Хвост Арлекина, 6

ХВОСТ АРЛЕКИНА

                …Но за тобой тащился длинный хвост…
                Из песенки «О нашей встрече»
                (1964), автор — В.С.Высоцкий.

ПАЙЕТКА ШЕСТАЯ. ПОЛЁТ

                …Падать свободно нельзя — потому,
                что мы падаем не в пустоте…
                Из песни «Затяжной прыжок»
                (1973), автор — В.С.Высоцкий.

Моментально наполнил ноздри резкий специфический аромат озона. Этого надо было ожидать: ведь окружающая атмосфера подвергалась столь протяжённой в пространстве и времени и столь интенсивной «электрификации»! Резкость его ещё и усиливалась мощным контрастом с вонью сгоревшей изоляции.
Также ожидал я (зная свой вес), что мгновенно плюхнусь на откос насыпи, и по нему придётся куда-либо скатиться или соскользнуть. Хорошо бы не в сторону рельсов, а наоборот, хотя вагон уж`е перестал двигаться.
Но произошло совершенно немыслимое: я не шлёпнулся спиной (и не раздавил с размаху свой нетбук в заплечном рюкзачке), а оказался в каком-то довольно-таки прочном «гамаке». Или в «коконе»? Точнее сказать: в «колыбельке», ибо верхняя половина «кокона» была срезана. Чем? Кем? Как? Зачем?
«Колыбелька» слегка покачивалась с б`орта н`а борт и медленно — архимедленно — скользила вдоль тёмных окон вагона левым боком вперёд, как мне чудилось, в сторону Гомеля.
                …Нынче п`о небу Солнце нормально идёт,
                потому что мы рвёмся на запад…
Солнца не небе не было. И я не рвался ни на запад, ни в любую иную сторону света. И не испытывал желания рваться. Быть может, потому, что не имел представления о высоте полёта? Если даже она не превышает трёх метров — вывалиться из «колыбельки» и спустя четверть мгновения грянуться оземь вряд ли будет приятно.
                * — * — * — * — *
Взялся понемногу осматриваться, осторожно поворачивая голову и скашивая глаз`а.
Видел молнии как коленчатые ц`епи, составленные ярко светящимися гладкими столбами.
Видел выдвигающиеся навстречу им из почвы острия, похожие на алые шапочки крошечного подземного народца, — их следовало называть «лидерами»?
Теория гроз в горах, развивавшаяся лет 50 назад в сборниках советского альпинизма, говорила, будто «лидер» — слабый электрический разряд — проскакивает от `облака вниз со скоростью всего 150 километров в секунду, прокладывает в воздухе ионизованный путь («канал») диаметром лишь несколько миллиметров, а затем по этому «каналу» следует основной удар, возвратный (от земл`и к облаку), гораздо более быстрый (в среднем около 50-ти тысяч километров в секунду). Теория опиралась на условие разделяющихся электрозарядов. Оно утверждало: во-1-ых, земля под облаком заряжена положительно; во-2-ых, в облаке заряд — отрицательный; в-3-их, он скапливается в ч`асти `облака, обращённой к земле, тогда как верхняя его половина насыщается и перенасыщается положительными зарядами…
Логического противоречия не наблюдается, а?
Но позвольте спросить: какими же зарядами «нашпигован» основной удар? Если он бьёт из земл`и в облако — получается: положительными? А что такое ток? — Перемещение (переход) электронов, сиречь мельчайших частичек, заряженных отрицательно. Об этом знали ещё те древние греки, которые забавлялись, натирая стеклянные вещицы шёлковыми тряпками или куски янтаря — сухой овечьей шерстью.
И вот тут налицо противоречие.
Однако решается оно просто: основной удар молнии бьёт из нижней ч`асти `облака в землю и приносит ей чёртову уйму электронов, которые нейтрализуются в почве избытком положительных зарядов.
Всё. Дальше полемизировать ни с элементарными учебниками физики, ни с альпинистской теорией гроз не стану.
Кстати, она описывает ещё одну «зажигательную» картинку — буквально такими словами: «Первый “лидер” по дороге вниз часто ветвится, тогда и удары молний ветвятся, исходя из нескольких точек поверхности Земл`и и сливаясь вверху в один поток». Красиво…
                * — * — * — * — *
