Марк Солонин. Первым делом - самолеты...

"Новая хронология катастрофы 1941" (2010).
"Другая хронология катастрофы 1941" (2011)

Сначала пару слов о названиях этих книг. Первая является продолжением работы "На мирно спящих аэродромах…", вторая - это продолжение "Новой хронологии катастрофы". Не знаю как вам, но мне кажется, что логичнее было бы пойти по пути кинематографистов, и назвать "Новую хронологию" – "На мирно спящих аэродромах…Часть 2", а "Другую хронологию" – "На мирно спящих аэродромах… Часть 3". Так читателю было бы проще различать эти работы и разобраться, как они соотносятся с предыдущими книгами Солонина. К тому же не стоить забывать, что "Новая хронология" – это бренд группировки аферистов от истории Фоменко-Носовского, поэтому его использование для серьезных книг – не самая удачная идея. Но что случилось, то случилось.

В начале первой книги Солонин сразу же предупреждает, чтобы читатели много от него не ждали: "число вопросов, возникающих после прочтения, превышает число найденных автором ответов". Что касается первой части этой работы, то там все более-менее понятно, но практически всю вторую половину книги читатель действительно вынужден гадать, что случилось с советской авиацией в первые недели войны.

В первой из рецензируемых книг Солонин поначалу рассказывает о развитии военной авиации в СССР, Германии и Англии в предвоенные годы, с акцентом на подготовке советской авиации к войне. Готовились наши ВВС по-сталински, поэтому к войне оказались катастрофически не подготовленными: НКВД в последние предвоенные годы увлеченно помогало авиаконструкторам и громило конструкторские бюро не по одному разу; не доведенные до ума, но скоростные самолеты тов. Сталин запускал в производство, а более удачным, но менее скоростным не давал дороги, поскольку гениальный вождь считал, что скорость — это главное; в подготовке летчиков был сделан акцент на их количестве, а не на умении летать; при гигантском количестве выпущенных самолетов никто в руководстве страны не озаботился ни производством необходимого количества авиационного бензина, ни алюминия для этих самолетов, поэтому летчикам приходилось учиться летать на земле, а алюминиевые элементы конструкции на самолетах заменялись деревянными; в СССР были созданы новейшие зенитные орудия, а вот снарядов к ним не запасли... В общем, все как обычно.

Собственно, после такого начала сам читатель должен догадаться о том, почему произошел разгром советской авиации в начале войны, но Солонин переходит к  цитированию многочисленных документов со "склада пожелтевших бумажек", чем основательно запутывает читателя. Из противоречивых архивных документов единой картины происходящих событий составить невозможно. Одно ясно: не было тотального уничтожения советских самолетов на "мирно спящих аэродромах" в первый день войны. Потери после налетов немцев на аэродромы были вполне умеренные, и оставшихся самолетов должно было хватить не просто для сдерживания люфтваффе, но и для победы над немцами. Не хватило. Вместо этого бравые советские летчики (у которых как мы помним, первым делом самолеты, а все остальное потом) в первые недели умудрились потерять почти всю свою матчасть.

В целом первая книга Солонина выглядит недоделанной. Автор ищет ответы на свои вопросы в архивах, но знакомит читателей только с документами по 2-м фронтам: Юго-Западному и Южному.

ВВС Юго-Западного фронта по количеству самолетов превосходили противостоящие им силы люфтваффе в 6 раз и были наголову разбиты примерно за 20 дней (потеряли 4/5 всех самолетов). Единственный вывод, который можно сделать после изучения архивных документов – типичный сталинский бардак был характерен и для авиации. Самолеты в отчетности то появляются, то внезапно исчезают, "летают мало, не там и не тогда, когда следовало, без связи и управления, без взаимодействия с наземными войсками". Все предвоенные планы ВВС этого фронта были забыты: вражескую территорию советские летчики почти не бомбили.

В отличие от других фронтов, на Южном фронте ВВС Красной Армии в первые недели войны понесли небольшие потери, но вели себя исключительно пассивно, тоже не вспоминая про свои предвоенные планы. Эти планы предусматривали нанесение бомбовых ударов по ключевым объектам военной и промышленной инфраструктуры Румынии, включая нефтяные месторождения Плоешти, но от советской авиации румыны практически не пострадали.

"Другая хронология катастрофы 1941" начинается с места в карьер: не напоминая читателям о том, что произошло в предыдущем сезоне "сериала" о советских летчиках, Солонин начинает рассказывать на примере многочисленных архивных документов, как наши летчики встретили войну в Прибалтике. Все выглядит так, словно читатель взял в руки второй том единой двухтомной работы, но в самой книге об этом свидетельствуют только пара редакторских ляпов (к примеру, глава вторая начинается со ссылки не на предыдущую главу "Другой хронологии", а на одну из глав "Новой хронологии"). В  аннотации "Другая хронология" названа просто продолжением, хотя стоило бы указать, что ее следует читать только вместе с "Новой хронологией катастрофы" – без первой работы она как одна штанина у брюк.

В "Другой хронологии катастрофы" Солонин рассказывает о том, как воевали в первые дни войны ВВС Северо-Западного и Западного фронтов. Во второй книге архивных документов еще больше, чем в первой, поэтому вряд ли ее можно порекомендовать для чтения широкому кругу читателей. 

Что произошло в Прибалтике с советской авиацией, точно установить по сохранившимся документам невозможно: по какой-то причине ВВС Северо-Западного фронта были приведены в боевую готовность за пару дней до войны (в отличие от других фронтов); множество советских самолетов 22-23 июня регулярно вылетали на бомбежку вражеских войск (хотя некоторые авиационные полки совсем не участвовали в боевых действиях), но наземные войска вермахта советской авиации просто не заметили; после двух дней боев большую часть своих самолетов ВВС фронта утратили ("сотни самолетов пропали, вовсе не оставив никаких следов в документах").

Единственная разумная гипотеза, объясняющая произошедший разгром ВВС Северо-Западного фронта - хаотичное перебазирование советских авиаполков подальше от наступающих частей вермахта, что подтверждается рядом документов и послевоенными воспоминаниями. Перебазирование правильнее назвать бегством, при котором бросались самолеты, боеприпасы и прочее имущество. Через 3 недели в ВВС фронта из 1100 самолетов осталось 115…

Примерно то же самое происходило и на Западном фронте. Отдельные части  и здесь пытались воевать в первые сутки войны, но это у них получалось плохо: бомбардировщики осуществляли бомбежку с больших высот и не поражали намеченные цели; истребители занимались прикрытием своих аэродромов, но неудачно; бомбовозы летали без сопровождения истребителей, поэтому немецкие истребители делали с ними, что хотели…

В конце второй книги Солонин повторил выводы, которые он сделал в своей книге   "На мирно спящих аэродромах…". Та работа была основана на ранее опубликованных источниках, но архивные изыскания Солонина лишь укрепили его в своих первоначальных выводах. Таким образом, если вы прочли "На мирно спящих аэродромах…" и книга показалась вам вполне убедительной, то нет смысла штудировать еще и "Хронологии" Солонина.  И так ясно, что разгром ВВС Красной Армии произошел потому, что "эта империя воевала, как жила. И жила – как воевала".


Рецензии