Государственный музей Рийксмузеум в Амстердаме-2

Государственный музей (Рийксмузеум) в Амстердаме-2
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
В Голландии не было других источников крупного художественного собирательства, характерных для абсолютистских стран Европы, не было королевского двора и могущественной аристократии, для которых накопление художественных ценностей – один из способов утвердить свой престиж.
Вспомним, что именно так возникли богатейшие музеи Франции (Лувр), Австрии (Художественно-исторический музей в Вене) да и в царской России (Эрмитаж).
В католических странах крупнейшие художественные заказы исходили от церкви. Они же стали местами их хранения и показа.
В Голландии в бюргерских домах обычно из поколения в поколение сохранялись в основном семейные портреты. Подчас они были произведениями великих художников и, наконец, в XIX и XX веках очередной владелец с согласия родственников, жертвовал их в музей.
Единственной постоянно пополнявшейся и переходящей из поколения в поколение крупной коллекцией в республиканской Голландии была коллекция штатгальтеров.
Штатгальтер (нем. Staathalter — наместник) - в ряде государств Европы должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории данного государства.
В XVII веке коллекция штатгальтеров состояла в основном из фамильных портретов и декоративных полотен, служивших для украшения дворцов. В XVIII веке штатгальтеры Вильгельм IV и Вильгельм V по примеру собирателей–бюргеров создают так называемый Kunstkabinet.
В 1795г. французские войска вступают в Голландию. Картины из кунсткабинета Вильгельма V отосланы в Париж, подобно художественным ценностям из соседней Фландрии, Италии и т.д.
Не отосланная часть собрания распродана. Однако в других дворцах Оранских оставалось еще много произведений живописи.
Возникла идея создать в Батавской республике (как тогда называли Голландию) публичный музей подобно парижскому Лувру.
И вот, в 1800г. в Хёст-тен-Босх («Дом в лесу»), в бывшей летней резиденции Оранских в окрестностях Гааги, открывается Национальная художественная галерея.
В 1808г. король Людовик-Наполеон Бонапарт решил переехать из Гааги (традиционной резиденции Оранских) в Амстердам. Здесь к его услугам был великолепный дворец – величественное здание ратуши. Из него спешно выгнали чиновников городского управления, но некуда было девать картины, находившиеся в залах второго этажа. Это были старинные групповые портреты во главе с «Ночным дозором» Рембрандта.
Король милостиво согласился жить под одной крышей с огромным рембрантовским холстом.
По приказу Людовика-Наполеона во дворце создается Королевский музей, которому город Амстердам и передает, принадлежащие ему большие групповые портреты.
Туда же перевозят картины из Национальной художественной галереи, а также приобретают картины из частных собраний. В 1809г. в каталоге галереи уже значится 459 картин.
В 1810г. король Людовик отказывается от престола по требованию своего могущественного французского брата, а Нидерланды включаются в состав Франции.
Средств для пополнения музея больше нет, но картины мирно продолжают висеть на своих местах.
В 1813 году возвращается в Амстердам сын некогда изгнанного Вильгельма V Оранского. Вскоре он становится королем Нидерландов под именем Вильгельм I.
При нем помещением для музея становится ТРИППЕНХЁЙС – особняк XVII века. Это была аристократическая резиденция, построенная для состоятельных братьев Луиса и Хендрика Трип из Швеции, владельцев железных рудников и литейного производства для отливки пушек.
Здание переделывают внутри, приспосабливая для нового предназначения, и в 1817 году в нем открывается Рийксмузеум (Государственный музей).
С переездом в Триппенхёйс начался период постоянного обогащения и развития музея.
Уже в середине XIX века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенсхёйс не может вместить быстро растущих коллекций музея.
К тому же недостаточное освещение, пожароопасное печное отопление, а также близость к музею нефтехранилища диктовали необходимость переезда в новое здание, предназначенное специально для музея.
Был объявлен конкурс на проект такого музейного здания. В нем приняли участие 21 архитектор.
Лишь через 10 лет определился победитель – Й.П. Х. Кёйперс (1827-1921).
Работы начались в 1876 году, а 13 ИЮЛЯ 1885года состоялось официальное открытие Рийксмузеума
в Амстердаме.
Музей был построен на набережной одного из каналов Амстердама между старым городом и новыми постройками XIX века и представлял собой гигантское трехэтажное кирпичное здание в неоготическом стиле из красного кирпича.
При строительстве были использованы материалы, формы и декоративные мотивы великой голландской традиции. Украшения фасадов – скульптуры, рельефы, керамическая плитка, окна со свинцовыми стеклами – отражали различные историко-архитектурные эпохи страны.
Внутри здания всё подчеркивало уважение к мастерам, чьи произведения были выставлены в музее, хотя, надо сказать, что здание все-таки как для музея было перегружено декоративными элементами. Сад, окружающий здание, по замыслу Кёйперса, должен был стать продолжением музея на открытом воздухе (с архитектурными фрагментами исторических зданий, привезенных из разных голландских городов).
С момента открытия музею постоянно требовались дополнительные экспозиционные площади, в связи с чем арх. Кейперс в конце 19-го века спроектировал корпус Филиппа.
В 1993–1996 эта часть музейного здания была целиком перестроена и расширена. В 1962 и 1969 были превращены в выставочные помещения еще два внутренних дворика.
ОТДЕЛ ЖИВОПИСИ занимает основную часть выставочных помещений.
Шедевры разных стран и художественных школ выставлены вместе в зале Славы.
Остальные экспонаты, дающие широкую панораму развития европейской живописи XV-XIX вв., располагаются в хронологическом порядке и по национальным школам (не по художникам). Частью отдела является одно из богатейших в мире собрание пастелей – техники, особенно популярной в XVIII веке.
Коллекция старой нидерландской живописи XV-XVI вв. небольшая, она значительно уступает тем, что находятся в музеях Бельгии, т.к. в Южных Нидерландах были сосредоточены главные художественные центры того времени (Гент, Брюгге, Брюссель). Кроме того, в XVI веке, в эпоху религиозных столкновений между протестантами и католиками, именно в Северных Нидерландах были разгромлены многие храмы и уничтожены хранившиеся там произведения живописи.
Надо сказать, что, несмотря на общие тенденции, характерные для нидерландского, а позднее, начиная с конца XVI в., голландского искусства, в стране существовали школы разных городов со своими определенными особенностями.
Это касается, в частности, картин анонимного художника – МАСТЕРА ИЗ АЛЬКМАРА - ЦИКЛ «СЕМЬ ДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ» (1504), строгой по композиции и сдержанной по цветовой гамме, но отмеченной столь характерным для северных нидерландских провинций вниманием к деталям в трактовке образов персонажей, пейзажа, в данном случае городского, к особенностям архитектуры.
Картины выполнены на досках. Они изображают 7 дел милосердия, которые должен совершать христианин: накормить алчущих, напоить жаждущих, одеть нагих, похоронить мертвых, приютить странников, посетить больных, освободить заключенных.
На каждой раме - два стиха на нидерландском языке соответствующего содержания.
Неизвестный художник с искренней непосредственностью и наивностью рисует сцены милосердия. В каждой сцене присутствует фигура Христа. Иногда позы героев картин неестественны, а эффект рельефности достигается изображением городской архитектуры на втором плане.
(1-освобождение заключенных; 2-посещение больных; 3-приют странников; 4-похороны; 5-одежда для нагих; 6- напоить жаждущих; 7-накормить алчущих).


Рецензии