Не уважаю воров

Вот хоть что мне говорите, не уважаю я воров. И не понятен мне этот блатной фольклор на уровне всей страны в виде тюремных песен, вся эта романтика воровская. И люди, которые восхваляют преступный мир, мне тоже непонятны. Они что, мазохисты или трёхголовые?

Я не просто не уважаю воров, я им не доверяю. А почему я их должен уважать?  Помню, в 1990 году на автовокзале в Орске, щипачи вытащили у меня из кармана брюк паспорт с всунутыми в него девяноста рублями. Теми самыми, старыми. А ещё там же была справка из загса о предстоящем бракосочетании.

Я даже запомнил одну рожу из них. Тогда сразу просто не понял. Меня толкнули, известный приём, а после мимо прошла эта самая рожа. Я искал его потом там, на автовокзале, но не нашёл.

И ходил, смотрел, может, подкинут куда хотя бы паспорт, справку. Да где там. Они порвали всё сразу как лишние улики и выбросили, ещё и посмеялись при этом. Знаю я эту психологию. А потом набухались довольные и ржали ещё.

Кто-то скажет, мол, ханжа. Что сам никогда совсем не воровал, а те воруют не от хорошей жизни. Не разявь, и не украдут, а боковой и задний карманы брюк – вообще чужие.

Да, воровал. Первый раз в три года украл велосипедик у сестры двоюродной, она в соседнем доме жила. Правда, через час она уже опять на нём каталась. Что там ещё? Конфеты у матери из комода воровал, потом ключ всё же ей отдал, мне его соседская девчонка подарила, это уже лет в шесть.

Было и более серьёзное воровство. Картошку пару раз воровали с огородов, когда жрать нечего было на абитуре после школы, ведро или два набрали тогда в общей сложности. Да, не святой.

Может, и ещё что-то воровал, а - прожекторы, помню, уволокли для школьного актового зала, потом из них цветомузыку сделали. Из одной государственной конторы (вагончики какие-то строительные они освещали, где ничего не строилось) перетащили в другую государственную – школу. Возможно, они и сейчас стоят там на сцене, во всяком случае, в девяностые ещё стояли, в то время как самой той организации нет и в помине с восьмидесятых годов прошлого века, а вагончики те распилили на дрова ещё во время перестройки. Но, не святой, конечно. Есть у меня и посерьёзнее грехи, чем эти мелкие кражи по малолетке.

Хотя, один мой знакомый, уже во взрослой жизни, в семнадцать лет украл колхозного коня, чтобы покататься, в город на нём уехал, да по неопытности загнал жеребца. Получил условный срок, в результате служил в стройбате и на нормальную работу потом устроиться было очень трудно. Так что мелочей-то не бывает в жизни.

И я даже понимаю тех, кто ворует от того, что ему жрать нечего совсем. Не хвалю, не оправдываю, просто понимаю.

Но воров не уважаю. Фильм помню “Трактир на пятницкой”, Пашка-Америка там вор, такой обаятельный, интеллигентный, даже душевный. А в чём его обаяние-то? Продал своих дружков, потому что и за дружков их не считал, впрочем, правильно и делал, что не считал. А в остальном... Нэпманов обворовывал, а они, мол, сами барыги. Извольте, какие же они асоциальные и недостойные люди, что их можно обворовывать, если честно заработали свои кровные. Беспризорникам, правда, помогал, вот в этом он молодец.

И правильно говорил Высоцкий словами Глеба Жеглова о том, где должен находиться вор. Здесь я с ним согласен. Хотя сам-то Высоцкий не жаловал мундиры и даже таких вот, кого изображал в фильме, но герой-то его прав.

Лет тринадцать мне было, у меня один парнишка, Макера, так его все звали, кликуха, украл из коридора на четвёртом этаже велосипед-подросток. Но я его с балкона увидел, как он на моём велосипеде катается, через неделю велосипед вернул его отец. Но уже в более худшем состоянии. И я должен уважать этого Макеру? Он был на год-два постарше.

Вот есть в них какая-то низенькая черта. Про таких говорят: в разведку с ним не пошёл бы. Хотя это не совсем правильно. Они не трусы, и в разведке как раз им, может, цены нет.

Был у меня в отряде один зэк, Саша Акинин. Обыкновенный мужик. Не подлый. Я прочитал его личное дело. Это было ещё на общем режиме. Залез он через форточку в одну из квартир на первом этаже соседнего дома. Украл одежду какую-то, кроссовки, ещё что-то. Принёс всё это домой, отдал сожительнице, кроссовки её сыну подарил. Чем не добрый человек.

Когда я “воевал” с блатными в отряде, он был старшиной. Между двух огней ему стало тяжело и он отказался от этой должности. А другой пришёл на его место, не побоялся. Потом уже перед перережимом, когда их всех должны были вывести в другое учреждение, он опять ко мне пришёл.
-Ты же отказался работать со мной тогда, - сказал я ему.
-Но вы же всё-таки добились своего в отряде, сделали так, как надо было, всё, что хотели.

То есть, он пришёл на нормальные условия, а добиваться этих условий со мной в самом начале он не захотел. Я его взял по старой памяти. Вскоре в той колонии поменяли режим, и они все уехали, приехали другие, строгачи.

