Камо грядеши? 7

    Про российское кино. Впечатление.

    “…Американские киношники российским ничего не говорят, а наши им отвечают. У меня такое впечатление, что Голливуд повернулся к нам задом, а наши кинодеятели что-то кричат в эту задницу…” Так или почти так отозвался певец Шнуров в гостях у Диброва о состоянии российского кинематографа последних лет.

    Трудно не согласиться, глядя на основной объём кинопродукции на рельсах мейн-стрима, на тропинках арт-хауса. Особенно часто в папку “не верю” попадают фильмы на дореволюционные темы. Даже на темы Великой Отечественной Войны не получаются. Что бы оно не снимали, получается дурная копия голливудских фильмов. Обидно, но это есть факт. Нет подходящих лиц, достоверных движений и голосов, интонаций, мимических нюансов и много другого, незаметного простому зрителю, из чего слагались фильмы-легенды. Не имеет смысла приводить список этих фильмов – он у каждого свои индивидуальный. Ремейками культовых фильмов большинство российских кинопроизводителей подписались в собственной беспомощности, а кинозрители России и ареала доступности русской культуры на постоветском пространстве будут смотреть любимые советские фильмы, страшась возможных ремейков фильмов “Баллада о солдате”, “Судьба человека”, “Отец солдата” и множества других.

    Особенно “удачно” удалось скопировать у американцев штампы эротических и постельных сцен. Эротическая тошниловка у них и порнографическая тошниловка у российских режиссёров. Потому что не было у россиян своего Генри Миллера,который вакцинировал бы литературу, театр и кинематограф умением органичного отображения скользких сцен. Не писали члены Союза Писателей Советского Союза произведений типа “Тропик Рака”. Ну и слава Богу, пронесло в те времена. Потому что весь мир стал очевидцем того, до чего довела Западная сексуальная революция народы стран, попавших под эту волну.

     В таком случае какого чёрта  с таким опозданием кричать в развёрнутую в направлении России голивудскую кинозадницу жалким подобием “мы тоже могём”?  Это явление анализировал авторитетный литератор, советский, и - “Как бы наши не пытались изобразить эротику, всё равно получается порнография,” – резюмировал он же..

Ремарка из учебного пособия "БЕСЕДЫ ПОСЛЕ ЛЕКЦИЙ" РАУ. Ереван 2019, касающаяся той же больной темы - кино России в наши дни.

     ...И ещё об одном обстоятельстве.
     Вы замечали, что со временем определённые жанры кино вырождаются на наших глазах? Почему у российских кинематографистов не получаются фильмы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.? Почему в голове зрителя, многократно пересмотревшего советский кинофонд военных фильмов, в наши дни при просмотре современных кинолент на военную тематику, звучат слова “не верю!”?

     Потому что практически не осталось настоящих участников войны. Не осталось в нашей жизни их настоящих лиц, и не обязательно в актёрском цехе. Не ходят уже по нашим улицам и не стоят в очередях неприметные, наивные люди в старомодных двубортных костюмах и с иконостасами орденов и медалей за настоящую храбрость и преданность Родине. Нет уже во всём российском кинематографе натуральных людей из глубинки, с загорелыми лицами, шеями и натруженными кистями рук. Оказывается, невозможно отрастить под носом настояшие пышные усы, пожелтевшие ближе к губам – от махорки. Не осталось лиц настоящими выразительными глубокими морщинами, говорящими зрителю гораздо больше, чем тексты. Такие типажи, конечно, есть, но не в поле зрения деятелей киноиндустрии. Потому и не верится голосам и говоркам, выученным на репетициях, а не слышанным с детства. Откуда взяться морщинкам у глаз, как у Шукшина, если никто в актёрском цехе в третьем поколении не держал в руках косу и не видел живой коровы? А Шукшин, между прочим, косил профессионально.

     Заглянем через объектив в более старую историю на плёнке. Почему сегодня не получаются исторические фильмы о царских временах? Почему графы, фрейлины и князья, не говоря уже о царях и царицах, выглядят фальшиво? Почему советским фильмам, где живущие в коммунальных квартирах актёры создавали полноценные образы настоящей элиты царской России, верилось? Верилось и слову, и осанке, и мимике – верилось легко и без сомнений. А теперь красавцы и красавицы, живущие в царских условиях, несут в народ аудиовизуальный фальсификат, сами того не замечая и осознавая. Потому что оборвалась пуповина, питающая искусство провинциальными самородками, каких невозможно зачать в городских условиях. Прямой путь в российское кино- и театральное искусство для “не своих” заказан. Рынок кино подвержен всем сопутствующим законам капитализма – жёсткая конкуренция и охрана территории. Они, секты искусства, превратились в своеобразные элитарные клубы с “ограниченной ответственностью” и неограниченной. безответственностью по отношению к проблемам простого гражданина и своего государства.

     Уточним, что речь идёт о подавляющем большинстве фильмов, а не о редких удачах, которые не делают погоду в современном российском кинематографе. И режиссёры в своём творчестве ориентированы скорее “туда”, чем на внутреннего зрителя.

     Нам сотни раз говорили и заставляли повторять, что самый великий Учитель – это жизнь, настоящая, не понарошку и не придуманная. Но, оказалось, не всякая жизнь создаёт общественно полезное искусство.

2017  (продолжение следует)


Рецензии