Первые советские дуэты фигуристов

Россия северная страна, поэтому в ней традиционно популярными были зимние виды спорта: лыжные гонки, скоростной бег  на коньках и фигурное катание.  Первые успехи у наших фигуристов на международной арене появились у спортсменов, занимающихся парным катанием.

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий. В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, в настоящее время  соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах.

Па;рное фигу;рное ката;ние — вид спорта, разновидность фигурного катания. Спортсмены, мужчина и женщина, катаются в унисон, исполняя движения в такой гармонии друг с другом, что создаётся впечатление настоящего парного катания, а не независимого катания двух одиночников.

Первый чемпионат мира по парному катанию в современном виде (мужчина и женщина) был проведён в 1908 году, причём отдельно от других видов фигурного катания. В первые годы наибольших достижений добились немецкая, австрийская, финская и французская школы. Так, пара из Германии Анна Хюблер и Генрих Бургер выигрывали чемпионат мира в 1908—1910 годах и Олимпийские игры 1908 года, Макси Хербер и Эрнст Байер также три года подряд становились чемпионами мира (1936—1939) и выиграли Олимпийские игры в 1936 году. Хелен Энгельманн  вначале с партнёром Карлом Мейстриком, а затем с Альфредом Бергером побеждала на чемпионатах мира 1913, 1922 и 1924 годов, а также выиграла Олимпийские игры 1924 года. Людовика и Вальтер Якобссон побеждали в 1914 и 1923 годах, а также на Олимпийских играх 1920 года. (Андре Жоли и Пьер Брюне четыре раза становились чемпионами мира (1926, 1928, 1930 и 1932 годы) и дважды олимпийскими чемпионами (1928 и 1932 годы).

После Второй мировой войны, в отличие от одиночного катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития своих школ, европейские пары составляли достойную конкуренцию. Пара из Бельгии Мишлин Ланнуа и Пьер Бонье (1947—1948), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк (1951—1952), Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер (1963—1964), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппельт (1956) и др. С 1950-х годов больших успехов добилась канадская школа, в 1957—1960 годах побеждали Барбара Вагнер и Роберт Пол и др.

Пары медленно усложняли свои программы, в 1948 году канадцы Сюзан Морроу и Уоллес Дистельмайер  впервые исполнили современный вариант тодеса в низкой позиции, а в 1950 году Р. и П. Фальк стали первой парой, выполнившей двойные прыжки и поддержку лассо.

В 1957 году победу советская пара Нина Бакушева (Жук) и Станислав Жук, тренируемая Петром Орловым, революционно изменила поддержки, многие из которых выполнялись в позиции, когда партнёрша находилась над головой партнёра, в том числе впервые удерживаемая на одной руке. Однако на первых международных соревнованиях (чемпионате Европы 1957 года) судьи эти поддержки сочли «акробатическими» и слишком рискованными, снизив оценки и поставив пару лишь на 6-е место. Однако уже на следующем чемпионате поддержки засчитали, и пара стала второй.

В 1962 году на мировую арену вышла одна из самых выдающихся пар за всю историю фигурного катания — Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Они выиграли Олимпийские игры 1964 и 1968 годов и четыре чемпионата мира (1965—1968). Всего этого они достигли благодаря исключительной гармоничности программ, тончайшему психологизму (в основном раскрывая образы возлюбленных), идеально воплощая на льду смысл музыки (используя преимущественно классические произведения), внеся новизну во многие элементы (прежде всего в спирали — придумав так называемую «космическую спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя развитие фигурного катания по пути художественного обогащения программ. С этого времени советская школа вышла в безусловные лидеры мирового парного катания (выиграв с 1964 по 2006 год все двенадцать олимпийских золотых медалей и тридцать два из сорока двух чемпионатов мира с 1965 по 2007 год).

В 1969 году чемпионат Европы сенсационно выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий советской школе художественно-атлетический стиль, привнеся в фигурное катание огромную скорость скольжения, ещё более технически усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые в мире исполнили параллельный прыжок двойной аксель. С осени 1972 года Роднина выступала с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и десять чемпионатов мира (1969 — 1979, кроме 1978). Пара выполняла тройную подкрутку, поддержки на одной руке до трёх оборотов и др.

