ие книг

Станислав Мастеров3 декабря 2019, 3:42
Кому: Ольга Овсянникова

Житие старца схиархимандрита Севастиана
Станислав Мастеров
Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 28 октября (10 ноября) 1884 в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. При крещении был назван в честь преподобного Стефана Савваита, творца канонов, в день памяти которого он родился.

Остался сиротой от отца четырех лет, от матери пяти лет. Старшему брату Иллариону было 17 лет, среднему Роману 12 лет, Роман был принят послушником в Оптину Пустынь в 1892 г. Стефан хорошо учился, окончил трехклассную приходскую школу. Из-за слабого здоровья помогать брату в полевых работах ему было трудно, потому пас скотину, умел с ней обращаться, много читал, молился, Сверстники за смирение и кротость его недолюбливали, насмехались, дразнили «монахом». Часто посещал брата Романа в Оптиной пустыни, упрашивал старшего Илариона отпустить в Пустынь, но тот его не пускал: «а кто мне по хозяйству помогать будет», и только 3 января 1909 года был принят келейником к старцу иеросхимонаху Иосифу, ближайшего ученика великого старца иеросхимонаха Амвросия, которого посещали Гоголь, Достоевский, великие князья и пр. В 1910 году в Оптину Путынь, после тайного своего отъезда из Ясной поляны, приехал Лев Толстой, свидетелем чего был Стефан. По кончине старца Иосифа 9 мая1911 года, Стефан стал келейником старца Нектария. Пострижение в мантию с именем Севастиан(в честь мученика Севастиана) 18\31 декабря, Стефан принял в роковом 1917 году, 10 января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта декретом СНК, а в 1923 закрыт монастырь и оставшиеся монахи перебрались в Козельск. В том же году, за 2 месяца до закрытия монастыря, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиакона, а после смерти старца Нектария, в 1928 году, служил в Козельске в Ильинской церкви у протоиерея Владимира Андреевича Нечаева, отца митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима в вплоть до своего ареста в 1933 году.Вскоре протоиерей Нечаев был арестован и о. Севастиан взял на себя попечение о его жене и детях, спас их от ссылки. 25 февраля 1933 года о. Севастиан был арестован. На допросе он заявил«На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а так же и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен сов. властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера». УФСБ по Тамбовской обл. дело № Р-12791,т.1. 2.6,1933 г. заседание Тройки ПП ОГПУ по ИЧО по внесудебному рассмотрению дел постановило: «Фомина Степана Васильевича, обвиняемого по ст. 58-10 УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на 7 лет, считая срок с 25\2-33». Остригли, в тамбовский леса к тамбовским волкам…., обрили и отправили на лесоповал. Через год О. Севастиан был переведен в Карагандинский лагерь в поселок Долинка, куда прибыл 26 мая 1934 года. История Караганды, это история Карлага и история крестьян спецпереселенцев 30-х годов. До этого города не существовало. На этом участке степи было несколько переселенческих поселков, возникших в начале века - Старая Тихоновка, Большая Михайловка, Дубовка, Федоровка, Крещеновка, где жили русские поселенцы. 19 декабря 1931 года было принято решение об образовании в Центральном Казахстане одного из филиалов Гулага 4 - Карлага, который первоначально получил название «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ» и целью его организациибыло освоение земель, крайне сухих степей и полупустыни. Условия жизни заключенных Карлага были невыносимыми. Акт, составленный проверяющими работниками ГУЛАГа, от 5 февраля 1941 года : «Заключенные размещены в саманных бараках, двойные нары, пол земляной,зимних рам нет. Грязь, сырость, печки в бараках топятся не ежедневно. В мужском бараке температура воздуха +4, в женском +16.. Баня прачечная, дезкамеры из-за отсутствия топлива работают с редко. Обнаружена массовая вшивость, мало белья, которое не меняется и не стирается. Зимняя одежда имеется менее чем у половины заключенных, у большинства на ногах летняя обувь. Кипяченая вода как в бараках так и на работах отсутствует. На работах нет даже сырой воды, вместо воды едят снег. Питание по качеству не соответствует калорийности. Имеются случаи невыхода на работу по разутости и раздетости. Считаются отказчиками от работы, паек им уменьшается, их отправляют в ШИЗО (штрафной изолятор). Частые попытки к бегству заканчиваются «ликвидацией».
Хозяйство Карлага процветало. Кроме изобилия дешевой рабочей силы он имел крепкий мозговой центр. В нем содержались ученые смировым именем, политики, деятели культуры, военноначальники, люди духовного звания, монашествующие, высококвалифицированные агрономы всех уклонов, зоотехники, медицинские работники, экономисты и пр.,
Сфера влияния Карлага распространялась от Алтая до Бетпак- Далы, от «Казахстанской Швейцарии» (курорт Боровое) до Заилийского Ала-Тау, на территории, равной территории Франции. Карлаг располагал реальной властью оружием, транспортными средствами, содержал почту, телеграф, Состоял и 26 отделений (точек), расположенных в радиусе от 2 до 400 км от Долинки, вокруг которой выросли лагерные зоны, оборудованные чин по чину (ограда из колючей проволоки с козырьком, сторожевые вышки, контрольная пропахиваемая полоса, круговые посты караульных собак). Хозяйство Карлага процветало, на всю страну гремела слава совхоза и его опытной сельскохозяйственной станции. Рекордные урожаи давали капуста, огурцы, помидоры, небывалых результатов достигли селекционеры. Они вывели новые сорта озимых, яровых, кормовых культур, картофеля (сорт «Эпикур» давал по 60 тонн с га). Кроме того было организовано скотоводческое хозяйство. На ВДНХ демонстрировалась корова Морошка, дававшая 12 тысяч литров молока в год. Огромнейшие отары овец с середины лет до поздней осени шли своим ходом из различных отделение Карлага вплоть до Петропавловского мясокомбината. Был сахарный завод, стекольное производство, катали пимы, выделывали кожу. В цехе № 3 РМЗ (ремонтно-механический завод на Федоровке) в военное время выпускали мины М-82, Карлаг кормил армию, давал государству зерно, мясо, оружие, одежду. Но заключенных за людей не считали, кормили баландой, ячменем «анютины глазки», и ЕЖЕДНЕВНО из Долинки приезжали судьи и судили заключенных за то, что кто-то взял морковку или свеклу. Набор приговоров известен…

