Детальное исследование влияния нецензурной лексики

Статья взята целиком на сайте b17.ru https://www.b17.ru/article/40630/

"Аннотация: Статья представляет собой теоретическое исследование, изучающее влияние нецензурной лексики на психофизиологическое состояние человека.

В статье раскрывается этимологическое значение нецензурных выражений, история их возникновения в нашей культуре, психофизиологическое влияние на людей разных полов и возрастов, а также рассматриваются причины, по которым люди употребляют скарбезные выражения в своей речи.

Влияние нецензурной лексики на человека.
"Мат бодрит и поднимает дух. Мат разряжает обстановку, снимает напряжение и помогает человеку влиться в коллектив. Мат вводит в ступор и убивает желание действовать. Мат делает человека, который на нем разговаривает, глупым, уродует его психику. Мат заживляет раны, помогает быстро восстановить силы, снять стресс. Мат разрушает женскую красоту” – все эти утверждения были сделаны после большого количества экспериментов учеными, психологами, врачами из разных стран независимо друг от друга.

Так как же все таки мат влияет на человека? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы сначала разобраться, откуда он пришел в русский язык и что, собственно, означает?

Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к матерным и ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами.

Матерные выражения уходят своими корнями глубоко в древность. Считалось, что на Русь «матерщину» занесли монголо- татары, но были найдены  древние берестяные грамоты с матерными выражениями, песнями и частушками. Матерные выражения сами имеют сакральное происхождение и были связаны с ритуальными функциями. На этом уровне матерная брань не только не имела кощунственного смысла, но была магической формулой, священным заклинанием (аналогичные формулы существуют в буддизме).

Традиционно историю мата связывают с оккультными и языческими, сексуальными обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. Матерные слова считались «словами силы»,потому что они имеют сильную энергию и влияние на эмоциональное состояние человека .С приходом христианства, как обряды, так и обозначавшие их "термины" попали в опалу и трансформировались в фольклор[6].

Среди очень популярных в обращении "сексуальных" ругательств можно выделить несколько крупных блоков.

; Отправление ругаемого в зону женских гениталий, в зону рождающих, производительных органов, в телесную преисподнюю ("пошел в …"), - не что иное как пожелание смерти. Как показал Михаил Бахтин, женское лоно является одновременно символом рождения и смерти.
; Намек на то, что некто сексуально обладал матерью ругаемого, "… твою мать". Кстати заметим, что обвинение в инцесте с матерью, широко представленное в иноязычных ругательствах.
 

; Обороты речи с упоминанием мужских гениталий (типа "пошел на …") ставят ругаемого в женскую сексуальную позицию, что равносильно лишению мужского достоинства. [3]
Далее, приведем результаты  исследования известного российского психолога Китаева- Смыка, которые говорят о том,  что у многих народов(алтайских, индейских, у древних англичан) были мужские и женские разговорные языки. Мужчины, чтобы сохранить достоинство, могли говорить на своем, а женщины использовали женские выражения. Заметим, что у некоторых народов сексуальные инвективы обращены не к матери, а к отцу (у казахов) либо к виновникам родственного кровосмешения - инцеста (у вайнахов).

 Русский мат - это сугубо мужская речь. Важнейшая его особенность -парадоксы суждений, парадоксальные сочетания сексуальности с адресацией ее к обыденной жизни с характеристиками конкретных людей. Матерная речь - это не просто скабрезные ругательства. Это еще и эмоциональная беседа мужчин в критических ситуациях. Исконной матерной речью пользовались только в мужских компаниях, и не для того, чтобы обругать друг друга, а для того, чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться друг с другом в экстремальных условиях, ситуациях. Такая речь обладает мощным не только психологическим, но и физиологическим действием.

 «Матершинные диспуты-соревнования», практиковавшиеся в минуты отдыха в русских артелях, сходны своими парадоксальностями с дзен-буддистскими диалогами. Но в последних нет сексуальности, активизирующей выброс в кровь андрогенов, устраняющих утомление и уныние, нейтрализуя кортикостероиды («гормоны стресса»).

Ученый  проводил исследования психофизиологических влияний матерной речи в хирургическом отделении Института им. Н.В. Склифосовского и в боевых условиях на Северном Кавказе, при подготовке межпланетного полета и в российских тюрьмах. Анализируя  позитивное и негативное влияние матерной лексики.

В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат с его эротическими образами способствует выработке мужских гормонов андрогенов, которые нейтрализуют гормоны стресса. Андрогены к тому же являются мощными антагонистами гормонов, вызывающих воспаление, ускоряют восстановление (регенерацию) тканей.