                …А я всё помню (я был не пьяный)…
Итак, «гномиковы шапочки» выдвигались и выдвигались из почвы к небу, а из неба на них рушились и рушились коленчатые ц`епи сверкающих столбов, которые хотелось погладить...
Внезапно пронизало мой мозг новоосознанное удивительное ощущение: раскаты грома утратили подобность взрывам тяжёлых авиабомб, походили на мурлыканье кота, примостившегося вечером близ ног хозяина, сидящего у камина с жарким огнём, часто проваливались за грань слышимости. Попробуйте воспроизвести звук с магнитофонной ленты, записанный при скорости «19», на скорости «9» или даже «4» — и станет понятно, о чём я рассказываю. Либо ещё проще (если у вас есть электропроигрыватель): кладите на диск старую грампластинку, рассчитанную на 78 оборотов в секунду, а он пусть делает 45 (или даже 33) об/сек, и опускайте иголку в канавку — будет не мирное мурлыканье, а недовольное бурчание какого-то гиганта — покажется, изрядно голодного.
Сопоставляя это бурчание с полированным обликом столбов, я пришёл к выводу: быстрота внешних процессов заметно снизилась!
Или скорость моего восприятия их выросла?
В любом варианте ждать окончания этой странной гроз`ы придётся, похоже, долго.
Покурить, что ли?
                …«Ах, — вспомнят, — вы ведь долго не курили!..»
                * — * — * — * — *
Принялся шарить руками по карманам.
И обнаружил — о ужас! — что не чувствую ни рук, ни карманов.
Приподнял голову, чтобы проверить-установить: куда они делись?
И опять накатила волна ужаса: их попросту не было!
Перевёл взор дальше — к месту, где ожидал увидеть н`оги.
Ни одной!
                …Поглядел бы ты, товарищ,
                на себя со стороны…
Изловчился выскочить из «колыбельки» на полметра вверх.
И увидел: в «колыбельке» пусто. Да и сама она — как те «таукиты»:
                …то явятся, то растворятся…
Крикнуть им в запале то, что кричал герой-космоплаватель Высоцкого, и плевать, как переведёт кибернетический гид?
Ан ведь и голосом тоже не владею:
                …Но не дал Бог г`олоса — нету, как на грех!..
И ком`у кричать? В какую сторону горизонта обращаться?
Вот это влип я — непонятно: в мёд, в дёготь или во что похуже?
Которое похуже — отвратно воняло бы. Но запахов я не воспринимал. И не различал. За исключением озона.
Сколько всех должно быть органов чувств у человека? — 5?
Зрение и слух мои вроде бы работают.
Обоняние — вроде бы тоже. На троечку.
Что там ещё в списке остаётся? — Вкус (гастрономический) и осязание.
С осязанием ясно — отсутствующие р`уки не могут что-нибудь ощупать и решить: оно шершавое? Ребристое? Скользкое? Мохнатое? Если б всё-таки погладить те молниевые столбы, чтобы определить: они действительно гладкие? Нечем, нечем дотянуться до них…
А как разгадать в этой ситуации: сохранилось ли чувство вкуса?
О, эврика: в моих зубах одна из старых пломб (поставлена ещё при Советах в Ленинграде) — металлическая (чуть ли не свинцовая) и время от времени «кислит». Была она дешёвая, но оказалась очень долговечной. Хорошо, что не согласился менять (предлагали в августе). План такой: во-первых, если я её нащупаю языком — узн`аю, что осязание работает. Во-вторых, если «кислит» — то и за вкус буду спокоен.
Вы могли бы сочинить другой план?
                * — * — * — * — *
Сделано!
Н-ну-с, итог — 5:0 в мою пользу. Словно у Аргентины с Ямайкой. Неплохо, неплохо…
Что ж дальше?
Возвращайся в «колыбельку», Деда Туля, и придумывай: как из этой вязкости выбраться. Без паники.
Начну, пожалуй.
                * — * — * — * — *
Исходное предположение: всё это — сон (хотя, возможно, «такое не приснится и Стругацким»). Кошмарный, но без особых неприятностей: меня никто не преследует, чтобы сделать жертвой своих порочных наклонностей, не угрызает пустозвонными семейными упрёками, не «шьёт» ни святотатства, ни лжесвидетельствования, ни дезертирства, ни нарушения субординации, никакого (даже с`амого липового) уголовного д`ела…
