Разговор с внуком

               
- Слушай, Боря, почему ты уже не раз повторяешь, что очень боишься за будущее нашего поколения?
   Димка обращается ко мне по имени, что мне нравится, т.к. сближает нас, создаётся атмосфера большей близости.
- О, это разговор очень непростой и долгий. Но ты уже взрослый, бар-мицва (тринадцатилетие) уже давно позади, и, наверно, пришла пора поговорить серьёзно. Ты готов к такому разговору?
- Готов.
- Тогда наберись терпения и слушай. Вы живёте в 21 веке, веке полной компьютеризации, роботизации и автоматизации всех областей жизни. Почти все проблемы решаются мгновенно, нажатием на клавишу компьютера или другого управляющего устройства. Все познания черпаются в интернете, значительная часть развлечений – оттуда же. Вся жизнь базируется на помощи интернета. В этой области достигнуты потрясающие успехи, и с невероятной скоростью открываются всё новые и новые возможности в абсолютно всех областях жизнедеятельности человека: в науке и технике, в медицине, строительстве и т.д. Всё это облегчает и улучшает качество жизни. Сейчас даже решения по многим важным вопросам принимает не человек, а компьютер. Точнее, заложенные в него программы. Всё это прекрасно. Кажется – живи и радуйся.
  Но есть в этом другая сторона прогресса, которая меня просто пугает. Современный человек стал заложником интернета, компьютера. Представь себе, что на нашей планете произошёл крупный катаклизм, какие уже бывали (и, несомненно, ещё будут). Что-то типа того, что называют всемирным потопом. Человечество мгновенно окажется без электричества, а компьютеры превратятся в куски железа и пластика. Всё! Конец света. Даже все современнейшие ракетно-ядерные вооружения превратятся в железный хлам. Ведь современный человек без компьютера не может жить. Не работают банки, останавливается транспорт, не летают самолёты, не работают все системы управления (на аварийном электропитании долго не продержишься, тем более, что и оно в значительной степени компьютеризировано). Вы не знаете и не умеете ничего, что бы позволило выживать в примитивных природных условиях. Даже таблицу умножения, не говоря уже об извлечении корня или логарифмировании. А как жить в условиях отсутствия электричества? Холодильники, стиральные машины, пылесосы и прочая бытовая техника становятся ненужным мусором. Я уже не говорю о жильцах небоскрёбов, которые останутся без лифтов.
  В этих условиях современный человек становится совершенно беспомощным и не приспособленным к выживанию. Вот почему меня очень беспокоит ваше будущее. Рано или поздно положительные стороны цивилизации превратятся в минусы. Люди средних веков и даже мы, люди 20 века, были более готовы к катаклизмам, чем вы, нынешние. Лучше всех окажутся готовы к выживанию в такой ситуации какие-нибудь дикие африканские племена. Именно они, дети дикой природы (или дикие дети природы), со своими луками и стрелами и умением выживать станут хозяевами на планете, а бывшая цивилизация довольно быстро скатится до их уровня. Человечество обязано осознать это и уже сегодня начинать «стелить соломку», чтобы мягче было падать. Ведь природа постоянно предупреждает нас о грозящей катастрофе, «насылая» землетрясения, извержения вулканов, цунами, смерчи и т.п.
- Ну, ты меня совсем запугал, хотя резон в твоих словах есть. А как жили вы, когда не было компьютеров и интернета?
- Это не так просто представить и понять современному человеку.
- Расскажи, я попытаюсь представить себе это.
- Хорошо. Давай сыграем в такую игру. Попробуем восстановить один день 70 лет назад таким, каким он был у меня. Согласен?
- Давай.
- Предварительно отмечу, что речь идёт об обычном провинциальном городе. Это важно знать, т.к. в сельской местности дело обстояло ещё хуже, чем в городе. Итак, ты проснулся утром и… Что делаешь?
- Иду в туалет.
- А где этот туалет находится?
- Я не понимаю вопроса.
- Объясняю. В те времена туалеты были не такие, как сейчас. В большинстве случаев туалеты находились на улице и представляли собой деревянную будку, в которой не было унитазов, а была дырка в полу, через которую и надо было оправляться. Такие туалеты есть и сейчас в некоторых сёлах. Возможно, ты их видел. Извини, что я вдаюсь в такие подробности, но этого не избежать, если мы хотим восстановить реальность. Итак, едва расклеив глаза после сна, ты бежишь в туалет. А если на улице снег или дождь и бежать надо по грязи? Позже, когда я служил на севере, приходилось бегать и при температуре ниже 30 градусов. Таким образом, утренний поход в туалет, с которого начинался день, превращался в целое событие.
Что ты делаешь после посещения туалета?
- Умываюсь.
- Где? И как?
- Открываю в ванной кран и умываюсь.