Вот как понять их психологию, хотя что в ней непонятного. Украсть курицу у бабки считается мелочью. А может, для бабки это самое дорогое и единственное, что у неё есть. Опять же ладно, если ты от безысходности это сделал, а другое дело - только лишь из-за того, что сам работать не хочешь, а тётка-то та на свои денежки куру приобрела.

Ещё в армии разговаривал с такими.
-Хочу жить богато и всё иметь, - сказал тогда один из осуждённых, отбывал тогда он уже, наверное, пятый срок.
-Ну так заработай, - сказал я ему.
Он посмотрел на меня, как на несмышлёныша, и расхохотался:
-А работать я не люблю и не хочу.

Тогда мне это показалось странноватым, а сегодня бы уже не показалось. Потому что сейчас все хотят всё иметь, быть богатыми, а работать мало кто хочет, как-то не особо модно. Работать так, чтобы миллионы зарабатывать – это да, но такой работы мало, надо быть двадцати семи пядей во лбу. Воровать-то проще.

 Ещё, на общем режиме тоже, когда первый раз присутствовал на комиссии по рассмотрению дел на условно-досрочное освобождение, удивился.

Поддерживало руководство тех, у кого тяжкие, особо-тяжкие статьи, а мелким воришкам отказывали. Начальник учреждения даже сказал одному:
-Вот знаешь, читаю твоё личное дело, украл велосипед (как и Макера), у тебя это шестая ходка?
-Шестая, - ответил тот.
-Вот, видишь. Знаешь, как нам в нашем огородном кооперативе надоели такие бичи? То домик разворуют, то весь урожай соберут за тебя, то бочки или трубы унесут. Вот выпусти тебя, ты же опять этим же займёшься. Нет, не могу, посиди ещё.

Я тогда был слегка шокирован. Велосипед украл – не предоставили на УДО, а тех, с такими сроками – предоставили без разговора. Я тогда не обратил внимание на то, что те-то все были первоходы, преступления совершили непреднамеренные, к тому же пахали на промзоне и имели множество поощрений, а этот сидел в отряде на табуретке, ничего не делал да и по жизни – БОМЖ.

Или вот ещё. Воры эти современные. Разводят по телефону, с карт снимают. И кого разводят в первую очередь? Кто для них лохи? Хотя для них все лохи, кто не держит их за руку через пристёгнутые наручники, одна часть браслета к одному, другая - к другому. Так вот, в первую очередь людей пожилых, бабушек и дедков. И кто они после этого?

Но и не только людей преклонного возраста. Не чужого мне человека, вполне молодого и образованного, на моих глазах развели по телефону на девяносто тысяч рублей при продаже Дэу Матизки. Продавали якобы из Челябинской области, используя Тамбовскую симку, находясь, может, в Коми. Да мало ли где. Сам он сглупил, конечно, по неопытности, никого не послушал, но и их это не оправдывает.

Я уж не говорю про дороги, которые сходят весной вместе с асфальтом, или про дома, в которых зимой ветер гуляет, как по парку отдыхающие, а уж про обманутых дольщиков. Да много чего, много. Все об этом знают. Но не пойман, не вор, как говорится.

Вот написал это и думаю: а, может, я не прав? Ведь сам же признался, что совершал по малолетке мелкие кражи. Маленькие камни – большие камни – не важно. Большие грехи, малые грехи. Когда проходишь тестирование при трудоустройстве в правоохранительные органы, есть даже вопрос такой: “Совершали ли вы мелкие кражи в детстве?” Тот, кто говорит, что не совершал – ответ неверный. Врёт. Потому что человеческая природа, видимо, такова. Все хоть что-то да воровали, хоть фантик, хоть бантик. Но мы же далеко не дети и в состоянии оценивать свои действия адекватно. К тому же есть такая заповедь: “Не укради”,- а воровство – один из смертных грехов. Но не в этом дело. Дело в человеческих отношениях вообще. Не что такое хорошо, что такое плохо, а что есть нравственно, а что безнравственно.

Не суди да не судим будешь. Нет, не сужу я, и, скорее всего, если бы находился среди присяжных, вора оправдал бы в первую очередь. Считаю, что такие преступления надо наказывать не лишением свободы, а рублём или исправительными работами. Я о том, что воров не уважаю чисто по соображениям приязни или неприязни.

А что, других преступников я что ли уважаю? Бандитов–разбойников или грабителей, насильников, наркоторговцев. Нет, ещё больше не уважаю. Всех, чьи действия направлены, как говорится, против личности или собственности этой личности, здоровья, нравственного или физического.

Просто других так не романтизируют и не вписывают в героические, чуть ли не в народные любимцы,  как этих.


Рецензии
Вы их не уважаете, а им на это наплевать. Их сожительницы и мамаши им прощают всё. Осуждение близких - самое действенное. А его нет. Помните - чем кончается «Горе от ума»? Одного из главных героев более всего волнует: «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"

Вячеслав Новичков   15.12.2022 19:34     Заявить о нарушении
Им, конечно, наплевать. Но, помимо родственников, отношение общества такое же. Когда к ворам относятся лучше, чем к работягам. Когда вместо "садись" говорят:"присаживайся", а татуировки вообще возвели в категорию фетишизма. В почёте не те, кто честно зарабатывают, а те, кто умеют обогащаться помимо этого или вопреки этому.

Спасибо за рецензию.

Юрий Орлов-Орланов   15.12.2022 20:21   Заявить о нарушении