С этого времени уровень пар чемпионатов СССР превосходил порой уровень чемпионатов Европы и даже мира. В 1977 году сенсационно дебютировала пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат мира 1980 года) тренера С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий по сложности набор элементов, включая впервые в фигурном катании элемент в четыре оборота — четверную подкрутку, а также затем впервые подкрутку тройной аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными сменами позиций партнерши, спуска партнерши с поддержки через сальто (переворотом), необычных вращений и заходов на элементы.

На днях я решил найти и посмотреть в интернете катание наших первых фигуристов в парном катании, которые завоевывали призовые места на международных соревнованиях.  Некоторые из этих звездных дуэтов сейчас позабыты, или известны в других ипостасях.  Но мне хочется напомнить о них прежних, еще молодых и стройных, каких я увидел на катке, где они выступали на крупных международных соревнованиях.

Первая пара – Нина и Станислав Жук.

Жук стал фигуристом почти случайно. Он был студентом, играл в хоккей и вовсе не горел любовью к фигурному катанию, пока однажды его не попросили заменить заболевшего фигуриста-парника, и Жук встал в пару к незнакомой девушке.

Тогда парное катание состояло из синхронного повторения простых элементов — «ласточек» и различных прыжков. В этом виде блистали отнюдь не советские спортсмены.

Партнершей Жука стала Нина Бакушева, которая впоследствии вышла за него замуж. Вместе они четыре раза выиграли чемпионат СССР в парном катании — в 1957, 1958, 1959 и 1961 годах. Еще трижды они становились серебряными призерами чемпионата Европы — с 1958 по 1961 год.

Также пара поехала на Олимпиаду-1960, которая проходила в американском Скво-Вэлли. Это был первый случай, когда фигуристы из СССР участвовали в Играх. Однако сходу завоевать медаль не удалось — Жуки заняли лишь шестое место. Тем не менее, и без олимпийской медали дуэт внес свою лепту в развитие мирового фигурного катания.

А Жука вообще можно считать новатором в этом виде спорта. В 1958 году именно он вместе с Бакушевой впервые исполнил поддержку на одной руке.
Любопытно, что тогда судьи не оценили такой подход и снизили баллы, так как посчитали, что подобная поддержка слишком опасна для здоровья. Однако уже в следующем году поддержку на одной руке переняли многие фигуристы. А сам Жук использовал упрощенную программу и проиграл тем, кто применил его новаторский элемент.

Стоит отметить, что Жук и Бакушева занимались у тренера Петра Орлова, который также старался каждый раз придумать что-то новое. Он даже изобрел специальный станок для точки коньков, который придавал лезвиям новые возможности.

Спортивную карьеру Жук завершил в 26 лет и сразу же приступил к тренерской работе. Его учениками были знаменитые Людмила Белоусова и Олег Протопопов, сестра Станислава — Татьяна Жук, а также Ирина Роднина.

Его воспитанница Роднина не проиграла ни одного соревнования с 1969 по 1980 год. Она выступала сначала в паре с Алексеем Улановым, однако он затем ушел к другой партнерше — Людмиле Смирновой, которая стала его супругой. Тогда Жук поставил Роднину в пару к Александру Зайцеву, с которым она впоследствии нашла семейное счастье и завоевала немало медалей. Однако отношения с самим Жуком у фигуристки расстроились.
Сообщалось, что распад тандема произошел якобы из-за скверного характера наставника: он сам принял решение больше не общаться после крупной ссоры.

Роднина рассказывала, что Жук был очень трудным в общении человеком. Он считал, что раз его работа приносит результаты, то он все делает правильно. К примеру, по словам Родниной, однажды она задержалась с выходом на лед всего на минуту, отвечая кому-то. В наказание тренер назначил ей два часа кросса после тренировки.

Впоследствии Роднина и Зайцев дважды выигрывали золото Олимпийских игр — однако уже под руководством Татьяны Тарасовой.
После того, как от Жука ушли Роднина и Зайцев, у него появилась новая ученица — 12-летняя Елена Водорезова. Именно она сделала то, чего не мог сделать ранее никто — прыгнула каскад из двойного и тройного прыжков.

Несмотря на хорошие результаты учеников, Жук без конца подвергался критике за свои методы тренировок. К примеру, специалист ставил совсем юных фигуристок в пару к партнеру, который был старше на несколько лет. Поначалу у дуэтов все было хорошо, однако затем девочки начинали расти, и уже не могли выполнять те элементы, которые для них придумывал Жук. В итоге у сложившегося тандема возникали трудности. Самой яркой парой, которая была создана по такому образцу, стал дуэт Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова.