- А у нас не было ни ванной, ни крана. Воду домой надо было принести из водосборной колонки, которая находилась в 400 метрах от дома (у некоторых и дальше). Надо было взять два десятилитровых ведра и принести из колонки, у которой часто была очередь, воду и для умывания, и для хозяйственных нужд. Затем наполнить рукомойник водой. И только после зтого можно было умыться. Рукомойник крепился на стене. Это такая небольшая ёмкость, у которой снизу находился штырь-клапан. Когда нажимаешь снизу на этот штырь, из рукомойника текла вода, которая накапливалась в ведре под рукомойником. Разумеется, расходовать воду надо было экономно, чтобы пореже бегать за ней. Итак, ты умылся. Представил себе эту картинку? Даже мы, жившие, по тем временам, привилегированно (папа был командиром части, подполковник на полковничьей должности) не имели ни водопровода, ни канализации.
- С трудом. .
- Что дальше?
- Завтракаю.
- О меню говорить не будем. На чём мама готовит завтрак?
- На газовой плите.
- А в наше время таких чудесных плит не было. Готовили либо на примусе, либо на плите, которая топилась дровами. Позже – на электрических плитках.  Примус – это такое относительно небольшое оригинальное переносное устройство, в которое заливался керосин. Он обеспечивал возможность горения одной конфорки.  Т.е. приготовление, скажем, обеда было делом продолжительным и весьма трудоёмким. А чем вы моете посуду после еды?
- Горячей водой из крана и моющими средствами.
- А где берёте воду?
- Как где? Из крана.
- Вот видишь. А в наше время никаких кранов не было. Помнишь, ты принёс воду из колонки? И если нужна была горячая вода, её надо было подогреть на плите, примусе или электроплитке. Никаких моющих средств не существовало, кроме хозяйственного мыла. Так что мытьё посуды было делом тоже не простым. Ну, как тебе начало дня? Впечатляет?
- Да уж, трудновато.
- Конечно, современному человеку представить это очень трудно. Вода нужна для умывания, для приготовления пищи, для мытья посуды, для стирки, для купания (кстати, тоже в тазике). Даже если семья только из четырёх человек, набегаешься за водой. Даже значительно позже, когда  сам был уже офицером, считалось большой ;дачей получить квартиру с водой и туалетом.
  Кстати, ты интересуешься с утра погодой, новостями?
- Не всегда.
- А как ты получаешь эту информацию?
- По-разному. Радио, телевизор, мобильник.
- А в те времена и слов таких не существовало как телевизор и мобильник. А радио было, но совсем не такое, как сейчас. Его называли тарелкой, т.к. оно походило по форме на тарелку. Вот такая чёрная тарелка висела на стене и круглосуточно транслировала единственный существовавший канал, по которому сообщалось всё – от утренней зарядки и оперных арий до самых последних новостей. Другого источника информации, кроме газет, не существовало. Так что голова моя была забита, кроме нужной информации, всякой ерундой. Память-то была отличная. Кое-что запомнилось до сих пор. Ладно, пойдём дальше. Что ты делаешь после завтрака?
- Иду в школу.
- Не буду тебя пытать, только расскажу некоторые особенности. Во-первых, в те времена школа была ЕДИНСТВЕННЫМ источником знаний, если не считать книг. Напоминаю, что никаких википедий не было.  Сейчас вы пишете шариковыми ручками, а в те времена их просто не существовало. Все обязаны были писать только специальным металлическим пером с помощью чернил. Причём, не просто писать, как курица лапой, а писать разборчиво, красиво. Для этого были даже специальные уроки чистописания. Именно поэтому у людей моего поколения сохранился на всю жизнь разборчивый почерк. Вообще, написание чего-либо – это была целая процедура. У каждого ученика была своя чернильница-невыливайка, в которую наливались купленные в магазине фиолетовые чернила. Неразливайкой она называлась, потому что имела особую форму, не позволявшую чернилам разлиться, если ты нечаянно опрокинешь её (такое случалось часто). Вот эту самую чернильницу мы носили с собой в школу вместе с тетрадями. В наше время не существовало калькуляторов, все расчёты надо было вести вручную. Мы знали назубок таблицу умножения, извлекали корни и проводили другие математические операции, которые вы без калькулятора и компьютера выполнить не можете.  Выводили какие-то теоремы, которые, как нам тогда казалось, никогда нам не понадобятся. Но именно благодаря этому мы научились логически мыслить, искать во всём причинно-следственные связи, а это в жизни просто необходимо. Об особенностях школы нашего времени можно рассказывать очень много. Например, то, что были школы мужские и женские, т.е. мальчики и девочки учились в разных школах, так называемая система раздельного обучения. Это накладывало отпечаток на наше мировоззрение, на наше отношение к девочкам. В старших классах стали возникать отношения с девочками (общие компании, танцы, вечеринки и пр.). Именно тогда у нас начало вырабатываться рыцарское, джентельменское отношение к женщине, которое в большей или меньшей степени стало частью нашего сознания. У меня в уме не укладывается, как можно ударить женщину или материться в её присутствии. Твоя бабушка, несмотря на мои заявления, до сих пор не верит, что я умею материться. Конечно, и в моём поколении попадаются выродки типа Жириновского, способные поднять руку на женщину. Но это исключение из общего правила. А вот такого, чтобы здоровые парни дубинками избивали женщин, да ещё несколько битюгов против одной…  В наше время такое было невозможно. Они бы стали объектом общего презрения, побоялись бы вообще на люди показаться. Я отвлёкся: невольно сравниваю прошлое с днём сегодняшним. Ну, а чем ты занимаешься после школы, когда возвращаешься домой?
