Автомобильные истории

       Имея за плечами солидный возраст, не слишком привлекательное занятие сидеть дома, лежать на диване и часами смотреть уже надоевший телевизор, его банальнейшие сериалы на одни и те же темы: борьба конкурентов в бизнесе, связанные с этим убийства, козни и злодейства; или любовные истории с изменами, потерями детей, их последующим поиском и мучительными попытками вернуть матери от мужа-тирана; женские гинекологические истории о неудачных беременностях и трудных родах. Но строгости Роспотребнадзора в период пандемии обязывают нас, преодолевших планку 65 плюс, строго соблюдать меры собственной безопасности, не выползать из дома дальше аптеки или ближайшего магазина. Автомобилистам этой категории даже разрешили не проходить техосмотр транспортных средств до конца сентября двадцатого года. Но зато в октябре будь добр – пройди, а то твоя страховка законной силы иметь не будет.

       Более 45 лет плачу я страховой компании за чужие аварии, за чужие нарушения правил, за их «день жестянщика», не получив за все годы ни одной страховой премии за свою безаварийную езду. Что ж, октябь наступил, санкциями пригрозили, надо свой автомобиль готовить к техосмотру. Подключаю внука, студента МАМИ, к диагностике и отладке своего старенького «жигулёнка». Внук долго церемониться не стал: купил новый распределитель и катушку зажигания, новые свечи и провода к ним, новый генератор, сменил на переднем колесе ступицу, у которой одно место под крепёжный болт оказалось без резьбы, сменил тормозные колодки, заменил закисшие тормозные цилиндры. Всё проверили мы с ним, прокачали тормоза, удовлетворились результатами, внук командует: «Дедушка, поезжай на техосмотр».

       Несколько лет я прохожу его в Электростальском техцентре, поскольку ближе другого не стало. Но там для пенсионеров всё же предусмотрена скидка за инструментальный контроль транспорта, и вместо 740 рублей там берут 300. Правда, чтобы доехать туда и обратно, надо залить шесть литров бензина, а это ещё 250 рублей. Так что половина экономии съедает дорога. Если бы только дорога! Работник техцентра удивительно ловко научился делать свой бизнес, причём его трудно уличить в нечестности, себе дороже будет. Плачу в окошке 300 рублей, предъявив удостоверение «Ветерана труда», заезжаю на стенд линии №2, идёт диагностирование. Всё работает, но…

       – У вас не работает гидрокорректор фар, превышение СО на 30 процентов, ручничок слабоват, обороты холостого хода великоваты – 1100. – И молчок, стоим и смотрим друг на друга. – Надо исправлять.

       – Я к вам приехал от мастера, который всё отрегулировал в пределах допускаемых параметров, ведь мне без малого 80 лет, из которых 60 лет за рулём, да и специалисту доверяю. – Работник несколько замялся. Я уже был намерен отъехать и тут же во дворе отрегулировать пустяшные, в общем-то, замечания, кроме гидрокорректора фар, которым ни я, ни кто-то из моих знакомых никогда не пользовался, поскольку лучшая регулировка фар – ручная. Но мой оппонент не торопился выпроводить меня, явно давая повод принять другое решение.

       – Конечно, я мог бы выдать диагностическую карту, но надо же исправить то, о чём я вам сказал. – Я тут же понял его намёк и спросил прямо и просто:
       – Сколько стоит ваше предложение?
       – Ну, 250 рублей пошлина (?) и 250 рублей работа (??). Всего 500.
       – Как оплатить, через кассу или можно наличными? – спрашиваю я, предполагая предстоящую волынку в случае моего несогласия, ещё раз приезжать, просто жалко тратить время, чтобы ещё раз иметь дело с этим прохиндеем.– Я достаю тысячерублёвую купюру, на что работничек моментально отреагировал, деньги взял и со словами: «Сейчас я сдачу принесу», - быстро побежал к регистраторше и через несколько секунд принёс сдачу 500 рублей.
       – Идите получайте диагностическую карту в окошке.

       Через три минуты я получил карту и быстро уехал с таким неприятным осадком на душе, о котором не хочется ни писать, ни говорить. Техосмотр мне обошёлся в 1050 рублей, не считая затрат на текущий ремонт около 5000 рублей. Я заплатил прохиндею не за свою безопасность, которую сам себе обеспечиваю, а за его изворотливость и способность делать деньги там, где он работает, как тот сторож, который ворует то, что охраняет. А с другой стороны, страховщик предлагал мне сделать диагностическую карту техосмотра за тысячу рублей, никуда не выезжая. Но я как законопослушный гражданин на такую авантюру не пошёл, хотел честно пройти техосмотр, как делал это все годы.