Давление, которое оказывалось на Жука, привело к тому, что специалист иногда стал выпивать. Его нельзя было назвать пьяницей, но он мог позволить прийти на тренировку в алкогольном опьянении, что делало его еще более трудным для общения. Это не могло не привести к последствиям.

В середине 80-х годов в ЦК КПСС поступило письмо, в котором Жука обвинили не только в пьянстве, но и в аморальном поведении, — якобы специалист приставал к юным фигуристкам. Автором идеи письма называют Марину Зуеву, которая была хореографом и работала с бывшими учениками Жука. Однако с письмом все не было до конца ясно. Были слухи, что фигуристов шантажом заставляли подписывать его. К примеру, якобы Гринькова заставили оставить свою подпись, угрожая отправить его в армию в Сибирь.

Прямо на защиту тренера встала только Водорезова, но это не помогло. Жук был отстранен от работы, а впоследствии уехал тренировать в Японию. Но и там он не продержался долго — не смог смириться с мыслью, что готовит конкурентов своим же ученикам.

Остаток своей жизни он провел в Москве и жил на пенсию подполковника.
Тяжелый характер послужил и причиной развода Жука с его супругой Ниной. Они разошлись спустя 20 лет брака, в котором родилась дочь Марина. Специалист хотел, чтобы она пошла по стопам родителей и стала фигуристкой, однако девушка выбрала путь балерины.

Пара Тамара Москвина - Алексей Мишин

Тама;ра Никола;евна Москвина; (в девичестве Братусь; род. 26 июня 1941 года, Ленинград) — советский, российский тренер по фигурному катанию на коньках. Шестикратная чемпионка СССР, двукратный победитель Спартакиады народов СССР, вице-чемпионка мира и Европы.

Она начинала заниматься одиночным катанием, отличалась изобретательностью. Считается, что именно она исполнила в 1960 году элемент, который в дальнейшем, через 20 лет получил название «пируэт Бильман».  Но больших успехов в одиночном катании у Тамары Москвиной (она вышла замуж за тренера Москвина) не было.

В 1964—1965 переходит в парное катание, так как на международном уровне советская парная школа доминировала. Первым партнёром был Александр Гаврилов, — с ним она выиграла чемпионат СССР (в отсутствие сильнейших пар, прежде всего — Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова).
В паре с Алексеем Мишиным в 1966—1967 занимает третьи места на чемпионатах СССР.
В 1967 году впервые попадает в сборную. На чемпионате Европы 1967 пара заняла 6-е место из-за падения Москвиной. Самым удачным стал сезон 1968/69 — когда пара выиграла чемпионат СССР, была третьей на чемпионате Европы и второй на чемпионате мира. После чего Москвина окончательно перешла на тренерскую работу.

С 1968 года занимается тренерской работой в обществах «Буревестник» и «Труд», а с 1971 — тренер Специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва. Всю карьеру работает в различных школах фигурного катания в Санкт-Петербурге, с 2017 года в своей собственной школе, где является руководителем и одним из тренеров парного катания.

Её второй партнер в паре Алексей Мишин прошел нелегкий путь к успеху.  С детства непоседливый Мишин как-то незаметно для всех увлекся фигурным катанием. Алеша частенько ходил на каток с отцом, следом сестра подарила ему его первые коньки. Вместе с ребятами, среди которых были и будущие фигуристы Олег Протопопов, Станислав Жук, Людмила Белоусова, Алексей много времени проводил на катке. Отец, заприметив такую любовь сына к конькам, посоветовал ему пойти в секцию фигурного катания. Алексей, на тот момент планировавший стать инженером, вскоре забросил эту затею и переключился всецело на спорт.

