Вечная женственность

"Здесь - заповеданность
Истины всеи;. 
Вечная женственность
Тянет нас к неи;.»
И.В. Гёте. «Фауст», часть 2

        Снимайте шляпу перед Поэтами!

Это продолжение Игры в бисер с Сергеем Таратутой, только персонажи в этом эпизоде другие: Иоган Вольфганг фон Гёте, Владимир Сергеевич Соловьев, Александр Александрович Блок…  Как постигнуть смысл одного из образов трагедии «Фауст», приведённого в эпиграфе эссе?.. Какое отношение это странное словосочетание имеет к Истине и к нам с вами?

Вечная женственность и олицетворяющая её София не выдумка философов и богословов.. Это реальность, духовная, но реальность. О ней и древние греки в дохристианские времена говорили как о силе, направляющей духовную эволюцию человека. Философы-мистики видели в ней божественное, вечно женственное начало, которое должно, широко проникнув в мир, возродить, воскресить его.  Сейчас очень хорошо видно, в каких конвульсиях он вместе с нами содрогается...
Не только в древние времена и после Рождества Христова Софию видели и о ней писали… Не писать о ней, не ждать её невозможно в силу огромной магнетической силы этого образа… Талантливые поэты - многие не сознавая этого -  особенно восприимчивы к влиянию Софии.  Можно даже  сказать что способность чувствовать влияние этого божественного начала составляет сущность и главную отличительную черту  поэта от Бога.
Хильдегарда Бингенская (1098-1189), просвещенная немецкая монахиня, настоятельница бенедиктинского монастыря - на  Руси тогда ещё с языческими идолами боролись и училась креститься и поклоняться новому богу -  оставила после себя большое духовное наследие и, в том числе, книги с описанием её видений. Там мы можем познакомиться с изображением Софии Премудрой. Интересующиеся и желающие представить её воочию могут найти это картину в Интернете. Не так давно возведена в сан святой в лике «Учителя церкви». Стала настолько знаменита, что  в 1918 году её именем назвали астероид, о её жизни и видениях снят художественный фильм.
Не одна Хильдегарда лицезрела Софию и другие визионеры её наблюдали, являлась она и русским мыслителям и поэтам, правда в более позднее время… Вл. Соловьёв и А. Блок рассказали о своём опыте общения с Ней, оба - в стихах.

Мена София неудержимо привлекает своей сущностью, тем, что она олицетворяет творящую сущность Бога, является «художницей всего». В ней находятся истоки любого творчества и поэзии в особенности. Всё сотворённое должно быть названо, для того чтобы о нём можно было думать. Именно здесь с помощью Софии рождается и первослово и мысль, поэтому Софию называют Душой мира, а людей, проникнувшихся её мудростью, философами (творящими филоСОФИЮ, любящими СОФИЮ). 
Она есть Проматерь рождаемых поэтами образов и выражающей их поэтической речи. Особые, уникальные возможности поэтического языка для  выражения явлений, открывающихся высшему сознанию показал в своей пронизанной мистицизмом поэзии Александр Блок, обладавший очевидным  мучительным даром визионера.  Вот его признание о своих провидческих способностях, о его прозрениях - способности видеть, скрытое за занавесом физического мира:

Всё бытие и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно,—
Мне всё равно — вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее — во мне.
Всё бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья,
Я перешел граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.
‹17 мая 1901›

Кроме прозрения, он был ещё одарен талантом поэтического описания увиденного. Его гениальность не вызывала сомнений у современников.  Да - это намёки, но язык истинной поэзии без них не может обойтись, всё скрывается за такими символами должен дописать, додумать, представить читатель, играющий в бисер с поэтом, он должен понять смысл, скрывающийся за образом-символом.  Блок хочет помочь своим читателям, говоря о природе своего гармонического языка, но... перестаньте надеяться на ясные пространные прозаические рассуждения за ними нужно идти к философам, но и там вы получите всё, кроме ясности. Без спасательного круга собственного мироощущения и, если она есть, своей интуиции вы во всём этом обязательно утоните - крепче держитесь за него:

