Государственный музей Рийксмузеум в Амстердаме-3

Государственный музей (Рийксмузеум) в Амстердаме-3
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Одним из немногих мастеров Северных Нидерландов, чье имя дошло до нас, БЫЛ ГЕРТХЕН ТОТ СИНТ ЯНС (ОК.1465-ОК.1495), написавший «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» (ОК. 1490); «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» (ок.1480). Короткое появление Гертхена тот Синт Янса на сцене голландской живописи II половины XV века стало значительным событием и оказало значительное влияние на последующие поколения голландских художников.
Он жил и работал при монастыре ордена рыцарей-ионнитов в Харлеме, отсюда и его имя, которое переводится, как «маленький Герард из монастыря св. Иоанна». Его работы часто сравнивают с творчеством Яна ван Эйка (то же безупречное знание перспективы и величавая монументальность). Зато работы Синт-Янса отличаются интимным и созерцательным характером, лиричностью. Сохранилось всего 15 его картин.
«ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» (ок.1480). Пришедшие поклониться родившемуся Христу волхвы символизируют три разных периода жизни человека и три известных в то время континента: Европу, Азию и Африку.
«СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» (ок. 1490). В центральном нефе готического собора сидят: слева – Дева Мария с младенцем и ее мать Анна с книгой на коленях, а в руке яблоко (оно стало благодаря Марии и Анне уже символом прощения).
За спиной Иосиф с лилией (символ непорочности) и Иоаким, муж Анны.
В апокрифических Евангелиях говорится о родственниках Христа по материнской линии: в них сообщается, что Анна была замужем, по крайней мере, три раза и что у нее было три дочери по имени Мария.
Справа впереди изображена Елизавета с сыном Иоанном Крестителем. За ними – сестры Девы Марии: Мария Клеонова (сидит) и Мария Саломия (стоит).
Шесть их детей (сыновей), играющих здесь станут апостолами Иисуса.
На картине мы видим фактически семейную жанровую сцену, перенесенную под своды храма, без особого драматизма и даже с некоторой долей юмора (играющие дети).
Работа сложна по композиции и большому количеству интересных деталей (например, алтарь – это скульптурное изображение сцены принесения Исаака в жертву; очки в правой руке Марии; пейзаж сзади справа и т.д.).


Рецензии