Дебют на международной арене пришелся на 1956 год. Тогда Алексей Мишин тренировался под началом Нины Леплинской. На стадионе «Искра», где тренировался начинающий фигурист, он познакомился с Тамарой Москвиной, с которой впоследствии встал в пару. Вскоре их дуэт стал блистать как на национальном, так и международном уровнях. В 1968 году Алексей Мишин и Тамара Москвина стали серебряными призерами Чемпионата Европы, а в 1969 году их дуэт завоевал золото национального первенства, серебро чемпионата мира и бронзу европейского первенства. Основными соперниками среди соотечественников для Алексея и Тамары всегда оставались Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Этот сезон стал последним для Алексея Мишина как фигуриста. После чего Алексей полностью переключился на тренерскую деятельность, осознав, что на данном поприще у него явно больше перспектив. А уже спустя несколько лет его блестящие ученики покоряли национальные и мировые пьедесталы почета. Юрий Овчинников, один из первых подопечных Мишина, в 1975 году завоевал золото национального первенства.

Среди своих учеников Алексей Мишин встретил и свою будущую супругу, Татьяну Оленеву. Под его руководством девушка стала золотым призером чемпионата СССР, а также успешно выступила на европейском первенстве. Уже скоро Алексей Мишин возглавил женскую ленинградскую команду. Своей ученице Татьяне Оленевой он предложил присоединиться к нему и также занять пост тренера.

Но в конце 70-ых после выхода в свет книги «Фигурное катание для всех» отношение властей к Мишину резко изменилось. Отныне он был невыездной. За своими подопечными, выступающими на чемпионатах Европы, Алексей Мишин следил по телефону, постоянно держа с ними связь. Однако пост главного тренера национальной сборной при этом остался за ним. Долгих 3 года продолжалась “изгнание”. Помог Мишину тогда руководитель советского спорта Сергей Павлов, который смог уладить вопрос тренера в разговоре с секретарем горкома Борисом Аристовым. Теперь все дороги вновь были открыты, и Алексей Мишин принялся за усиленную работу. На тот момент среди его учеников были одни из самых талантливых фигуристов.

В 2018 году во Дворце спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге отмечался 100 летний юбилей  на двоих тренерской деятельности у Москвиной и Мишина. Вместе они воспитали 11 олимпийских чемпионов. Когда-то давно тренер Мишин сказал: «Если ты воспитал хоть одного олимпийского чемпиона, то ты не зря стал тренером». Москвина и Мишин вместе начинали свой путь в фигурном катании в далеком 1967 году. Тогда они выступали в паре. С 1973 года и Мишин, и Москвина приняли решение заниматься тренерской работой.

Алексей Николаевич Мишин для своих учеников – это не только тренер, а еще и друг. Многим он помог решить квартирный вопрос, многим помогал мудрым советом, а с кем-то и делал школьные домашние задания. 23 года тренировался Евгений Плющенко у Мишина. Именно Алексей Николаевич помогал Жене и его маме первое время освоиться в Санкт-Петербурге, помогал материально фигуристу, даже квартиру Евгений выбирал себе в компании своего тренера. «Мне очень повезло, что мне попался такой замечательный тренер, наставник, как Алексей Николаевич. Вместе мы прошли четыре олимпиады, были взлеты и падения, но мы были сплоченной командой. У Мишина сейчас в команде больше девушек, хотя он признавался, что с юношами ему работать легче. Тем не менее,  успехи Лизы Туктамышевой, Каролины Костнер только в очередной раз подтверждают универсальность его тренерского таланта», - поделился Евгений Плющенко.

Лизе Туктамышевой и ее маме великий тренер помогал аналогично – и советом, и в реализации карьеры, и материально, и вопрос жилищный решал тоже Мишин. Дебютантке во взрослых соревнованиях сезона 2018-2019 Софье Самодуровой профессор даже помогал делать уроки по физике. «Этот замечательный человек разбирается во всем – в науке, физике, фигурном катании, психологии, во всех сферах. Мы его, между собой, так и зовем – шеф. Потому что главный! Я когда на лед выхожу, думаю только о том, чтобы не подвести любимого тренера, и выступить достойно. Очень хочу радовать прокатами Алексея Николаевича, а не огорчать», - поделилась Софья Самодурова.

Сам Алексей Николаевич чувствует себя молодым, несмотря на то, что 8 марта ему исполнилось 78 лет. Созвучна с ним и Тамара Москвина, которая не чувствует груза прожитых лет, и радуется жизни. «Когда спортсмены делают успехи и выступают хорошо, где место тренера? В буфете за шампанским. Вместе с букетами цветов. Мы и сейчас в ожидании этого, когда наши ученики дадут нам возможность получить букет цветов и выпить бокал шампанского!», - смеется Тамара Николаевна.