- Смотрю телевизор. Или ищу что-нибудь интересненькое в интернете. 
- Но телевизора нет. И интернета нет, даже слова такого не существует. И смартфона нет. И простого мобильника тоже нет. По телефону связаться ты тоже ни с кем не можешь. Потому что телефоны были только у очень небольшого количества больших начальников.
- А что же делать?
- Вот именно эту проблему ты и должен решить. Причём, не на один день, а на каждый день на многие годы. Итак, думай и выдавай идеи. Чем ты сейчас займёшься?
- Ну, уроки надо сделать.
- Молодец. Дальше?
- Не знаю.
- Постарайся представить себе, что живёшь не в сегодняшнем дне. Что всего, к чему ты привык, не существует, ты живёшь в другом мире, в мире, в котором нет всех современных средств связи и медиа.
- Но люди-то остались! Пойду к друзьям.
- И чем же вы будете заниматься?
- Разговаривать на разные темы.
- Несколько часов болтать? И так изо дня в день?
- А что же ещё?
- Это коренной вопрос. Чем мы могли заниматься? Во-первых, как ты правильно отметил, друзья. Дружба, верность ценились очень высоко. Ты сам видишь, что мы, старики, спустя десятилетия продолжаем поддерживать дружеские отношения со своими однокашниками по учёбе в школах и ВУЗАх Во-вторых, мы часами играли в различные, нами самими придуманные игры. Все эти игры были спортивными, хотя мы об этом не подозревали. Слова этого мы не знали, но по факту они способствовали нашему физическому развитию. Игры мы придумывали сами, потому что время было послевоенное и жили люди очень бедно. Даже в футбол гоняли самодельный «мяч», сделанный из тряпок.  Представляешь, шар, набитый тряпками? Он был очень тяжелый, и бить его было очень больно. К тому времени, когда мы дошли до старших классов, появилась ;же возможность играть в волейбол, баскетбол и другие спортивные игры. Появились спортивные школы, в которых в свободное от учёбы время можно было заниматься различными видами спорта (я занимался спортивной гимнастикой). Дальше. Чтение книг, расширявших наш кругозор, уносивших нас в разные страны, формировавших наше мировоззрение, наш менталитет. Не зря в наше время писателей называли инженерами человеческих душ. Это не просто фраза, а реальность. Влияние книг было огромно. Не зря Советский Союз называли самой читающей страной в мире. Везде, в метро, трамвае, автобусе  можно было увидеть одну и ту же картину – люди читали. Читали сидя на сиденьях и стоя в проходах, использовали каждую свободную минуту для чтения. Книги (разумеется, хорошие) пользовались невероятным спросом. За ними стояли в громадных очередях, покупали на чёрном рынке, в библиотеках существовала очередь на книги. В бедной, голодной стране спрос на книги был не меньшим, чем на еду. Они удовлетворяли духовный голод людей.
  Кроме этого люди объединялись ещё по интересам, по увлечениям. Твоя бабушка, например, увлекалась театром, сыграла массу различных ролей в спектаклях Дворца пионеров (существовал такой). Были для интересующихся различные кружки: радио, рисования и пр. Короче говоря, мы не скучали, было чем заняться после школьных занятий. Прекрасно обходились без компьютеров и всей нынешней техники.
  Вам можно позавидовать: ваши возможности в познании мира и реализации своих способностей значительно расширились. Я рад видеть это, рад, что тоже немного прикоснулся к современным достижениям, прочувствовал их, так сказать, на себе.  И всё-таки немножко боязно за вас, молодых. Всё-таки все нынешние достижения (или большинство из них) – это плод нашего поколения, плод нашего менталитета. Ваше поколение уже другое. В вашей среде не в почёте чтение книг, явно меньше ценятся дружеские связи. Вы менее романтичны и более меркантильны. Во многих аспектах вы видите и оцениваете мир по-иному, чем мы. Это закономерно, каждое новое поколение отличается от предыдущего. И всё же тревожно. Может, это просто старческое брюзжание, тоже закономерное.
  А ты как считаешь?
- Не волнуйся, мир не ввергнется в катастрофу. Всё будет нормально.


Рецензии