В мае 1934 о. Севастиан по этапу прибыл в Карлаг. Его били, истязали требовали одного: отрекись от Бога. Он сказал: «Никогда!». Тогда его отправили в барак к уголовникам «Там тебя быстро перевоспитают». Можно представить, что делали уголовники с пожилым и слабым священником. По слабости здоровья Батюшку поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В последние годы был расконвоирован, возил на быках воду для жителей Центральных промышленных огородов. Одежда на нем старенькая, драная по ночам от холода залезал в скотские ясли и согревался теплом животных (вспомните, Иисус родился в яслях). Освобожден из лагеря Севастиан 29 апреля 1939 года. Поселился с приехавшими к нему монахинями из Оптиной пустыни в большой Михайловке и начал тайно проводить службы. Население Караганды в те годы составляли прикрепленные к угольным шахтам с пометкой «навечно», все те же спецпереселенцы,а также освобождавшиеся со справкой «вечная ссылка в Караганду», бывшие узники Карлага. 2\3 населения города не имело паспортов и каждые 10 дней должны были отмечаться в комендатуре. В 1944 году Севастиан с сестрами-монахинями купили дом побольше на Западной улице, где устроил небольшую домовую церковь, ходил по домам совершать требы, хоть разрешения не имел.
Рассказывает Раиса Ивановна Кузьмичева: «Наша семья была выслана из Курской области в 1931 году в Компанейск. Самые тяжелые были 31-33 годы. Люди умирали семьями…. В 1939 мама услышала о батюшке Севастьяне и повезла в Большую Михайловку крестить годовалого братика. Батюшка был еще очень слабый, он в это время только из Долинки освободился. В военные годы Батюшка стал приезжать к нам в Компанейск. Всех вдов и сирот он собирал вокруг себя и старался помочь им, хотя и сам жил очень бедно. В день его приезда мама просила меня залезть на крышу и смотреть, когда Батюшка пойдет от станции к нашему дому. Я помню как он шел, белая борода, белые волосы, светлый плащ, серая шляпа, с палочкой идет и все бегут к нему за благословением. Потом мама посылала меня я бежать в 15 -й поселок сказать и там, что Батюшка приехал. Каждый его приезд был для нас праздником. Узнав Батюшку еще ребенком, я невольно отметила его непохожесть на других священников, в то время в наших краях жили и другие освободившиеся из долинки иеромонахи: о.Кифа, о. Макарий, о Парфений, о. Кессарий, о. Пармен. Все они были хорошими священниками, но ни один и них не вызывал такого благоговейного чувства, как о. Севастиан. От него исходили токи благодати, и все ощущали это. Даже внешность у батюшки была необыкновенная: благообразной, одухотворенное лицо, проницательные темные глаза, шелковистые, как у ребенка, волосы. Батюшка был очень деликатным, тактичным, никогда никого не унизил, не оскорбил, не оборвал, он никогда не подчеркивал физических недостатков человека, И в присутствии Батюшки никому е приходило в голову сказать про кого-то, что он глухой, хромой, слепой, и пр. Вокруг Батюшки было высоконравственное поле, попадая в которое, делать подлости, говорить грубо было невозможно. Везде, всегда и во всем Батюшка был тихим, скромным, и даже добрые дела он старался делать незаметно. Иногда подойдешь к нему под благословение, а он очень аккуратно сунет в руку вчетверо свернутую денежку. Часто после его визита в наш