Литература и философия Древней Японии до 8 в

Литература и философия Древней Японии (до 8 в.)
Начиная с 8 тыс. до н. э. на территории Японии была древнейшая "неолитическая" культура. Она известна под названием Дземон ("шнуровый узор" - черта керамики той эпохи). Большую роль в создании этой эпохи сыграли протоайнские племена. Ученые период Дземон именуют "страной айнов". Во 2-ой четверти 1 тыс. до н. э. на Японские острова переселяются племена, которые принесли с собой новую материальную и духовную культуру. Начинается эпоха культуры бронзового века - Яей (3 в. до н. э. - 3 в. в. н. э.). Позже, в 3 - 6 вв. господствовала на Японских островах культура Кофун. Это время также называют периодом Ямато (название первого государственного объединения Японии). Первые литературные произведения появляются в стране с середины 6 в. Большую роль в этом сыграло сближение островов со странами континента и введение буддизма. Буддизм помог созданию централизованной власти - единая религия делает крепким государство. В это время появились два культурных ареала. Во главе союза племен на севере Кюсю стояли военные вожди с их религиозными воззрениями айнских племен. Три предмета являлись объектом поклонения - меч, зеркало и магатама (подвески из яшмы). Эти предметы очень похожи с ритуальным комплексом айнов: палицей вождя, дискообразным символом солнца и той же магатама. Культ оружия на Кюсю занимает центральное место в верованиях. В районе Кинай (Центральная Япония) многолюдные поселения того времени (эпохи бронзы) воссоздают картину земледельческого общества. Во главе племен стояли жрецы (хофури). Население Кинай было объединено культом "дотаку" - бронзовых колоколов. Эти колокола были расположены на высоких местах и ученые связывают этот культ колоколов с почитанием гор. Культ гор переходил в тотемистическую стадию (связь с культом предков). Богатый Кинай в 3 в. завоевывается союзом племен Северного Кюсю. Главные святилища божества Солнца Аматерасу (верховное божество Северного Кюсю) и бога Сусаноо стали главными центрами синтоизма, которое сложилось к этому периоду в общеяпонскую религию. В 3-5 вв. государство Ямато устанавливает тесные контакты с Китаем и Кореей. Появляется иероглифическая письменность, которая познакомила японцев с богатой китайской литературой. Корейские переселенцы способствовали развитию разных технических новшеств.
Форму мировоззрения японцев этого времени ученые определяют как мифологическую; характерными факторами, которой являются мифологическое восприятие смерти и фаллической мифологии. Философское понятие мифологии животного мира сводится к мифообразованию словосочетания "животное-душа" и к направлению мифологии природы (солнца, воды, ветра). Получила развитие и мифология предков. На первый план выходит богиня Аматэрасу (богиня одного рода-племени). Мифологические представления о происхождении мира, об устройстве страны, о божественности императора было изложено позднее в хрониках "Кудзи" (Древние повеления) и "Тэйки" (Записки императоров), а также основанных на их содержании хроник  8 в. "Кондзики" (Записки о делах древности") и "Нихонги" (Японские записки). В ее содержании была главная мысль - история началась с "эры богов". Позже боги превратились в людей и наступила "эра людей". Последовательность этого превращения была довольно долгая: боги обитали на высокой Равнине Неба, затем внук богини Солнца Аматэрасу - Ни-Ниги спустился на землю Кюсю, а его внук переправился на остров Хонсю и стал править в стране Ямато. Поэтому и считается, что власть императора установлена богами.
Взгляды и поступки японцев были подчинены мифологическому мировоззрению (это называлось "синто"). В древности вся деятельность человека развивалась во взаимодействии с божествами. Поэтому мифологизм очень тесно переплетается с философскими взглядами на жизнь, а культуру называют "синтоистической. Религиозное сознание ("фетишизм") появился еще в древности (фетиш камня). Другой формой выражения первобытной религи, ученые считают " магию", которая была двух типов: магия фетиша (талисман) и имитативную магию (жест, звук, слово, цвет). В магии слова отражается вера в "душу слова". Кровнородственные отношения общества выражалось в религиозном понятии "тотемизма" (связь с животным или растением). Хорошо известен культ небесного оленя и лосих, которых считают "прародительницами" животного мира. В качестве тотемов у айнов считалось и дерево "вяз", у других народов Японии - "сосна", "кипарис". Следует заметить, что древние верования частично перешли и в настоящее время (синтезированность синтоизмом).
Одним из источников для изучения японской мифологии служит "Кодзики" - памятник древнеяпонской литературы ("Записи о деянии древности". 712 г.) Он является одной из трех книг синтоистского троекнижия, и включает в себя также "Нихонги" ("Анналы Японии") и "Кудзики" ("Записи о минувших делах"). Литература повествует о возникновении Вселенной, божествах-прародителях и сотворении Земли.
