Государственный музей Рийксмузеум в Амстердаме-1

Государственный музей (Рийксмузеум) в Амстердаме-1
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Голландия – маленькая страна, располагающая огромными художественными богатствами.
В представлении многих иностранцев Голландия – каналы, тюльпаны и Рембрандт.
В наши дни это страна высокоразвитой промышленности и интенсивного сельского хозяйства. Неподвижны крылья ветряных мельниц, знакомых нам по бесчисленным картинам старых мастеров. Они превратились в живописную деталь равнинного пейзажа по бокам современной автострады.
Для голландцев характерно стремление не только сохранить старину, но и использовать её.
Прошлое не теряется в призрачной дали столетий, а служит частью современной весьма комфортной жизни.
АМСТЕРДАМ - Столица Королевства Нидерландов (Голландия – неофициальное название), население города около 800 тысяч жителей. История города начинается с 1275г., когда на реке Амстел была сооружена плотина, и поселение получило название Амстердам.
Флаг и герб Амстердама содержат на красном фоне черную полосу, символизирующую реку Амстел, на ней три белых креста – они защищают город от трех напастей: чумы, пожаров и наводнений. Фактически город расположен на 90 островах, которые отделяются друг от друга каналами протяженностью 100км. и соединяются между собой каменными мостами, шлюзами, общее число их 400. Вода в каналах четыре раза в неделю по ночам выкачивается и заменяется свежей.
Вплоть до 16 века город застраивался деревянными домами на сваях, поскольку плотные слои почвы залегали на глубине до 10-12 метров.
Это дало в свое время Эразму Роттердамскому назвать Амстердам «единственным в мире городом, в котором живут на деревьях».
Стоит отметить, что монументальных зданий, сказочной роскоши и помпезности в Амстердаме почти нет, вся прелесть архитектуры Амстердама как раз в многочисленных оригинальных домах.
Старинный центр города (около 20 тысяч домов) с давних времен остался неизменным и по красоте
не имеет себе равных до сих пор, треть домов относится к периоду до 1850г., 6700 домов охраняются государством и муниципалитетом Амстердама, а 160 относятся к числу охраняющих памятников, определяющих амстердамский стиль.
Основной транспорт – велосипеды. Они в Амстердаме повсюду и часто имеют весьма непрезентабельный вид. В городе есть трамваи и даже метро, но их как-то не очень видно.
Вообще, что касается искусства, то, пожалуй, нигде и никогда живопись не получала такого распространения, как в Голландии XVII века.
Эта маленькая страна выплеснула на мировой художественный рынок десятки тысяч картин, но и дома, в Голландии, их все ещё остается великое множество.
Однако голландские музеи с их замечательными собраниями возникли только в XIX веке, когда в Голландии (в Нидерландах) было создано несколько великолепных музеев: это Рийксмузеум в Амстердаме, Маурицхейс в Гааге, Музей Франса Хальса в Гарлеме и Музей Бойманса – ван Бёнингема в Роттердаме.
Если в других европейских странах картины были, прежде всего, принадлежностью королевского или княжеского двора, то в Голландии XVII века великолепные, высоко профессиональные произведения живописи находили себе дорогу не только в дома богатых бюргеров, но и ремесленников и даже крестьян.
Картины служили частью повседневного быта и способом помещения капитала; умирал владелец, и, чаще всего, наследники распродавали их.
Постоянно находясь в домах голландцев, картины воспитывали глаз и вкус людей и формировали их почтительное отношение к искусству.
Наблюдая посетителей музея, например, в Гааге, в Роттердаме или в Амстердаме, вскоре замечаешь, что группа пожилых американцев обязательно слушает экскурсовода; французы и итальянцы слушают рассеянно, в душе они глубоко уверены, что нет на свете ничего лучше их собственного французского или итальянского искусства.
Серьезные молодые японцы заранее изучили соответствующую литературу и теперь радостно находят иллюстрации к своим познаниям.
А вот к картине подходит голландец, ведя за руку мальчика лет десяти; они долго молча стоят перед серебристым натюрмортом и потом тихо уходят.
Им не нужен экскурсовод. Им вообще не нужны слова, они привыкли не слушать о живописи, а видеть живопись. Пожалуй, это умение распространено в Голландии шире, чем в других странах.
В средние века в Голландии, как и почти во всей Европе, храмы и монастыри обладали коллекциями различных редкостей и ценностей. Многие такие предметы были значительными произведениями искусства.
До наших дней дошла лишь малая часть этих богатств. Причем, в Голландии их сохранилось даже меньше, чем в других европейских странах. Вспомним, что на рубеже XVI-XVII веков протестантизм уничтожил здесь реликвии католических церквей. Протестантам того времени творения средневекового искусства казались грубыми и уродливыми; утратив значения религиозных реликвий, они в их глазах потеряли всякую ценность и погибли.
Были, конечно, и счастливые исключения, но они не меняют общую картину трагической гибели массы великолепных шедевров искусства.
Первыми крупными произведениями, ставшими общественной собственностью, были ГРУППОВЫЕ, ИЛИ КОРПОРАТИВНЫЕ ПОРТРЕТЫ.
Эти портреты – чисто голландский, почти не свойственный другим странам источник пополнения общественных художественных коллекций. Надо отметить, что заказ на корпоративный портрет был самым почетным и ответственным заданием, которое мог получить голландский художник XVII века.
Со времен средневековья оборона городов входила в обязанности горожан. Городское ополчение состояло из стрелковых гильдий, располагавшихся, как и другие гильдии, собственным зданием.
Члены стрелковых гильдий стали заказывать свои групповые портреты.
Наибольшее количество их было написано в Амстердаме и находится в Рийксмузеуме.
Ежегодно стрелковые гильдии сменяли офицеров и устраивали банкет в честь отслуживших свой срок (позже с XVII века это происходило раз в три года).
Стрелки заказывали портреты за свой счет и оплачивали их вскладчину. Законченную картину вешали в здании стрелковой гильдии, она становилась собственностью гильдии.
От стрелковых корпораций обычай заказывать групповые портреты переняли другие общественные объединения: торговые, промышленные, благотворительные, медицинские.
В XVIII веке гильдии были отменены. Их имущество (в том числе и групповые портреты) стало собственностью городских магистратов и остается ею до сих пор.
Так, например, знаменитые групповые портреты РЕМБРАНДТА «НОЧНОЙ ДОЗОР» И «СИНДИКИ ЦЕХА СУКОНЩИКОВ» формально являются собственностью города Амстердама, а государству даны, лишь во временное длительное пользование. Позже все они попадали в музеи.


Рецензии
Великолепная и очень познавательная статья ушедшего в мир иной Валерия Койфмана.
И оттуда, из иного мира, он напоминает нам о вечных ценностях. А творчество Великих голланцев, бесспорно, считается такой ценностью нашей цивилизации.
А теперь, когда поездки в зарубежные музеи и даже в свои московские становятся ирреальностью, такие славные прогулки по Амстердаму и Рийксмузеуму - просто спасенье для тех, кто не мыслит своей жизни без путешествий и экскурсий.

Лариса Бережная   13.11.2020 13:57     Заявить о нарушении
Уважаемая Лариса, большое спасибо за рецензию. Желаю Вам здоровья, благополучия и всего доброго.
С уважением Чечилия К.

Койфман Валерий   07.12.2020 17:45   Заявить о нарушении