дом, вечером, разбирая постель мы находили по покрывалом деньги, За 23 года моего знакомства с Батюшкой, я никогда не слышала, что бы он похвалил сам себя. Напротив, часто говорил: «Я человек малограмотный, четыре класса закончил и дара слова у меня нет, и голоса у меня нет». В 1951 Батюшка купил нам маленький домик на Мелькомбинате. К этому времени многие верующие по благословению батюшки уже переехали на Мелькомбинат из Майкудука, Тихоновки, Пришахтинска, Компанейска. В основном это были остатки семей, уцелевшие после перенесенной ими трагедии 31-32 годов спецпереселения. Насельники Мелькомбината - это люди с исстрадавшимися сердцами, с переломанными судьбами, вдовы,осиротевшие дети, у каждого была своя боль, свои кровоточащие душевные раны. К каждой страдающей душе Батюшка находил подход, также в окружении старца было много монашествующих, высланных в Караганду в годы гонений и приехавших позднее к нему из Центральной России. Среди них были люди уникальные, талантливые, подвижники высокой духовной жизни. В целом это была крепкая христианская община, степной казахстанский скит, который во время безбожного коммунистического режима сумел организовать и взрастить на святой земле карагандинских лагерей Оптинский старец.
Однажды он с двумя монахинями посетил общие могилы в которые 13 лет тому назад клали по двести покойников спецпереселенцев, умиравших от голода и болезней, и зарывали их без погребения, без крестов, (где и покоится моя бабушка Наталья Дмитриевна Туйнова-Россинская. С.М.) старец, посмотрев на все это и обо всем наслушавшись, сказал: « Здесь день и ночь, на этих общих могилах мучеников, горят свечи от земли до неба». И был о. Севастиан молитвенником за всех их. В 1953 году было получено разрешение на проведение служб в молитвенном доме, но литургию Батюшка мог служить только тайно на частных квартирах верующих, (в частности и в третьем доме от Федоровского кладбища по ул. Степная, в соседнем доме с нашим. С.М.). После утомительного трудового дня, после келейной молитвы Батюшка, маленький, худенький, в длинном черном пальто и в черной скуфейке, в три часа ночи шел своейлегкой, быстрой походкой по темным карагандинским улицам в заранее условенный дом, куда по двое по одному украдкой собирались православные,. Окна плотно завешивались одеялами, Службу заеканчивали до рассвета и люди по одному по два расходились, Мы с соседскими мальчиками Витей Чекушкиным и Вовой Серебряковым сидя под окном подслушивали необычное незнакомое но волнующее почему-то пение звучавшее внутри дома, но тянуло в сон, ночь глубокая а завтра в школу. А рано утром заходила к нам тетя Вера Плетникова и приносила горячие оладушки, оставшиеся от утреннего завтрака верующих после молебна, приготовленных из муки принесенной верующими с мелькомбината, им выдавали муку в счет зарплаты, а для нас мука была большой редкостью.
Наконец в 1955 году был получен документ о регистрации религиозной общины в большой Михайловке. В молельном доме на крыше соорудили голубой купол-луковку, но власти запретили поднимать крышу хоть на сантиметр. Тогда Батюшка благословил за ночь углубить пол на метр. Народ собрался, вывезли грузовиками 50 кубометров земли, пол устлали досками и уже утром совершался молебен… О преподобном Севастьяне карагандинском