Они звучат, они ликуют,
Не уставая никогда,
Они победу торжествуют,
Они блаженны навсегда.
Кто уследит в окрестном звоне,
Кто ощутит хоть краткий миг
Мой бесконечный в тайном лоне,
Мой гармонический язык?
Пусть всем чужда моя свобода,
Пусть всем я чужд в саду моем —
Звенит и буйствует природа,
Я — соучастник ей во всем!
‹30 мая 1901›
А. Блок достигает в своих стихах такой бесконечной выразительности гармонического языка, необходимой для общения с природой, для проникновения в её тайны,  и в этом его неоспоримая и всеми признанная гениальность. Стихи начинаются там, где за словом звучит первослово – это там, где владычествует София, куда имеют доступ гениальные поэты («Писать стихи - это значитзаставлять звучать за словом первослово». Герхард Гауптман). Поэт тот, кому талант, дарование позволяет это сделать. Поэтому научиться писать стихи невозможно, читая этого чародея вы сами можете в этом убедиться, поэтом нужно родиться, на должность Поэта избранники назначаются Наверху: поэтому таких художников называют поэтами от Бога. Снимайте шляпу перед Поэтами!

        Видение в пустыне

Интерпретаций Вечной женственности, после того как она покинула  текст трагедии Гёте,  много. Прочувствовать эту духовную силу можно сравнив её  с пронизывающей всё силой тяготения, с притягательной силой обычной (не вечной) женственности, так сильно действующей на мужской пол и притягивающей мужчин. Эту силу каждый мужчина  испытал на себе, она универсальна: многих она лишала и лишает покоя.
Мне нравится толкование Вечной женственности  в интерпретации К.Г. Каруса (Письма о Гёте, 1835). «Вечная женственность знаменует преодоление мужского эгоизма в женской стихии любви, приход мужчины к вечным идеям красоты, добра и истины, которые всегда являлись человечеству в женской форме, поскольку именно с женщиной связано «примиряющее, успокаивающее, просветляющее начало», противостоящее «рвущейся вперед жизни мужчины». Не всем удается преодолеть мужской эгоизм и устремиться к вечным идеям, но с некоторыми такое случается...
Для меня поиски Вечной женственности  в стихотворных произведениях стали чуть ли не навязчивой идеей. Подтолкнул меня к этому Иосиф Бродский (не раз уже говорил о мощнейшем импульсе, который получил от этого непризнанного советскими властями гения), поэтому рассчитываю на снисхождение читателей. Но, правда, то, что я занимаюсь её (Вечной женственности) поиском узнал недавно, познакомившись с работами И.И. Тимченко - пути Господни неисповедимы! Не прямо от него, а через А. Блока, его предтечу, который своим отношением, своей любовью к России определил лейтмотив его поэзии.
До этого эту тему в поэзии я называл мистической лирикой. И очень радовался, когда мне удавалось найти и расшифровать стихи такой направленности. Но появился Блок, величия и символизма которого я немного побаивался, и всё стало очевидным: у него большое количество стихов об этом, об ускользающем от дневного сознания людей… Обретение поддержки таких  крупных личностей показывает правильность моих предчувствий и придает мне новых сил и вдохновения. Надеюсь, что тема этого эссе заинтересует вдумчивых читателей, хотя бы потому, что и обычная женственность сейчас становится всё более смутным и ускользающим понятием из-за всё уменьшающегося количества её носителей.