Всё то, о чём Владимир Высоцкий рассказывал в своём стихотворении, начатом словами «Дурацкий сон, как кистенём, избил нещадно…», к моему нынешнему положению не клеится. И другое стихотворение — «Сон мне снится — вот те на…», описывающее тяжбу с вампирами, — тоже сюда не «стреляет». Наверняка у В.В. есть ещё произведения (и немало!), в которых так или иначе затрагивается или обыгрывается тема сна… но сейчас их я вспомнить не мог. (А вы вспомнили бы?)
Обратился мыслями ко второму своему любимцу — Стан`иславу Лему. У него в цикле «Сказки роботов» («Bajki robotow») есть «Сказка о короле Мурдасе» («Bajka o krolu Murdasie»). Главному её герою примерещилось сновидение о заговоре, имеющем целью убить венценосца. Наутро Мурдас сказал себе: «Сон — морока, да и только» (и был, пожалуй, прав!). Но оно повторилось в следующую ночь — тогда он испугался и решил, что лучше всего заснуть бы и пригрезить себе контрсон, монархический, верный до гроба, с развевающимися знамёнами. Получилось наоборот — приснилось усиление убийц и разрастание их арсеналов. Стал Мурдас просып`аться, а далось пробуждение дюже нелегко — и когда он очнулся совершенно, ужасное в нём зародилось подозрение: вправду ль вернулся он к яви или пребывает в другом сне, испытывая только видимость бодрствования? И н`ачал он впадать из сна в сон, и заблудился в них, и не смог выбраться, и от перенапряжения усилий сверкнула вспышка, и поглотило Мурдаса пламя не снящееся, а настоящее, и распался он (ибо был электронной машиной, разрастившей себя на всю столицу) на сто тысяч кусков, на сто тысяч снов, которых уже ничто, кроме пожара, не связывало, и полыхал долго…
Ещё один мой любимец — Воннегут Курт-младший — пис`ал ли что-нибудь про страшные сны и методику выпутывания из них?
Пустился я силиться, чтобы понять: какой предшествующий сон привёл меня в этот?
Безуспешно.
                * — * — * — * — *
Надо поменять исходное предположение. Пусть будет не сон, пусть будет… полёт. Зацепляюсь за тот краткий миг между ударом в лоб, полученным от Сашиного аккордеона размера 7/8, и неожиданным скорым финишем в уютной «колыбельке».
Что рассказывали о полётах классики?
Полётов — много (если отсчёт вест`и хотя бы от русского отчаянного патриота-изобретателя, выходца из Н`ерехты, то есть костромича Кряк`утн`ого, который на с`амом деле, как установили ещё в 1951-ом год`у эксперты Библиотеки Академии Наук СССР, был не дьяк и не подьячий, а крещёный немец Ф`урцель, причём фамилия эта происходит от грубого сл`ова «furzen», и в мягком переводе оно означает «испускать газы»; интересно было бы ознакомиться с фамилиями этих экспертов).
И классиков — много.
Который мне по нраву?
По нраву мне Александр Александрович Бушков, плодовитый житель Красноярска. «Плодовитый» — не в смысле «обременённый больш`им числом собственных детей», а в смысле «напис`авший (и издавший) огромное количество произведений, преимущественно прозаических». Среди них есть цикл «Свар`ог» в жанре героической фантастики, насчитывающий около 20-ти романов (а если приплюсовать ещё и те, которые Ал-др Ал-дрович «стесняется» признавать своими, — будут все 25). В первом же томе приключений Свар`ога отправил его автор в полёт сквозь переплетение кружащихся цветных линий и лент, сквозь темноту, полыхающую языками багрового пламени, сквозь колючие вспышки мертвенно-белого света, сквозь адский смрад и стон неведомо куда. На пути разные голос`а и чудовища назойливо требовали, чтобы Свар`ог назвал своё имя, — он в ответ обругал «приставучек» оскорбительно, а под конец начертил в воздухе крест и вскричал без вежливости: «Сгинь, нечистая сила! Сгинь, рассыпься!»…
Ругаться не могу, и не то чтобы слов подходящих не знаю — голос мне мой неподвластен.
Молиться? Не вслух? В душ`е? — А где она у меня сейчас? Не чувствую.
Положить крест на себя — рук не имею.
Отпугивать крестами нечистую силу? — Опять же рук нет… Да и увидать бы её сначала…