Из многочисленных источников известно, что в критических ситуациях, когда, несмотря на боль из-за ранений надо действовать, сохраняя жизнь, в организмах людей и животных вырабатываются обезболивающие вещества — эндорфины. Их выброс в кровяное русло сопряжен с эмоциями трех видов: с гневом, либо со смехом, или с сексуальным возбуждением. Эти эмоции усиливают выделение эндорфинов и их обезболивающее, рождающее смелость действие. И эти три «эндорфинных эмоции» возникают при матерщине: ведь матерная ругань зла, а матерные шутки юморны и эротичны. Вот так мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшать боль.

Психолог приводит пример, как матерные частушки после боя  помогали солдатам быстро снять стресс, отдохнуть. По его мнению, ни сон, ни еда, ни отдых не дали бы столь интенсивного рекреативного эффекта. При этом автор заверяет, что сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни [5].

На женщин мат действует иначе. У них он тоже способствует выработке андрогенов, но у нормальной женщины андрогенов не должно быть много. Косметологи обратили внимание на то, что у женщин и девушек из компаний, где мат — обыденный язык, тело обрастает волосами и начинает, как у подростков, ломаться голос. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них «выражаться» нельзя, потому что матерная речь им вредна, провоцируя гормональные нарушения. Особенно опасно увлечение ею в подростковом возрасте. Сексуально-скабрезные ругательства вредно влияют на растущий детский организм и становление неокрепшей психики ребенка [4].

Как мы видим, мат вредно влияет на растущий организм, но при этом мы можем заметить, что сейчас чаще всего нецензурную лексику использует именно молодежь.

Дети, используя  мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в  настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух - пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно  младшему возрасту наравне с другими  видами деятельности.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того "как принято, как надо". При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где  можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся «матершинников», и дети, замечая это , думают что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати - четырнадцати годам подростки, как правило,  употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка. Издревле считали, что мат это не оскорбление , а  защита. Поэтому подростки так  сильно ругаются матом. Для них мир  еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития ,это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастаю тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте, будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя [8].

Нас все же интересует, откуда берется нецензурная лексика в нашей речи и, почему мы с таким удовольствием её используем? На этот вопрос ответил Л.А.Китаев-Смык,  классифицировав «матерную речь» по типам ее происхождения [4].

- скабрезная окраска речи может быть обыденной у тех, кто пользовался ею раньше и всегда;

- матерная речь может неожиданно стать доминирующей в изолированных мужских контингентах во время опасных ситуаций, при боевой обстановке, на охоте и еще в больничных палатах;

- матерные речь и инвективы (ругательства) – нередко продукт сексуальной озабоченности. Она бывает, в частности, при незавершенности детского «пенис-вагинального» периода [7];

- акцентуация мышления и речи на вторичных половых признаках обоих полов может быть при психосексуальной недоразвитости личности, претенциозно-агрессивно, истероидно защищающейся от собственного опасения перед сексуальными неудачами;

- ременисцентная матерная речь в критических ситуациях и у больных после травмы как бы всплывает из глубин памяти, когда-либо слышанная;

- конформистски-подстраивающийся мат возникает у личностей, опущенных на нижнюю ступень социальной иерархии;

- демонстративная матерная речь у, так сказать, культурных мужчин – признак снижения у них сексуальной потенции. Они, не осознавая того, во-первых, пытаются восстановить потенцию, стимулируя себя сексуальными парадигмами, во-вторых, инфантилизируются (одитячиваются), делая якобы оправданной игру в запретные слова;

- командный мат – это архаическое, зооантропологическое проявление латентной гомосексуальности как символизации доминирования в стаде среди других особей мужского пола. В стае животных самцы утверждают свое господство иногда не в битве, а гомосексуальным актом;

- убогая нецензурщина восполняет скудность языка при дебильности, как словесными протезами.

Матерная речь различалась в экспериментах ученого в больничных палатах по эмоциональности:

- наиболее часты два вида ее звучания – радостно-смешливый и боевито-задорный. Их провоцировало естественное снисхождение окружающих здоровых людей к больным-травматикам. При этом право на бодрящие скабрезности «выскальзывало» из-под этических запретов и условностей. Говоря языком психоанализа, оздоравливающая мужская лихость как принадлежность «Я» освобождалась от давления «сверх-Я»;

- агрессивно-защитная матерная речь больных была на пути к такому освобождению «Я» от запретов «сверх-Я». Она прикрывала личностную слабость и неуверенность в себе;

- междометийный мат был у людей с неразвитой речью и заполнял интервалы подыскивания нужных слов и выражений;

- наконец, были замечены случаи эхолалийного мата как спонтанные повторы дебилами вслед за чьим-либо произнесением скабрезности. Ее эмоциональность возбуждала дебила к речевой активности, к участию в беседе. Но так как ему нечего было добавить, то он спонтанно повторял слово-возбудитель[4].