Для  понимания предмета настоящего эссе придётся очень кратко рассказать о основных положениях философии В. Соловьева.  Основной идеей его религиозной философии была София - Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.  София представляет собой Вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьеву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Недаром Рудольф Штайнер (представлять его уже здесь не считаю возможным, потому что неоднократно уже это делал в своих статьях) говорил о  о В. Соловьеве, как о самом значительном русском философе: идея Премудрой Софии органичным образом дополняет духовную науку,  положения которой излагаются в работах и лекциях этого величайшего мыслителя и духовидца. Чтобы полнее представить здесь этого русского философа приведу здесь только одну цитату из его лекций...
В докладе, прочитанном 19 сентября 1911-го года, Рудольф Штейнер сказал о Соловьеве: “Я хочу только назвать Владимира Соловьева, русского философа и мыслителя, истинного ясновидца, несмотря на то, что только три раза в жизни ему удалось увидеть чистый духовный мир: в первый раз - девятилетним мальчиком, во второй раз в Британском музее, а в третий раз в пустыне, в Египте, под египетским звездным небом. Тогда его окружило то, что видно лишь ясновидящему. И из этого в нем расцвело то, что выразилось как видение будущей эволюции человечества". Соловьева в своих лекциях он упоминал не раз, и называл его чистейшим, прекраснейшим представителем русского народа, Народа Христа, но подробное рассмотрение этих высказываний увело бы нас от основной темы этого эссе.
О  «Теософия» Рудольфа Штайнера неоднократно упоминал в своих статьях и довольно подробно изложил представления Штайнера об астральном и ментальных мирах в большом очерке «Феномен и миссия Павла Шаматрина». Во времена Блока  среди поэтов-символистов в России были последователи антропософии основателем которой был Р. Штайнер. В числе этих последователей не могу не назвать поэта Андрея Белого, который был лично знаком с ним  и  участвовал в строительстве Гётеанума (дома Гёте), духовного центра антропософов всего мира в швейцарском Дорнахе.
 
Достаточно полное представление о русском антропософском движении, и и его связи с отцом-основателем можно получить из книги хранительницы русской культуры за рубежом Евгении Борисовны Гурвич «Владимир Соловьев и Рудольф Штайнер». Гурвич родилась через пять лет и в день смерти В. Соловьева, она придавала большое значение этому совпадению… В книге есть глава, посвященная истолкованию Вечной женственности, она содержит много и других захватывающих дух фактов о жизни русского философа и его духовном родстве с основателем антропософии.
Владимира Соловьёва и Рудольфа Штайнера сильно сближает также то, что оба в своих трудах исходили не из умозрительных философских представлений и идей, а из личного духовного опыта. Всё о чем писал и говорил Штайнер соответствовало опыту его сверхчувственного познания и виденным им картинам духовных миров, а философия русского философа основана (уже говорил об этом) на его собственных картинах мистическом общении с Софией, которое происходило несколько раз в течении его жизни.
В последний (третий) раз  встреча-явление Соловьева и Софии произошла в египетской пустыне… По признанию современников, стихотворец он был неважный, но всё-таки передать такое видение нерукотворной красоты можно только стихами, и на мой взгляд ему это удалось:

И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.

Что есть, что было, что грядет вовеки –
Всё обнял тут один недвижный взор…
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.

Всё видел я, и всё одно лишь было –
Один лишь образ женской красоты…
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне – одна лишь ты.

О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал…
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.

Один лишь миг! Видение сокрылось –
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.

В этом образе было ВСЁ - прошлое, настоящее и грядущее, вся Земля со всеми её красотами, неописуемой красоты безмерный, очевидно непостижимый человеческими чувствами и умом замысел Бога о мире. Открывшееся видение  было бесконечно информативным. Человеческая речь не в состоянии выразить открывшееся ему великолепие и бесконечность, но что несомненно и бесспорно - это был невыразимо прекрасный образ женской красоты, образ Софии Премудрой, образ Вечной женственности. И этот образ полностью заполнил всё существо наблюдавшего это видение и все пространство вокруг.  Вот ещё несколько ослепительных штрихов к портрету Софии из первого свидания с ней в детские годы поэта-философа:

Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.

   После таких видений сознание визионера просветляется, он теряют интерес к земным деяниям и пробужденные люди становятся пророками и прорицателями. Обычная человеческая речь после таких прозрений становится нелепой и глупой. Подобное состояние во время вдохновения испытывают художники и поэты. С помощью Софии  поэты и философы пытаются постигнуть  замысел Бога-творца мира, каждый - в меру своих способностей и таланта. В этом и заключается глубочайший сакральный смысл истинного искусства и творчества. Признаюсь, без помощи Владимира Соловьева мне было трудно передать вам смысл, скрывающийся в названии этой статьи… 

В конце этого раздела эссе не могу не привести знаменательное стихотворение философа-поэта, написанное в 1898 году в середине Серебряного века русской культуры в свойственной ему легкой повествовательной манере. Этот стих, отрывок из которого взят эпиграфом к следующей части моих размышлений, носит название Das Ewig-Weibliche (нем. Вечная женственность) полон важных  откровений:

Черти морские меня полюбили,
Рыщут за мною они по следам:
В Финском поморье недавно ловили,
В Архипелаг я — они уже там!