       Однако, как же быстро и основательно капитализм меняет и портит людей, прохиндеи появляются там, где только можно «срубить бабки», а мы, их клиенты, всегда будем для них «лохами», облапошить, а если точнее – «облохарить» которых они всегда найдут причину и способ.


       Еду домой, тем не менее, удовлетворённый хотя бы тем, что ещё на год могу ездить на своём не так уж и старом пятнадцатилетнем автомобиле целый год без претензий со стороны страховщиков и гаишников. Но, будто по закону подлости, история имела своё продолжение. Выехав на трассу «Волга», попадаю в многокилометровую пробку, начало которой предположительно километрах в десяти или даже больше. На улице больше 25 градусов по Цельсию, поток машин в два ряда движется со скоростью пешехода, кто-то пытается объехать пробку по обочине, нарушая правила, кто-то перестраивается из правого в левый ряд и обратно. Я – законопослушный водитель, еду в левом ряду, где медленно тянутся легковые автомобили. Мотор греется, бензонасос не успевает охлаждаться, вентилятор поминутно включается, но указатель температуры ползёт всё дальше и дальше по зелёному сегменту, приближаясь к красному. Знаю, что это плохо, и надо бы съехать куда-либо на обочину или на боковую дорогу, дать остыть мотору, да не могу: ремонт трассы, съехать некуда, и обочины безопасной нет.

       Наступает момент, когда система охлаждения двигателя не выдерживает, и из-под капота вырывается облако закипевшего антифриза. Прижимаю автомобиль почти вплотную к разделительному стальному барьеру, поскольку еду в левом ряду, включаю мигалку, выставляю на багажник знак аварийной остановки, открываю капот и крепко-крепко огорчаюсь, вижу в пластмассовом коллекторе радиатора выше температурного датчика трещину и вытекающую из неё струю антифриза. Езда в пробке – не для жигулей. Вот ведь как бывает, будто меня наказывает кто-то за мою законопослушность! Законник, теперь стой до скончания века! Честно сказать, теряюсь редко, а тут такая досада возникла в душе, чёрт меня дёрнул поехать 31 сентября, да ещё в понедельник, за таким вот приключением. Стою, подыскиваю момент, чтобы пробраться сквозь сплошной поток машин со своим железным другом на обочину и вызвать помощь.

       Но, мир не остаётся без добрых людей! Буквально через минуту в правом ряду притормаживает автомобиль «Ауди» с тамбовскими номерами. Через наполовину приоткрытое и слегка затонированное стекло, на меня смотрит симпатичный парень лет тридцати пяти и спрашивает: «Что случилось?» – Отвечаю: «Да, дрянь дело – радиатор потёк от перегрева». А из-под машины ему уже виден вытекающий ручеёк из антифриза, из которого образовалась лужа. Парень выруливает в мой ряд и ставит свою машину впереди моей. – «А давайте я вас оттащу. Тут вам никто не поможет. Трос есть?» – «Есть фал» – «А куда ехать-то?» – «Да ещё километров восемнадцать». Парень быстро открывает багажник, достаёт из-под запасного колеса рым-болт и вворачивает его в приспособление для буксировки. «Как вас зовут, друже?» – «Алексей». – «А я Михаил». Я достаю из своего багажника буксирный фал с двумя карабинами на концах, Алексей быстро накидывает один на свой автомобиль, другой конец цепляю я за буксирное кольцо своего. Парень спрашивает: «Как поедем? Километров 60 можем?» – «Можем, я буду внимателен к твоим сигналам, только резко не тормози, буксир короткий», – отвечаю я и сажусь за руль. – «Погнали».

       Больше получаса мы продвигались в той проклятой пробке, пока не кончилась зона ремонта с издевательскими ограничительными знаками 40, 50, 60. Въехали в Большое Буньково, Алексей притормозил у магазина, вышел из машины, говорит, что надо купить что-то попить тёще и ребятишкам. Он быстро вернулся с двумя бутылками воды и батоном хлеба, я вышел из машины и решил потихоньку спросить:

       – Лёша, скажи, сколько я буду должен тебе за помощь?
       – Ты что, Михаил! Такое с каждым может случиться, никаких денег мне не надо. Сколько ещё ехать?
       –Да ещё километров двенадцать.
       – Ерунда. Доставлю к месту, не переживай.
       – В таком случае, Алексей, я могу подарить тебе на память, если интересно, сборник своих стихов.
       – Вот это другое дело, моя тёща стихи уважает, за это спасибо. Получить такой подарок от автора – дороже всяких денег.
Я достал из багажника свою книгу, подписал на память с благодарностью за помощь.
       – Ну, поехали, подавай сигнал, где надо будет свернуть.