В городе, далеком от Родной России,

Есть одна обитель, скромен ее лик..
Скромен основатель, ангел и хранитель,
Старец преподобный и архимандрит.
О живых и мертвых, он всю жизнь молился,
Господи, помилуй ! Господи, прости !
Видно потому-то, он и очутился
на КРОВАВЫХ ЗЕМЛЯХ, близ Караганды..

Старче преподобне …, Отче Севастьяне,
Помолись усердно, Господу Христу ,
О духовных чадах, в дебрях Казахстана,
Что близки так стали, сердцу твоему…

Страшные гоненья, отпечатком черным,
Отложились в душах многих христиан,
Средь таких лишений, кротко и безмолвно,
Возвращался к жизни старец Севастьян…
И сегодня слышим , мы из уст старушек ,
Как служил он ближним много лет назад…
Что и днем и ночью, в маленькой церквушке,
Слезно он молился за заблудших чад…

Старче преподобне , Отче Севастьяне ,
Помолись усердно Господу Христу,
О духовных чадах в дебрях Казахстана ,
Что близки так стали сердцу твоему…

Пролетели годы .. о былых гоненьях ,
Лишь воспоминанья, да извечный стыд…
По молитвам старца , наше поколенье
Может быть восстанет, да Господь простит…
В златоглавом храме, с плачем и рыданьем ,
Станем на колени у его мощей,
И в сердцах попросим,
Отче Севастьяне
сохрани , избави от диявольских сетей

Старче преподобне , отче Севастьяне..
помолись усердно Господу Христу
духовных чадах в дебрях Казазстана,
Что близки так стали сердцу твоему …


Молитва последних Оптинских старцев.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне предстоящий день. Дай мне всецело предаться воле твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня, какие бы я не получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля твоя. Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом моей семьи (или обители) никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силы перенести утомление наступившего дня и все события в течение его. Руководи моей волею и научи меня молиться, верить, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Ольга Сергеевна Мартынова вспоминает: В феврале 1946 умер свекор . Отпевать его привезли Батюшку, о. Севастиана.. На санях гроб везли до кладбища 12 километров. А мы шли з санями пешком. Мороз был очень сильный , дул ветер. Мы закутались с головы до ног, а Батюшка вышел почти раздетый, в бедной рясе, прикрыл свою голову стареньким шарфиком и голой рукой нес крест железный впереди себя. На обратном пути я спрашиваю батюшку : « Как же вы в такой мороз голой рукой крест железный держите,». А он отвечает: «да это что! Вот у меня было такое испытание: когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через 2 часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «,шалашик « что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят "Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму» и посадили на семь лет
Натальная карта..
Это только положение планет в момент рождения.. Что дано.. А задача и ее решение зависит от многих факторов.. И по времени условия задачи меняются и усложняются.. И окружение влияет  роковым образом.. Чаще жизненные силы отвлекают от решения кармической программы твоей на чужие сиюминутные прихоти и похоти.. И заканчивается неожиданно отпущенное тебе время.. И звоночек с того света.. Ваше время истекло..
 Обычное сочетание планет твоего гороскопа и планет на сей момент ( транзит)не ахти как влияет.. Более серьезно и опасно влияние прогрессии. Т.е. за каждый год все планеты перемещаются на один градус вперед и твой день рождения тоже на 1 день. И в 45 лет все твои планета стоят сами к себе категорически враждебно.. Но до этого еще дожить надо.. Уран становится в оппозиции сам себе в 42 года(Высоцкий),  Северный узел- цель жизни- в 37 ( и приходит к тебе Дантес с пистолетом.. Значит ты уже сбился с пути кармического.. Сошел с дистанции). Или прозевал окончание периода работы над ошибками прошлой реинкарнации (Есенин, Маяковский, Лермонтов..) И повесят тебя на ремне от твоего чемодана в гостинице «Англетер», или пуч\стят тебе пулю в лоб в твоей квартире, или выстрелят в тебя снизу, сидящего на лошади, у подножья горы Машук, и не доедешь ты до места дуэли, и будешь валяться в грязи под дождем, пока твои убийцы будут обсуждать план сокрытия преступления.. И все не так просто.. Надо еще знаить и гороскоп твоей прежней жизни.. И будут неожиданные повторы смертельных ситуаций их прошлого рождения, и будут те же действующие лица..


Рецензии