Наталья Кочубей- утаённая любовь Пушкина

      Орест Кипренский.Портрет Н.В.Кочубей(Строгановой)1813г, итальянский карандаш, акварель на бумаге Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Наталья Викторовна Кочубей (Строганова) — дочь В.П.Кочубея, министра внутренних дел, члена Негласного комитета при Александре I.

    Когда с ней познакомился и писал ее Кипренский, Наталья была еще подростком.(На портрете ей 12 лет).В этих легких, чуть небрежных штрихах искрящаяся веселость и вольность, ясность и непредубежденность взгляда. Девушка не позирует, ее живой подвижной натуре как бы противоестественно всякое желание принять застывшую позу.

   Как просто и непринужденно повернута ее голова — по-видимому она обращается к кому-то из собеседников, в ее взгляде недовольство, недовольство подростка, еще не умеющего скрывать свои сиюминутные чувства и порывы.

  Во время учебы Пушкина в лицее ее семья проводила лето в Царском селе. Известно, что Н. В.Кочубей посещала Лицей, где ее и увидел Пушкин.Как и другие светские красавицы начала 1820-х гг., Наталия рассматривалась ранними пушкинистами как кандидатка на роль «утаённой любви» поэта. Ей он посвятил «Измены» и другие свои стихи.


Ей посвящены стихотворения «Воспоминаньем упоенный» и «Чугун кагульский, ты священ».
Так, Наталья! признаюся,
Я тобою полонён,
В первый раз ещё, стыжуся,
В женски прелести влюблён.
Целый день, как ни верчуся,
Лишь тобою занят я;
Ночь придет — и лишь тебя
30 Вижу я в пустом мечтанье,
Вижу, в лёгком одеянье
Будто милая со мной;
Робко, сладостно дыханье,
Белой груди колебанье,
Снег затмившей белизной,
И полуотверсты очи,
Скромный мрак безмолвной ночи —
Дух в восторг приводят мой!..

ИЗМЕНЫ

"Все миновалось!
 Мимо промчалось Время любви.
 Страсти мученья!
 В мраке забвенья
 Скрылися вы. ....."

  Большую часть 1817 и 1818 годов Кочубеи по семейным обстоятельствам  провели за границей, в основном в Париже. Вернувшись в Россию, они поселились на царскосельской даче. Вскоре Наталья Викторовна была пожалована во фрейлины. М. М. Сперанский писал дочери: «Я видел тут в первый раз Наташу во французской кадрили, воплощение грации». Её современница вспоминала:

    «У неё изящная фигура, она прелестно танцует, в общем, она в точности такая, какой нужно быть, чтобы очаровывать. Говорят, что у неё живой ум, и я охотно этому верю, так как лицо её очень выразительно и подвижно».

    Другой современник отмечал, что Наталья Викторовна «довольно красива, полна талантов и отлично воспитана». Говоря же о характере девушки, Сперанский отмечал в письме к дочери: «Молодая графиня, я думаю, просто боязлива и застенчива, сие нередко встречается в самых обширных обществах…»

      3 сентября 1820 года Наталия Викторовна стала супругой барона Александра Григорьевича Строганова (1795—1891).Впоследствии управляющий Министерством внутренних дел Российской империи (1839—1841), генерал-адъютант , генерал от артиллерии , глава ряда губерний, в т. ч. новороссийский и бессарабский генерал-губернатор .
      
     Самую беспощадную характеристику дал ему историк С. Соловьев, который был воспитателем детей в их семье: «Александр Григорьевич Строганов … служил страшным примером, какие люди в России в царствование Николая I могли достигать высших степеней служебной лестницы. … Имея ум чрезвычайно поверхностный, … с важностью выкладывал какую-нибудь нелепую мысль и старался ею озадачить, упорно поддерживая и  другими подобными же нелепостями. При этом – ни малейшего благородства, деликатности».

     Семейная жизнь их с самого начала складывалась неудачно. Уже в январе 1821 года по Петербургу ходили слухи, что Строганов очень не ладил со своей женой, и будто дело доходило до насилия. Некоторые говорили, что причиной несогласия была запущенная болезнь мужа, другие — его непреодолимое влечение к старой театральной привязанности, а еще, что виной всему были обе семьи со взаимными претензиями. По словам современника, «со стороны барона это был брак по расчету, а любовь была только со стороны невесты»

       В 1829 году Долли Фикельмон писала: «У Натали Строгановой пикантная физиономия; определенно, не будучи красавицей, она, видимо, нравится значительно больше многих других красивых женщин. Капризное выражение лица ей очень идет. Особенно прекрасны у неё глаза — в них её главная красота. При этом она весьма остроумна».

     По её же наблюдениям, в эти годы графиня Строганова была одной из обожательниц Николая I. Ею всерьез увлекся герой Польской кампании генерал князь Горчаков, ухаживавший «за ней так, как это делалось в былые времена, — открыто и не таясь». Портреты Наталии Викторовны писали О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов, А. П. Брюллов.
  Их брак многие современники считали несчастливым – граф не отличался верностью супруге, и она платила ему той же монетой.

     Пушкин в последнее десятилетие его жизни часто виделся с графиней Строгановой, она оставалась его верным другом до самой смерти. Эта хозяйка салона была для поэта эталоном светской дамы. Пушкин говорил Плетневу, что Строганова послужила ему прототипом образа замужней Татьяны в 8-й главе «Евгения Онегина».

    В последние годы жизнь Натальи Викторовны не была спокойной. В 1839 году скончалась семнадцатилетняя дочь, через три года — младший сын, который «на пути из Дрездена в Веймар подавился куриною костью".В 1853 году она лишилась и второй дочери.

    Графиня Наталия Викторовна Строганова скончалась от карбункула 24 января 1855 года в Санкт-Петербурге и была похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.


Рецензии