       Вскоре пробка рассосалась, Алексей благополучно подтащил мой, так неблагополучно прошедший техосмотр, автомобиль прямо к моему гаражу. Я отцепил карабин и подошёл к его автомобилю, чтобы посмотреть и поблагодарить всех, кто сидел у него в салоне. К моему удивлению, там оказались и тёща, и жена, и двое очаровательных малышей, которые тут же наперебой стали представляться как их зовут. А сидящая на переднем сидении тёща говорит:

       – А мы, пока ехали, уже познакомились с вашими сочинениями, и в интернете нашли ваше имя.
       Я даже смутился маленько, но спросил, не разочаровал ли я своих новых читателей.
       – Нет, что вы, нам очень понравились ваши стихи, теперь будем знать и следить за вашим творчеством.
       – Спасибо огромное вам за помощь и добрые слова. Дай Бог вам всем здоровья и благополучия в жизни! А вам куда ехать-то теперь?
       – Мы вернёмся назад, моя тёща живёт в Бунькове.

       Так я познакомился с добрыми и светлыми людьми, которые сделали ради меня крюк в тридцать километров. Забыть такую встречу я, конечно, не смогу и буду рассказывать о ней  своим друзьям и знакомым, как о маленьком бескорыстном подвиге дружбы с совершенно мне незнакомым тамбовским парнем. И тут же как-то забылся тот плутишка из техцентра, который буквально ни за что выковырял из моего кармана 500 рублей, Бог ему судья.

       Разных людей встречаешь в своей жизни. Но тепло становится на душе, когда встречаются люди добрые и честные, думаю, что их всё-таки больше, таких как тамбовский Алексей со своей доброжелательной семьёй.

Октябрь 2020


Рецензии
Михаил!

Ведь такой порядок, точнее - беспорядок, существует вечно. И нечего тут удивляться, а, тем более, расстраиваться! Я предпочитаю смириться с этими поборами, от этого никуда не денешься. И тогда жизнь станет спокойной и комфортной.

А дистанционные техосмотры, хоть они и дороже, я рассматриваю как избавление от унизительного расшаркивания перед хамоватым осмотрщиком. Тем более, что неисправность может возникнуть сразу же после выезда из ворот техцентра (как в Вашем случае), а может она быть глубоко скрыта в недрах машины (о чём неведомо осмотрщику), но Вы о ней прекрасно знаете и планируете вмешательство сразу же после получения желанного акта об исправном состоянии машины. Просто Вам нужно время.

Наша безопасность постоянно в наших руках, а не после беглого осмотра работы лампочек осмотрщиком.

Ни гвоздя, ни жезла на Вашем пути!

P.S. Кстати я не вижу результатов после ответа на Ваш вопрос о размещении нескольких фото на одной странице. Эту Вашу статью можно бы украсить фотографиями с телефона. Что-то не получается или нет подходящих фото?

Александр Соханский   20.12.2020 15:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за Ваше внимание! Вот получишь такое тепло, пусть виртуальное, и сразу чувствуешь локоть друга, подобно тому, что я испытал от незнакомого добровольного помощника Алексея из Пензы. Это дорогого стоит.
В отношении фото, не попробовал даже, поскольку телефончик мой NOKIA кнопочный, оцап ему недоступен (да я и не пробовал), но Ваш совет я сберегу до своего времени и воспользуюсь им.

Михаил Шариков   20.12.2020 16:27   Заявить о нарушении
С наступившим 2021-м! А что цифрового фотоаппарата у Вас не было? И на Вашем жёстком диске нет фотографий из Ваших путешествий? И нет сканера, на котором можно отсканировать фотографии из Ваших богатейших фотоархивов? Не верится в Вашу слабую техническую базу.

Александр Соханский   23.01.2021 12:17   Заявить о нарушении
Александр, спасибо за наш диалог; конечно, у меня есть и сканер, и принтер, и Nikon цифровой, и масса негативов с моего "Зоркого". Всё в работе, постепенно осваиваю то. чего не знаю, много всяких презентаций делаю для прессы, для творческих вечеров и конкурсов, более 20 изданий своих слушателей набрал и передал в издательства. К тому же времени у меня остается все меньше, надо торопиться, и так жена ругает: куда, мол, ты спешишь. "Но я не плачу, и не рыдаю..."

Михаил Шариков   23.01.2021 13:03   Заявить о нарушении
Вот это уже настоящий разговор! Успехов Вам в техническом, литературном и изобразительном творчестве.

Доброго здоровья и долгих лет плодотворной деятельности!

Александр Соханский   23.01.2021 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.