Профессор В.И. Желвис, дополняя мнение Л.А. Китаева-Смыка о полезных свойствах мата, отмечает адаптивное (антистрессовое) действие сексуально-вербальных инвектив («матерной ругани») благодаря их:

- табуированию. Нарушение запрета их гласного употребления создает у говорящего и у слышащих экстаз прорыва в недозволенное;

- эмоциональной разрядке. Будоражащие сознание сексуальные образы оживляют настроение и самочувствие;

- агрессивности. Словесная агрессия подменяет реальную. Это освобождает субъекта от угнетенности невозможностью оскорбить противника действием;

- театрализации сексуально-эмоциональных действий. Благодаря им субъект включен в «театр жизни»;

- претензии на захват субъектом статуса в социальной иерархии путем использования скабрезных ругательств.

- ритуальной сущности этих ругательств, потребной, в частности, во многих экстремальных ситуациях;

- возможности эмоционально демонстрировать ксенофобию, используя интернациональные сексуальные образы [2].

Далее, рассмотрим  мнение на этот счет доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Бориса Сосновского.

 Борис Алексеевич напомнил, что в классической психолингвистике с давних времен существует деление речи. Есть самая простая разновидность нашей речи – аффективная речь. Аффект, в свою очередь, – это один из видов переживаний, с которым человек совладать не может. Обычно оно связано с биологическими, жизненными потребностями. По признанию мировой психологии, это единственный вид переживаний, которым человек управлять не может. Всем известно, что до сих пор в суде нахождение человека в состоянии аффекта является смягчающим вину обстоятельством.

Когда говорят аффективная речь, то, с одной стороны, подразумевают под ней густо насыщенную эмоциями речь, с другой стороны – речь, которая действительно бывает в состоянии аффекта. Человек ничего не делает без побуждения. За речью тоже стоит побуждение. Самый примитивный мотив – наличие острого, как правило, кратковременного переживания. Так вот, по словам Бориса Сосновского, аффект стоит в начале бранной речи.

По словам психолога, один из «минусов» употребления мата заключается в том, что негативная эмоция от одного сквернословящего человека переходит на другого, заражает его. Одной из особенностей аффективной речи является очень мощное воздействие на окружающих. Бранная речь ввиду своего происхождения - как выход эмоции - заразительна. В социальной психологии известны эффекты заражения, когда чья-то эмоция действует на других как гриб. Так работает эффект толпы. Этот эффект заражения - один из тяжелейших последствий ее существования

Профессор доказывает, что  мысль влияет на речь, однако, в зависимости от того, какая речь, меняется и мысль. И если все упростить, то можно сказать: какова речь – таково и мышление. Ограничения, которая накладывает эта лексика на психику, потрясающе. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клево- Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная[1].

Итак, проанализировав положительное и отрицательное влияния нецензурной лексики на человека, возникает вопрос надо ли бороться с агрессивным засорением матерщиной (сексуализированными инвективами) русского языка?

Ответ однозначный: « Да! Со всей решительностью используя учебно-воспитательный процесс и средства массовых коммуникаций». Сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни. Ведь мат влияет не только на психическое, но и на физиологическое состояние человека, а также на нравственное и душевное развитие. Так что если мы хотим жить и растить детей в здоровом во всех смыслах обществе, то каждый из нас должен задуматься над проблемой мата в нашем языке и нашей культуре.

 

Список литературы:
1. Алтайский психолог: мат портит не только речь, но и в целом психику человека.9.06.2009 г. http://www.amic.ru/news/106133/

2. Желвис В.И. ,Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М: Ладомир, 2001.

3. Зеленин Д.К. ,Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии. -Л., 1930. -Вып. IХ.

4. Китаев-Смык Л.А. ,Сексуально-вербальная защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань). // Речевая агрессия в современной культуре. Челябинск: Изд. ЧГУ, 2005,с. 17 – 21

5. Китаев-Смык Л.А., Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. М.: РИК, 2001

6.Успенский Б.А.,Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А.. Избранные труды. В 3 т. М., 1996, т.2. Язык и культура.

7.Фрейд З., Психоанализ детских неврозов// Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990, с. 37-199.

8. http://referat.yabotanik.ru"

 


Рецензии
Хорошая, серьезная статья. Действительно,мат -аналог проклятья или зклинания, в зависимост от ситуации. Но тот, кто не к месту сыплет проклятиями или заклинанями -псиически и умственно неполноценная личность.

Владимир Погожильский   21.11.2022 08:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.