Мировая культура. Христианская религия

Мне всегда было неприятно, что Православная Культура, как предмет для изучения в школах по направлению МХК, отодвигалась на задний план, а потом и вовсе была вытеснена из школьной программы. Но ее присутствие в образовательных современных программах просто необходимо, так как она является первоосновой и первоисточником развития русской культуры вообще. Поэтому я начинаю этой статьей полный курс лекций для средней школы по предмету Мировая Культура по разделу "Христианская религия".
 Первый урок программы: "Рождество Иисуса Христа".

Так как наше летоисчисление мы ведем от года, к которому христианская традиция относит рождение Иисуса Христа, нужно рассказать ученикам об этом подробнее, так как многие из них даже не имеют представления об этой личности. Многие считают его порождением вымысла, между тем, это историческая, реально существовавшая личность. С Его приходом в мир людей родилась новая религия - христианство, которая нашла отклики в сердцах людей и получила небывалое распространение на всех континентах. Римская официальная идеология утверждала мир с помощью силы, а христианство противопоставило мир с позиции справедливости и милосердия, хотя, тут надо брать глубже - с позиции Любви! Через всеобщее примирение с Богом во Христе. И так как христианство является одной из самых распространенных религий в мире, то и в значительной степени оно определяет процесс развития всего человечества в последние две тысячи лет.
  Временным центром мировой истории в христианской хронологии являются три дня - 14,15,16 нисана - первого месяца лунного древне-библейского календаря, когда был распят, погребен и воскрес Иисус Христос. Знаменательно, что именно в этот месяц много веков назад пророк Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Три дня, изменившие мир, определяют христианское богословие, которое уже с первых веков новой эры, то есть от Рождества Христова, концентрируется вокруг главного праздника - Святой Пасхи. Поэтому особенности церковного юлианского календаря неразрывно связаны с Пасхалией, определением для празднования центрального события священной истории. Предложенный еще в 46 году до Рождества Христова юлианский календарь, слившись с церковным, стал средоточием христианского устава. Начиная с 4 века вся литургическая жизнь христианской церкви, а литургия означает - общее делание, становится неразрывно связанной именно с этим календарем. Более тысячелетия он служил ориентиром всего христианского мира и до сих пор остается календарем Русской Православной Церкви. В юлианском календаре гармонизированны три ориентира для измерения времени, потому он так ценен: Солнце, Луна и весеннее равноденствие. Григорианский календарь, так называемый новый стиль, введенный папой римским Григорием Тринадцатым в 1582 году, пошел по пути упрощенчества: из космических ориентиров он оставил только Солнце.
  Христианство возникло в Палестине в Первом веке нашей эры, где произошли эпохальные события: рождение Богочеловека Иисуса Христа и выход Его по достижении тридцати лет на общественное служение. В своих проповедях Он призывал к духовному очищению и раскаянию, обращался к самым широким слоям населения. История жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа подробно изложена в четырех Евангелиях - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Особую эпоху в истории раннего христианства составляет период деятельности апостолов - учеников и посланников Христа в Первом веке, проповедовавших учение Иисуса Христа и занимавшихся распространением христианства в разных странах древнего мира.
  После гонения на христиан в Иерусалиме и изгнании их оттуда новая религия получила распространение и на территории Римской Империи. Апостол Петр, ближайший ученик Христа, переживший трагедию отступничества, проповедовал в различных регионах империи, но более всего в самом Риме. У новой религии появилось много последователей. Пока власть императоров была сильна, она яростно боролась с христианством. Но его новые идеи находили все большее количество приверженцев. Христианское учение шло от человека к человеку, из страны в страну: из Иудеи в Сирию, далее на Кипр, в Малую Азию, Македонию, Грецию, Италию. Ведь учение Христа было направлено ко всем людям, независимо от их социального положения и национальной принадлежности. Новая религия давала большую духовную силу и способствовала нравственному перерождению людей. Из варварского животного племени они постепенно превращались в Человеков.

(Продолжение в следующей главе "Первые христиане")


Рецензии