноцветными красками вперемежку с безжалостными холодами и ветрами скидывает с деревьев подсохшее одеяние. Ещё немного и зима. Ещё немного и у нас каникулы. У неё вторые после четверти, а у меня первые, после зимней сессии в речном училище. Она - десятиклассница, а я второкурсник речного училища. После ухода многих учеников по окончании восьмилетки, вечно соревнующихся на всех "фронтах" "ашек" и "бешек" соединили в один. Теперь "мажористый" параллельный прибрал к себе более мастеровитый, но со своими "папинькиными" сынками и дочками класс. Получилась гремучая смесь, где места не досталось "рабочей косточке".
     - Мы уже готовимся к экзаменам, больше повторяем пройденное. Мальчишки вообще учиться не хотят, больше уроки срывают, выступают. Наталья Георгиевна выбилась из сил управлять ими.
     - А кто всем верховодит?
     - Да наши же, Ромка, Лёшка и Влад...
     - А у "ашек" своих таких нет, что ли? - искренне удивился, понимая, что там класс был почти весь такой, их родители и записывали в первый класс по этому принципу перед приходом в школу.
     - А ты знаешь, там наоборот, после восьмого остались учиться нормальные спокойные ребята...

     Нам так легко и спокойно вдвоём, не хочется думать об оценках и занятиях, о нвдвигающейся взрослой жизни. Нам всего-то по семнадцать лет... Всего-то...

     - Вот только Ромка что-то никому не нравится совсем. Даже, девчонкам, которые раньше ему в рот заглядывали, - вдруг прерывает наше умиротворенное безмолвие Оля каким-то слегка озабоченным тоном.
     - А что так? - поворачивая девушку к себе лицом, заглядываю в её глубокие озера, которые в полутьме горят огнем юности и неподлельной чистоты.
     - Да он совсем наглый стал, отпршивается минут на десять и почти до конца урока гуляет. Приходит, учителя ему пытаются что-то говорить, он только дерзит. Да и вид у него какой-то болезненный стал. Лицо слегка почерело, характер скверный...
     Она замолчала, остановив себя на полуслове.
     - Думаешь, он из-за болезни так ведёт себя?
     - Может что-то знает о себе и понимает, что недолго осталось, вот и хамит всем подряд от злости.
     - Может...

Аттестат о полном среднем образовании Ромка получил вместе со всеми. На "последнем звонке" и выпускном вечере много играл на гитаре и пел. Все были очень довольны его выступлениями и плакали. Хотя, на выпускном все и всегда плачут, словно расстаются со своей семьей...

     Оля потом рассказывала, что пел Ромка так надрывно и эмоционально, словно участвовал в конкурсе и хотел занять первое место. Хотел...

     После школы его следы затерялись в суете взросления и в  повседневной насыщенной жизни. Рассказывали, что, действительно, парень участвовал в каком-то конкурсе, немного выступал с ансамблем на танцах, но...

     Диабет штука непредсказуемая, разрушительная и тяжёлая. Потом, классе в седьмом, нам скажет одна учительница, почему она отпускает Ромку с уроков. Мы, конечно, не совсем это поймем, но все же. Ведь, отпрашиваясь выйти, он просто бегал с уроков к школьной медсестре на уколы и в столовую на приём пищи по расписанию. А мы, глупые дети, злились и махали кулаками, когда встречали его с довольной сытой улыбкой на пороге столовой. Только началась перемена, а он уже поел...

     После двадцати лет боли усиливались и учащался их приход. Лекарства, видимо, не помогали в полной мере, а просто на какое-то время успокаивали организм. В такие минуты Ромка брал гитару и писал новые песни, пытался писать, насколько позволяли боли. Спустя некоторое время он окончательно обессилел и отощал, приняв облик старика. Ему ничто уже не помогало...

     Умер Ромка, едва встретив свой двадцать четвёртый день рождения...

08 ноября 2020 года


Рецензии
Жалко Ромку... Судьба такая... Р.Р.

Роман Рассветов   27.11.2023 17:04     Заявить о нарушении
Так и есть, хороший музыкальный и коммуникабельный был парень, но болезнь с ним сыграла злую шутку, когда он понял, что все ему позволено в бренном мире... Может, и все, но не надолго... Увы...

Станислав Климов   28.11.2023 10:16   Заявить о нарушении
Ему хоть частично повезло, а сколько детей умирают от неизлечимых болезней... Р.

Роман Рассветов   28.11.2023 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.