Ясно, что черти хотят моей смерти,
Как и по чину прилично чертям.
Бог с вами, черти! Однако, поверьте,
Вам я себя на съеденье не дам.

Лучше вы сами послушайтесь слова,—
Доброе слово для вас я припас:
Божьей скотинкою сделаться снова,
Милые черти, зависит от вас.

Помните ль вы, как у этого моря,
Там, где стоял Амафунт и Пафос,
Первое в жизни нежданное горе
Некогда вам испытать довелось?
 
Помните ль розы над пеною белой,
Пурпурный отблеск в лазурных волнах?
Помните ль образ прекрасного тела,
Ваше смятенье, и трепет, и страх?

Та красота своей первою силой,
Черти, не долго была вам страшна;
Дикую злобу на миг укротила,
Но покорить не умела она.

В ту красоту, о коварные черти,
Путь себе тайный вы скоро нашли,
Адское семя растленья и смерти
В образ прекрасный вы сеять могли.
 
Знайте же: вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.

Всё, чем красна Афродита мирская,
Радость домов, и лесов, и морей,—
Всё совместит красота неземная
Чище, сильней, и живей, и полней.

К ней не ищите напрасно подхода!
Умные черти, зачем же шуметь?
То, чего ждет и томится природа,
Вам не замедлить и не одолеть.
 
Гордые черти, вы всё же мужчины,—
С женщиной спорить не честь для мужей.
Ну, хоть бы только для этой причины,
Милые черти, сдавайтесь скорей!

Откровение первое. Необычного русского философа преследовали черти и он в отличие от нас обыкновенных людей их видел и постоянно боролся с ними, порой весьма необычными средствами (потом узнаете какими). Окружающие и соблазняющие нас черти - это реальность. Позже узнаете, что А. Блока они тоже начали преследовать и он тоже их видел но справиться с их обольстительными штучками не смог, и они его погубили. Умные черти под руководством своего Великого учителя прекрасно  научились растлевать людей, чем они из века в век успешно занимаются. Божьей скотинкой несмотря на многовековые увещевания они так и не стали.
Второе откровение. Черти не выносят Красоты. Подробнее о ликах красоты можете узнать из одноимённой статьи. Именно  поэтому Шиллер и все потом повторявшие его мысль, ставшую крылатым выражением, был прав, утверждая, что Красота спасёт мир… Великие художники, включая поэтов пытаютс помочь просвещенному человечеству с нечистой силой, но не всегда успешно…  Подробнее не буду - это тема отдельного трактата, который уже написан.
Третье откровение. Вечная женственность в нетленном теле Софии действительно во время Серебряного века, Ренессанса русской культуры приближалась к Земле со стороны России, поэтому и произошел всплеск творческой активности художников и ученых того времени. Фактов, подтверждающих этот всплеск огромное количество.  О  событии приближения к Земле Софии писал и Р. Штанер. Остаётся выяснить, из каких источников получил эту информацию Вл. Соловьев… Но русская интеллигенция встала в то время на пути возрождения России и более того подтолкнула её к пропасти… Факт очевидный, на сегодня многими признанный. А. Блок это тоже чувствовал и понимал, и сильно горевал по этому поводу. Как никто… Цитаты приводить не буду. Интересующиеся могут прочитать статью Н.Н. Никитина  «Духовные искания русской культуры начала XX века». Интеллигенция того времени ничего не нашла. Плохо тогда всё кончилось...
Теперь после этой сложной прелюдии можно перейти к следующей части статьи, посвященной Прекрасной Даме Александра Блока и краткому описанию трагического пути Поэта..


