Русский язык п Православие

Я редко пишу статьи на хайповые темы. Не хочу гнаться за ажиотажем и предпочитаю идти своим путём . но тут, да простит меня читатель за нелитературное словцо, пропёрло.
Я  далеко не христианин, и уж подавно не православный. НО!! Меня не может не волновать вопрос церковного языка в Православной Церкви. Почему? Потому что мне как россиянину и русскому человеку не безразлична судьба моего народа и моей страны, моей культуры. И я не понимаю, почему русскоговорящий, русскодумающий человек не может молиться на доступном и понятном ему языке? И я бы понял, если бы речь шла о некой незначительной доле мигрантов в чуждой стране, скажем в США или АОЭ. Но речь идёт именно о том что русскоговорящие, в своей стране, на своей территории по какому-то непонятному стечению обстоятельств  не имеют права молится на своём родном языке. Почему? Я бы ещё понял если бы, скажем, узбекам запретили справлять намаз или евреям праздновать, скажем, Пурим- всё же они являются этническим меньшинством. Но когда русскоговорящим, думающем на русском, которые составляют большинство населения РФ запрещают молится на понятном языке…
Часто слышу лозунги вроде «православие- наше всё». «Русь, храни Веру Православною». «Россия- страна православная». И при этом службы не проводятся на русском языке, что мешает простым людям больше про это самое православие узнать. Ведь если человек захочет узнать больше о православии, то скорее всего он пойдёт в храм. И услышит он там, простите, какую-то тарабарщину, которая для его уха чуть более понятна чем какие-нибудь мантры или песнопения шаманов Якутии. И человек почувствует себя полным болваном и с вероятностью 60% в храм больше не пойдёт, ибо кому охотно себя полным болваном чувствовать? И, он , возможно пойдёт куда-нибудь ещё, скажем к протестантам- где проповедуют и служат на понятом языке. Всё же много людей сегодня живут не в деревне где всего одна церковь и один дьячок и пойти сегодня есть куда. А простой человек идёт туда, где ему всё понятно. И это может быть любое место- но уж увы, не православный храм.
А это печально. Ведь за прошедшие века Православие накопило множество богатств. Это и церковное песнопение, и храмовая архитектура, и жития Святых, и творения русских религиозных философов, и иконопись и живопись отца Сергия Семакова. И вот все эти богатства остаются невостребованными для людей русской культуры. А почему? Потому что захотел человек узнать что-то о православии, пришёл в храм, послушал проповедь на языке чуть понятнее санскрита, расхотел узнавать что-то о православии. И эти самые богатства православия, о которых я говорил выше оказываются ему не нужны- только потому что он услышал непонятный язык и это его отвратило копать в глубину.
Вспоминается ситуация с рабами, которых в своё время пачками вывозили из Африки  на американские плантации. Рабов этих насильно заставляли отречься от своей веры и принять католицизм. Однако хитрые хозяева плантаций не потрудились давать им читать Библию, дабы вчерашние африканские язычники прочитав её не поняли что рабство- это не совсем то, чему учил Христос. И африканские невольники, оказавшиеся не менее хитрыми чем их хозяева-плантаторы, внешне соблюдали католические обряды а в тайне молились своим  африканским богам. Так возник культ Вуду, вернее одна из его разновидностей. И у меня возникает вопрос- а не случится ли то же самое с Православием? Не  будут ли люди ходить в православную церковь на службу, слушать слова на непонятном языке и при это вести совершенно не православную жизнь? Хотя о чём это я? Такое уже происходит.
Лесков как-то сказал что Русь была крещена но не была просвещена. Пора бы уже это исправить. А для этого надо говорить с людьми на понятном языке. Ведь сказано: «в начале было Слово»
10 марта 2020, Москва


Рецензии