«Каждый день я просыпаюсь, еду на машине в родной «Юбилейный» и чувствую себя счастливым человеком. Я сравниваю свое сегодняшнее состояние с тем, когда мне было 40-50 лет, и не нахожу разницы. Ничего не убыло. Это главное. Я бы не хотел думать, что все стало только хуже. Нет. У меня до сих пор интересная работа, спортсмены, семья, и еще у меня появился внук, который меня радует», - поделился Алексей Николаевич.

Пара Татьяна Тарасова – Георгий Проскурин

Первой партнершей Георгия была Галина Орлова (Седова), с которой он стал бронзовым призером чемпионата СССР 1962 г. и дебютировал на чемпионате Европы, заняв 12-е место.

Более значительных успехов он добился в паре с Татьяной Тарасовой, став с ней бронзовым (1964) и серебряным (1965) призером чемпионатов страны и успешно выступив на  чемпионате Европы (6-е место в 1965 г. и 4-е в 1966 г.) и чемпионате мира 1965 г. (7-е место).

Дуэт Тарасова - Проскурин блестяще выиграл Всемирную универсиаду в Турине (1966 г.), но, совершая круг почета, партнерша споткнулась о ковровую дорожку, проложенную к пьедесталу, и получила серьезную травму плеча, вследствие которой была вынуждена прекратить занятия спортом.

Сейчас, когда я сравниваю юную Тарасову, которой в те годы было меньше 20 лет, с нынешними партнершами в парном катании и в танцах на льду, понимаю, что при комплекции Тарасовой ей больше подходили именно танцы на льду, где не требуется поднимать партнершу над головой, как это приходилось делать Проскурину. Да,  точеная фигурка довольно высокой Тарасовой смотрелась выигрышнее, чем фигуры Нины Жук, миниатюрной Тамары Мишиной  или субтильной Елены Белоусовой, не говоря в внешности, которую нос с небольшой горбинкой ничуть не портил.

После ухода Тарасовой из спорта Георгию пришлось искать себе другую партнершу. Ею стала прелестная миниатюрная Галина Карелина. Под руководством Елены Анатольевны Чайковской дуэт стал быстро прогрессировать. Георгий был в нем и движущей силой, и опорой и "техническим стержнем": ведь он был и старше, и опытнее своей партнерши. А кроме того, он был красив истинно мужской красотой: от него веяло силой, мощью, и при этом ему была присуща особая культура каждого жеста на льду. Особенно великолепны у этого дуэта были поддержки, при которых изящная Галина казалась пушинкой в руках атлета Георгия.

Дебют Карелиной и Проскурина на международной арене состоялся в 1970 г. Вот что вспоминала об их спортивном пути Е.А.Чайковская: «Эта пара стала моей любимой.  Им потребовалось два года, чтобы войти в сборную.  В первом же своем сезоне на международной арене они заняли четвертые места на чемпионатах Европы и мира. Начало было таким многообещающим.

Затем была бронзовая медаль европейского первенства и провал — иначе я это и не назову — на мировом в Лионе. Имели все шансы и здесь стать третьими, но в момент, когда требовалось собрать все силы для решающего броска, Георгий вдруг «поплыл», несколько раз ошибся, и что самое обидное — в поддержках, выполнять которые он был большой мастак. Судьи это простить не могли, и в итоге Галя и Георгий очутились далеко за пределами призовой тройки (на 8-м месте ).

Кроме бронзовых медалей чемпионата Европы  1971 г., в копилке Карелиной и Проскурина были серебряные (1970) и золотые (1972) награды Всемирных универсиад, бронзовые медали чемпионатов СССР 1970-71 гг., бронзовые (1967 и 1971) и серебряные (1970) награды международных соревнований «Московские коньки».

К сожалению, жизнь Георгия Ермолаевича Проскурина оказалась недолгой: он скончался от тяжелого инфаркта 10 июля 2004 г., не дожив до своего 60-летия и до рождения внучки, удивительно похожей на своего знаменитого деда, оставшегося в памяти любителей фигурного катания  настоящим «рыцарем без страха и упрека». 

А вот у его партнерши по дуэту Татьяны Тарасовой, которая по примеру своего знаменитого отца, хоккейного тренера Анатолия Тарасова, выбрала нелегкую стезю спортивного тренера, все сложилось на этом поприще как нельзя лучше.   Заслуженный тренер СССР (1975), Мастер спорта СССР международного класса.