        Прекрасная Дама

“Вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод»
Das Ewig-Weibliche. Вл. Соловьев

Валерий Брюсов в своей статье «Александп Блок», написанной в 1915 году, через 10 лет после появления первого сборника стихов, посвященных Прекрасной Даме, говорит, как юный поэт с его ближайшим окружением ждали появления Софии Премудрой. Предвосхитил её приход Вл. Соловьев в своём стихотворении, отрывок из которого приведен в эпиграфе этого раздела эссе. Брюсов пишет:  «Вместе с Вл. Соловьевым эти юные мечтатели были уверены, что приблизился "конец всемирной истории", что скоро, едва ли не на днях, должен свершиться великий вселенский переворот, который в существе изменит жизнь человечества".
Брюсов писал эти строки с позиций признанного умудрённого возрастом и поэзиеймэтра, несколько иронизируя над романтизмом и восторгами молодого поэта, представлявшего себя покорным и скромным слугою этой "Дамы", "рабом Царицы". Ирония основывалась на том, что ко времени появления этой статьи сам Александр Блок, освободившись от чар Прекрасной Дамы, сильно изменился… Брюсов говорит, что за свои двенадцать лет «сознательной жизни» (выражение самого Блока) он прошел путь от юношеского мистицизма к реализму - путь, по его мнению, естественный и правильный, который сам поэт почему-то считает «падением».  Хотел быть пророком, а стал поэтом, но самого Блока такая метаморфоза не устраивала: он чувствовал, что занавес скоро опуститься...
Со стороны Блока это были не пустые слова, потому что вся его поэзия этого времени пронизана пессимизмом и упадническими настроениями.: так ощущал себя поэт в этот период жизни. Д. Андреев потом, через пол века объяснит нам, что Блок был прав в своей самооценке. Опустим и  простим мэтру иронию, но статья очень хорошо передаёт настроения господствовавшие среди творческой интеллигенции того предреволюционного времени..  Российская империя приближалась к пропасти… но В.Я. Брюсов почему-то был ироничен и спокоен.

Ранее уже говорилось, что А. Блок считал Владимира Соловьева своим духовным отцом. На почве его мистического общения с Премудрой Софией зародился русский символизм, который наиболее ярко и естественно проявился в ранних стихах Блока, стихах о Прекрасной Даме.  Понять связь между   философом и поэтом мне помог советский поэт писатель-мистик, автор книги «Роза Мира» Даниил Андреев. Александру Блоку в этой книге посвящена специальная первоначально незапланированная глава «Падение Вестника».
Во время, когда вышли в свет стихи о Прекрасной Даме, Соловьева - единственного человека, который мог бы понять эти стихи до последней глубины, поддержать своего молодого последователя на трудном пути, предупредить об угрожающих опасностях, - уже не было в живых. Прочувствовать великолепие и мистическую глубину поэтического языка вы сможете по первому стихотворению этого цикла (в цикл вошло 129 стихотворений). В этом стихотворении всё говорит о многозначительности его Музы при необычайной легкости и певучести блоковского стиха, которая завораживала современников:

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы...
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне...
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине...
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..

Истолковывать такую поэзию не хочется, надо её просто слушать и впитывать, она говорит  сама за себя. Видеть и рассказывать нам о вечном, отрывая от бесконечной прозы жизни дано только истинным поэтам. Рождался неподражаемый русский символизм, интеллигенция устремилась в надземное. Стихи молодого Блока - это нескончаемое ожидание встречи с Ней:

Признак истинного чуда
В час полночной темноты —
Мглистый мрак и камней груда,
В них горишь алмазом ты.

А сама — за мглой речною
Направляешь горный бег
Ты, лазурью золотою
Просиявшая навек!
‹29 июля 1901›

Судя по стихам о Прекрасной Даме, видение Софии долго  преследовало поэта, что давало ему надежду надеяться на любовь Прекрасной Дамы:
 
Все виденья так мгновенны —
Буду ль верить им?
Но Владычицей вселенной,
Красотой неизреченной,
Я, случайный, бедный, тленный,
Может быть, любим.
***
Я долго ждал — ты вышла поздно,
Но в ожиданьи ожил дух,
Ложился сумрак, но бесслезно
Я напрягал и взор, и слух.

Когда же первый вспыхнул пламень,
И слово к небу понеслось,—
Разбился лед, последний камень
Упал,— и сердце занялось.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.
‹27 ноября 1901›

Послушайте Прекрасную Даму в актерском исполнении, и вы, наверняка, почувствуете ворожбу гениального поэта. Думаю, и вам удастся приподняться над землёй и почувствовать близость Софии и её великолепие.