Рассмотрим сначала вопрос о божественных супругах Идзанаги и Идзанами, которые были последними из пяти поколений богов, парами появлявшихся на свет. Именно эти боги, брат и сестра, сотворили Землю: они стояли на хрустальном небесном мосту и смотрели вниз на бушующий под ними безбрежный океан; брат и сестра взяли "нагинату" с длинным клинком, которое было насажено на деревянное древко, его и опустили в воду. Потом божества эти приподняли "нагинату" и капли стекавшие вниз - затвердевали, и превратились в остров. Идзанаги и Идзанами спустились на эту сушу и совершили свадебный обряд, и они создали другие острова, моря, реки, растительность. Японцы считают, что именно от них произошла триада великих японских богов: богини Солнца Аматэрасу, богини Луны Цукиеми, богини ветра, бурь и воды Сусаноо. Дальше история повествует, что Идзанами  родила бога-духа огня Кагуцути, от этого она тяжело заболела и удалилась в страну мертвых. Идзанаги сотворил еще множество богов, но выполнив свое предназначение, удалился на остров Авадзи и поселился там в Невидимом дворце.
У древних японцев символом божества была природа - горы, реки, скалы... С японской мифологией и с древними анимистическими верованиями было связывание формирование национальной религии японцев - "синтоизма" ("синто" - "путь богов"). В этой религии божество ("ками") олицетворялось предметом, явлением природы. Для философии синтоизма важно представление о сакральном месте и сакральном предмете. Покровители-боги земледелия в Японии особо почитались. Если более подробно рассматривать "синтоизм", мир - это единственная естественная среда, в которой люди, божества "ками" и души умерших существуют рядом. Обновление мира происходит через рождение и смерть. вечный круговорот жизни. Японские боги тоже смертны. В этой японской философии жизнь побеждает смерть. И японцы делают вывод - не надо искать бессмертия и спасения в другом мире. надо стремиться к гармонии с "ками" в своей жизни.
В Японии существовали идеи буддизма и было множество религиозных направлений - школ. В 9 в. получили распространение школы эзотерического (тайного) буддизма - "тэндай" и "сингон". "Тендай" - это школа в которой буддизм и синтоизм стремятся быть в одном русле, от их объединения обожествляется весь мир. Создатели школы "сингон" утверждают, что любые мысли, слова и действия исходят от верховного космического божества Вайрочаны. Они представляют Вселенную космическим телом этого божества и которое состоит из шести элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира и сознания. Для достижения гармонии надо соблюдать определенные мистические таинства и обряды. Элементы "синтоизма" они тоже принимают в свое учение (отношение к природе как божеству).
В 8 в. в Японии зародилось еще одно религиозно-философское учение - "ребу-синто", в котором синтоистские божества стали считаться воплощением буддийских, как защитники этого учения ("бодхисаттвы") и приобрели буддийскую иконографию.
Рассмотрев религиозно философские учения Древней Японии, мы получили возможность правильно понимать древнюю японскую литературу. Древний период считается до 9 в. Но еще в дописьменный период (в первые века н. э.) было хорошо известно песенно-поэтическое творчество и мифология. К середине 1- го тысячелетия Япония постепенно приняла китайско-буддийское направление в культурном своем развитии. В 4-5 вв. японцы познакомились с китайской иероглифической письменностью. Религиозно-философские сочинения и официальные документы в то время писались только по-китайски, с небольшими дополнениями-вставками из японского языка. Летопись "Кодзики" (712) - первый из сохранившихся памятников, который был написан на японском языке (автор -  О. Ясумаро). В этой летописи автор доказывает божественное происхождение правящей династии. В мифологических образах была сделана попытка показать древнейшую ступень художественного мышления и представления о божественных взглядах на природу. Первая поэтическая антология "Собрание мириад лепестков" ("Манъесю")  появилась в 759 г. Она включала около 500 авторов. Стихотворения были разнообразные по жанру и тематике. Ученые считают крупнейшими поэтами антологии - Какиномото Хитомаро (конец 7 в.), Ямабэ Акахито (8 в.), Яманоуэ Окура (7-8 вв.), Отомо Якомоти (8 в.). В поэзии преобладал жанр "танка". В этом жанре были допустимы прозаические вступления. Ученые указывают, что фольклорная часть "Манъесю" является дополнением мифологии "Кодзики" и представляет трудовую, обрядовую и лирическую поэзию. Литература древнего периода имеет определенное влияние буддизма и конфуцианства. Тематически континентальная культура строила свое новое японское направление, хотя и на китайском языке (поэтический сборник "Кайфусо", 751 г.)