И загрустил я, как царь в известной кинокомедии: «Оставь меня, старушка, я в печали…».
                * — * — * — * — *
Тут, будто по щелчку пальцами, прекратились удары молний, утихли раскаты громов. Я скосил глаз`а: гроза стремительно уходила из зенита (опять же непонятно куда), освобождая небосклон. С востока выплывала Луна. Выплыв целиком, она озарила картину, вызвавшую у меня воспоминание об одной из любимых песен покойного отца:
                Угрюмый лес сто`ит вокруг стеной,
                сто`ит, задумался и ждёт…
Отец говорил: это — каторжанская песня, он её выучил от деда, а тот родился ещё в XIX-ом веке. (Досадно, что умер неизвестно когда и неизвестно где, «схлопотав десятку» ИТЛ с конфискацией всего имущества в 1933-ем, — участник группы расхитителей колхозного добр`а, видите ли. Как он, 46-летний мужчина, один из первых учителей маленькой сельской школы в Северном Казахстане, уважаемый всей деревней за грамотность человек, оказался среди этих расхитителей, имевших за плечами всего 22—34 г`ода и годившихся ему скорее в ученики, нежели в подельники?)
И ещё одну песню напевал иногда отец:
                Динь-бом, динь-бом — слышен звон кандальный.
                Динь-бом, динь-бом — путь сибирский дальний.
                Динь-бом, динь-бом — слышно: там идут,
                нашего товарища на каторгу ведут…
С этой боль-мень всё ясно: стихи сочинил ещё при императоре Николае I-ом Павловиче Романове граф Толст`ой, но не Лев Николаевич, а его троюродный брат Алексей Константинович (который напис`ал роман «Князь Серебряный» и объединился с парой братьев Жемчужниковых, чтобы породить Козьму Пруткова). Он же к ним будто бы и мелодию придумал?
А про «Угрюмый лес…» не было у моего отца никакой подробной информации. Зато была грампластинка — чёрная, старая, тяжёлая, — и на ней запись этой заунывщины в исполнении крестьянского хора под руководством Пятницкого Митрофана Ефимовича. Про год записи не могу сказать ничего. И про год создания песни — ровно столько же, м-м-да…
                * — * — * — * — *
Свет Луны был бел и необычно ярок — оттого ли, что гроза промыла воздух? Но ведь дождя она с собой так и не принесла.
Картина, которую он озарил, — вот: железнодорожное полотно с блестящими рельсами, по обе ст`ороны его свободное от растительности пространство шириной метров по 40 (немцы заботились о его очистке, опасаясь партизанских подрывников, а сейчас, наверное, просто полоса отчуждения? Или болото?), вагона не вижу, людей тоже, ни зверей, ни птиц, ни насекомых, тишина…
Внешнее очертание «ночного солнышка» — практически абсолютно безукоризненный круг, что и не удивительно: совсем недавно состоялось полнолуние. Когда именно? Сейчас субботний вечер 24-го ноября 2018-го. Или уж`е перевалило текущее время в воскресенье 25-ое? Нет ни наручных часов, ни мобильника, чтобы уточнить. А почему cие важно? — У эзотериков есть такой закон: если полнолуние пришлось на 15-ый лунный день, то в последующие 2 недели ваши эмоции будут взбудоражены, взвинчены. Если на 16-ый — наоборот: мир, равновесие, спокойствие, удовлетворённость…
Когда же, когда же состоялось полнолуние?
Перед отъездом я смотрел астрономическую таблицу на ближайшие полмесяца.
Напряг мозги (или тот комок сознания, который от них оставался) — и…
И наступила тьма бескрайнего бесчувствия.

                К р а й    ш е с т о й    п а й е т к и

© Аффтар, 2020.

© Явные и неявные заимствования из текстов произведений В.С.Высоцкого даны здесь с опорой на расшифровку магнитозаписей, датируемых 1962-ым, 1964-ым, 1966—1967-ым, 1971—1973-им, 1978—1979-ым гг.

Сокращённое изложение «Сказки о короле Мурдасе» дано здесь с опорой на публикацию с пометой «© Константин Душенко, перевод, 1988, 1993».

Пассаж о полёте Свар`ога дан здесь с опорой на текст глав`ы первой «Он идёт» ч`асти первой «Милорд» романа «Рыцарь из ниоткуда» (автор — А.А.Бушков, © «ОЛМА-ПРЕСС», 1999, © Издательский Дом «Нева», 1999).


Рецензии