После  стихов о Прекрасной Даме и  намёков но сокрытое в мистическом тумане существо, литературною молвой Александр Блок был признан как преемник и поэт-наследник пророка Вечной Женственности.  Это говорит Д. Андреев; он хочет видеть в двадцатидвухлетнем Блоке приемника знаменитого философа, и молодой поэт и сам более чем ясно говорит об их связи:

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно и низко,
Не одолев смертельныя мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Всё проходит, закончилось и благочестивое служение Прекрасной Даме, прекратилась ворожба величайшего из поэтов Серебряного века. От символизма он  отошел, но мистические видения, правда совсем другого рода, не покидали его.. Предчувствия и страхи были не напрасны… Уже во второй книге стихов начигает появляться чертовщина и мелкие бесы.  В. Брюсов в статье о Блоке пишет: «Во второй книге Блока, неудачно названной "Нечаянная Радость" (1907 г.), в его поэзию вторгается начало демоническое. В стихах Блока оно появляется сначала в образе "тварей весенних", чертенят, "болотных попиков", колдунов, олицетворяющих начало земное, силы, извечно влекущие человеческую душу от божества, соблазняющие ее вечной прелестью преходящего". Если Вл. Соловьев, слывший большим оригиналом, для спасения от этой нечисти и бесов пропитывал свою одежду скипидаром, распространяя вокруг соответствующую ауру, то молодой поэт, думаю, окружающих подобным образом не шокировал… И  - пошло, поехало...
Поэт запутывается в своих духовных и земных переживаниях,. Попытки одухотворения и платонической любви к Л.Д. Менделеевой, их странная супружеская жизнь в конце концов (менее чем за двадцать лет) приводят гениального поэта к опустошению, творческому бессилию и преждевременной смерти. Свой вклад в этот нисходящий процесс внесла революция и попытки  болезненной  трансформации в деятеля культуры советского государства.
Его собрат-современник, Игорь-Северянин напишет о нём в своём медальоне «Блок»: Дерзал — поэтно видеть в зле добро.// Взлетал. Срывался. В дебрях мысли брел. Краткая, но очень точная характеристика. Если к этому добавить северянинское признание Красив как, Демон Врубеля,// Он лебедем казался, картина станет еще более полной… Мне неприятно препарировать личность Блока и приводить эти суждения, от них веет душевным холодом, но…  по долгу службы приходится. Безболезненно прозревать скрытое от глаз простых смертных и общаться с населяющими потусторонний мир существами не всякому дано… доктор Фауст тоже пострадал на этой почве, только там была более сложная - на западный манер - история.

Е. Гурвич в своей книге о Соловьеве и Штайнере довольно резко пишет, что великий русский поэт запутался в отношениях между Прекрасной Дамой и невестой Л. Менделеевой.  Д. Андреев с высоты своего духовного опыта в «Розе мира» разбирает и анализирует причины его падения, поэтому он так и назвал посвящённую ему главу.  Даниил Андреев был необыкновенный человек с сильным мистическим чувством, обладал способностями ясновидения и мог читать и видеть метафизический план его творчества, его выводу убедительны. Чувственность молодого, здорового человека победила  его духовные задатки и устремления, но не умалила его поэтического таланта.   Обычная-необычная история.
Потом символизм  уступит место ясному видению близкого окружающего, к поискам счастья в житейском просторе. В стихе «Моей матери» Александр Александрович напишет:

Друг, посмотри, как в равнине небесной
Дымные тучки плывут под луной,
Видишь, прорезал эфир бестелесный
Свет ее бледный, бездушный, пустой?
Полно смотреть в это звездное море,
Полно стремиться к холодной луне!
Мало ли счастья в житейском просторе?
Мало ли жару в сердечном огне?
Месяц холодный тебе не ответит,
Звезд отдаленных достигнуть нет сил…
Холод могильный везде тебя встретит
В дальней стране безотрадных светил…