К 2004 году её ученики выиграли в общей сложности 41 золотую медаль на чемпионатах мира и Европы, а также семь золотых олимпийских медалей в трёх дисциплинах из четырёх возможных:

Когда Татьяне было пять лет, отец научил её кататься на коньках.
Пару Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин непродолжительное время тренировала Е. А. Чайковская. В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова участвовала на Всемирной Универсиаде в 1966 году. Вскоре после этого была вынуждена завершить спортивную карьеру из-за травмы.
В 1967 году Тарасова начала заниматься тренерской работой и постановкой программ. Среди её учеников в разные годы были:
Ирина Роднина, Александр Зайцев, Ирина Моисеева, Андрей Миненков, Алексей Ягудин, Илья Кулик, Денис Тен, Наталья Бестемьянова, Марина Климова, Ирина Романова, Игорь Ярошенко, Саша Коэн, Алиса Дрей, Джонни Вейр, Сидзука Аракава, Оксана Грищук, Барбара Фузар-Поли, Андрей Букин, Евгений Платов, Сергей Пономаренко, Мао Асада, Эван Лайсачек, Ирина Николаева и др.

В 1974 году поступила в Институт физической культуры, который окончила в 1979 году.

В середине 1990-х годов организовала ледовый театр «Все звёзды», в группу которого вошли многие знаменитые советские фигуристы. Театр просуществовал 14 лет. Тарасова выступала в нём сразу в нескольких качествах: была и тренером, и балетмейстером, и режиссёром. В театре создавались настоящие классические балетные представления: «Ночь на Лысой горе», «Спящая красавица», «Золушка», «Аленький цветочек». В репертуаре были также поставленные Тарасовой серия «Русские на Бродвее», знаменитые бродвейские спектакли «Вестсайдская история», «Фантом в опере», «Кабаре», «Кордебалет», «Кошки» и другие.

В 2001 году выпустила автобиографическую книгу «Красавица и чудовище».

В 2005 году Татьяна Тарасова назначена тренером-консультантом Федерации фигурного катания России.
Являлась председателем жюри ряда телевизионных шоу Первого канала («Звёзды на льду» — 2006, «Ледниковый период» — с 2007 по 2009 год и с 2012 года, «Лёд и пламень» с 2010 по 2011 год. С 1 апреля 2018 года — председатель жюри телевизионного проекта «Ледниковый период. Дети».
21 марта 2008 года, в дни проведения Чемпионата мира в Гётеборге, Т. А. Тарасова была введена в Зал Славы мирового фигурного катания.

Вот такими запомнились миллионам советских людей первые звездные дуэты в фигурном катании. Я специально не стал писать о еще одном дуэте – Людмиле Белоусовой и Олеге Протопопове, которые покинули Родину в1979 году  и с тех пор живут только для себя в благословенной Европе.  У них нет учеников, но их дуэт до недавнего времени пользовался успехом в европейских поклонников фигурного катания. В нашей же стране о них упоминают не очень часто.

Уйдя из большого спорта, спортсмены не расстались с фигурным катанием, работали в Ленинградском балете на льду. 24 сентября 1979 года Белоусова и Протопопов, находясь вместе с Ленинградским балетом на льду на гастролях в Швейцарии, попросили у руководства этой страны политического убежища и отказались возвращаться в СССР. Спортсменов лишили званий заслуженных мастеров спорта, их имена вычеркнули из всех советских справочников, рассказывающих об Олимпийских достижениях СССР, а самих спортсменов в открытую называли предателями. Белоусова и Протопопов свой шаг объяснили тем, что в родной стране паре не давали развиваться дальше, они же не хотели бросать спорт и верили, что за границей их талант будут ценить больше. Проживали в Гриндельвальде. В 1995 году получили швейцарское гражданство, после чего смогли выступить на открытии чемпионата Европы в Софии (1995).

25 февраля 2003 года, впервые за 20 с лишним лет, пара прилетела в Россию по приглашению Вячеслава Фетисова. В ноябре 2005 года посетили Россию по приглашению Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга. Присутствовали на Олимпиаде 2014 в Сочи, давали неоднократные интервью.

В сентябре 2015 года 79-летняя Людмила Белоусова и 83-летний Олег Протопопов выступили на льду в США на "Вечере с чемпионами" .


Рецензии