Ученые считают, что создавалась "Манъесю" на протяжении нескольких десятилетий 8 века. Неизвестно имя ее составителя, хотя некоторые ученые называют имя известного поэта Отомо Якамоти (718-783). В "Манъесю" двадцать книг-свитков: в одних песнями показана хроника событий, в других - песни разных земель страны, в третьих - песни четырех времен года. По мнению ученых здесь представлены песни 5-8 вв. Конкретно видны три вида песен: разные песни, песни любви и плачи. Литературоведы выделили основные поэтические формы в зависимости от количества стихов: нагаута (длинная песня) с неопределенным количеством пяти- и семисложных стихов; сэдока (песни гребцов) - шестистишия; танка (короткая песня) - пятистишия.
Теперь надо немного поговорить о японской письменности. Как мы уже отмечали Китай и Япония имели культурные и торговые связи и между этими государствами существовала китайская система письма. Ученые утверждают, что это письмо было с 5 в. н. э. Японцы переняли китайские словесные знаки, которые читали по-японски. С 9 в. в Японии возникло устойчивый тип письма с ограниченным количеством знаков. С этого времени ученые отмечают два формальных типа: 1. катакана. которая возникла из частей знаков обычного китайского письма (кайшу) и использовалась в официальных документах; 2. хирагана, "простая кана", развившаяся из курсивного китайского письма (цаошу), она широко использовалась в повседневной жизни. Но это все более поздний подход в изучении японского письма.
Первым великим поэтом Японии считается Какиномото Хитомаро (7-8 вв.), который унаследовал традиции племенного певца. Он мастер торжественных стихов, прославляющих красоту природы, окружающей дворец государя. Его произведения - великолепно композиционно построены, метафоры, сравнения, эпитеты всегда естественны. Его стихам доступны величественная красота и тонкая чувствительность. Он большой мастер танка. Всеего творчество резко индивидуально. В его плачах горечи, отзвуки служебной неудачи, любовь, раздумья о жизни запечатлены в стихах яркими красками.
Его младший современник, Ямабэ Акахито, был тоже поэтом природы. Его известные танки предвосхищают поэтику классической танка 9 в. В японской поэзии этого времени хорошо видно влияние китайской поэзии (тема "луны" возникла именно под китайским влиянием). Буддийская проповедь о непрочности всего земного представлена в произведениях Отомо Табито (665-731). Утонченное чувсво печали характерно творчеству Яманоэ Окура (659-733). В "Манъесю" много стихов Отомо Якамоти (718-783), которые представляют его творчество и в молодые годы, и в зрелые. Лирика поэта полна непосредственности. Его танка богаты ритмическими переходами. Идеал его поэзии - "масурао", отважный благородный муж.
Поэт Аривара Нарихира прославился красотой и большим талантом. Часть его стихов была написана в стиле "Манъесю", ученые отметили появление в его произведениях изящной, эстетизированной эротики. В его стихах заметна вопросительная интонация, какое-то внутреннее сомнение в отображении окружающей жизни. 
Песни восточных провинций
(провинция Мусаси)
"Как в Мусаси-стороне
Из ущелья горного фазан
Улетает прочь -
Так и ты ушел, и с ночи той
Не встречаюсь больше я с тобой!
О возлюбленном моем
Я не знаю, как сказать,
Ах, в стране Мусаси на лугах
Нежным цветом расцветает укара,
Никогда не вянет, тот цветок!"
(провинция Синану)
"Вот из здешних мест из Синану,
Из реки из Тикума, взгляни,
Камешек простой,
Но ступишь ты ногой,
Для меня он станет яшмой дорогой!"
(песни западных провинций)
Песня юноши
"Прозрачная волна у белых берегов,
Раскинутых, как белоснежный шарф,
Порой бурлит, но к берегам не подойдет,
Так - ты ко мне.
И полон я тоски..."
Песня девушки
"О нет, наоборот:
Увы, не я, а ты,
Подобно той волне у белых берегов,
Раскинутых, как белоснежный шарф, -
Ты никогда не подойдешь ко мне..."
(песни северных провинций)
Провинция Эттю
"Пусть в Ооно-стороне
Через рощу путь - заросший путь,
Пусть все зарастает,
Но когда тебе туда идти,
Будут широки тогда пути!"
"В Сибутани,
Где гора Футагами,
У орла родился сын, говорят,
Чтобы выйти для тебя могла
Сасиба из перьев орла,
У орла родился сын, говорят."
Мы видим, что большое место в песенной поэзии уделяется любви, которые возникли во время земледельческих праздников. Песни велись полухориями (мужчин и женщин), а иногда происходила своего рода перекличка песнями. В японской поэзии все строится на обострении чувств людей. Поэты слышат шорох платья жены, которую надо покинуть, уходя в дальний путь, видят как меж крыльев гусей, скользнул на землю белый иней. Любовь ко всему живому, к родной природе - вот лик народной поэзии Японии.
Литература
1. Краткая Литературная Энциклопедия. М. 1975.
2. Библиотека Всемирной Литературы. М. 1977.
3. Общая История Философии. М. 2018.


Рецензии