  Действительно, поэт открывает нам свою душу и   в своих стихах рассказывает нам свою сложную полную драматизма биографию. Талант Александра Блока уникален. Божий ребёнок с голосом невероятной чистоты и искренности, он показал, каких небесных высот может достигать поэзия., каким чародеем может быть поэт, как он может ворожить словами. Великан и пигмеи... Множество критиков и литературоведов, умудрённых и знаменитых, прошлых и современных ломали об него свои перья, исследовали его взлёт и падение. Для темы настоящего эссе важно, что будучи признанным приемником Вл. Соловьева поэт, очевидно обладая духовным зрением, прояснил для нас образ Софии, потратив много забытых слов на его описание, но он мало продвинул нас в понимании сущности вечной женственности, только дав почувствовать, как она касается человеческих душ, и показав своим творчеством и судьбой опасность стихийного погружения в бессознательное, в мистические дебри человеческой души.
Последствия такого погружения можно увидеть и в судьбе поэтического гения М, Лермонтова и художника М. Врубеля. И у того и другого опыт общения с демонами оказался трагичным. Ходить бывает склизко по камушкам иным (А.К. Толстой)… Пытаясь увидеть в зле добро, и заигрывая с темными силами, художники срываются в пропасти, из которой уже не могут выбраться. Уже отмечалось, что такого рода духовность не мешает художникам быть безнравственными. И Александр Александрович не стал исключением и отметился в этом плане: биография и  судьба величайшего русского поэта подтверждают это. 
Д. Андреев подтверждает автобиографичный характер поэзии Блока, в стихах поэт рассказывает о себе, о переливах своей души, о своих блужданиях и метаниях. Он и сам делает такое признание в стихотворении «Русь»:

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Валерий Брюсов в своем обзоре личности и вышедших в свет книг Александра блока (упоминал его статью 1015 года в начале эссе) дает описание сложного творческого пути тогда уже очень известного поэта. Должен сказать В.Я. Брюсов очень талантливо представил духовную биографию своего гениального коллеги. Уже тогда его судьба прояснилась для современников: сам Блок открыто говорил о своей духовной трагедии, вызванной демонизацией его души. Очень талантливо, по-русски погибал великий поэт и не менее талантливо описывал в стихах хронику этих событий.  Умеют и любят русские поэты по гибельному краю ходить и на тройках ездить: Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю! - это, наверное, одна из любимейших нами песен из репертуара советского барда В. Высоцкого. Блок сам себя величает «падшим ангелом» и рассказывает нам в стихах о величайшей проблеме нашего характера, русской души: Опять - любить Ее на небе И изменять Ей на земле.  Стремиться к Истине, к Богу, писать-петь о справедливости-несправедливости  и постоянно изменять себе, своему предназначению коверкая свои судьбы, призывая на свою голову всё новые и новые несчастья.

В который  раз убеждаюсь - не раз уже писал об этом, - что истинная поэзия показывает нам дорогу в Храм, в обитель Софии Премудрой, в Храм небесный (статья «К Радости!»). Она же и показывает, какие опасности подстерегают художника на этом пути. И Даниил Андреев, похоже, со мной солидарен… Убедитесь в этом сами, проглядев хотя бы одну главу («Падение Вестника») из «Розы мира», и взяв на себя труд прочтения стихов, описывающих духовную биографию великого русского поэта. Мой тёзка, Валерий Брюсов может помочь вам в этом занятии..


                ***

Кто-то может сказать, что всё это - Вечная женственность, София, Прекрасная Дама - домыслы странных людей, людей не от мира сего.  Однако всё это правда, всё это существует и окружает нас, только в другой реальности, не в той в которой мы все живём-топчемся. Правы и сомневающиеся, и ищущие, все определяется мироощущением человека, особенностями его характера, с которыми мы приходим на Землю, потребностью его души. Ищите и обрящете, ищите и обретете…  Стучите и вам откроют.

Рудольф Штайнер не раз в лекциях, посвященных России, говорил о витающей над нами прекрасной русской народной душе, которой мы, русские должны быть достойны (у Д. Андреева в «Розе мира» это Навна - Идеальная Соборная Душа Российской метакультуры)… Путь к ней нам и пытаются указать великие художники и мыслители, помогая узнать себя и свой народ.. От этого понимания и пробуждения зависит и судьба каждого из нас и наше общее будущее.  Надо прислушаться, наконец, к голосам Великих ясно видящих умов, указывающим нам правильный Путь. Путь,  уводящий от пропасти, в которую мы, ведомые слепыми вождями, постоянно срываемся…


Рецензии