Счастье по кусочкам. Ч. 3. Так вот же оно, счастье

Глава 1.И опять всё с самого начала.

(Иллюстрация взята из интернета.)

 И всё, казалось хорошо, только вот развалили СССР. Компартия ушла в подполье. Пришлось и Тане со своим сожителем выйти из членства. Она к тому времени уже окончила институт и полгода работала ИТР. А теперь цеха на заводе закрывались один за другим. Настал черёд закрыть цех химической промышленности. Оба они остались без работы. Денег нет, кушать хотят дети. К этому времени дочь Наташа уже училась на швею.
Родители Владимира имели в городе своё ателье, и теперь перешли шить казахские костюмы, пришлось и Тане научиться шить. Теперь она изготавливала к этим костюмам шапочки. А зимой перешли на изготовление зимних головных уборов. Подрабатывали с Владимиром и челноками. С Алма-Ата привозили товары, а на местном рынке продавали с небольшой наценкой. Родители Владимира не очень хорошо воспринимали Татьяну, особенно мать. Она при каждом удобном случае старалась отметить, что первая сноха ей больше нравилась. Однако сын не обращал никакого внимания на материнские замечания. Он просто любил эту женщину, которая также полюбила его. И он дал ей то, что до него никто из мужчин не сумел дать. Он поднимал её на такие высоты, с которых возвращалась окрылённая и счастливая. Теперь и она поняла, как можно летать на седьмое небо, невзирая на поры года.
Как-то мать Владимира уехала по делам в Россию, на село к родственникам. Вернулась оттуда с большой задумкой, купить там дом и открыть на селе своё дело. Домов было много, так как немцы уезжали в Германию и продавали свои жилища недорого. Посовещались и решили ехать. Купили один дом, начали собирать вещи. Но тут дочь Наташа встала на дыбы и категорически отказалась уезжать, этому способствовала и мать Татьяны. Как-никак уговорили, чтобы немного, хотя бы пару месяцев пожила в деревне, присмотрелась бы, а там видно будет.
Но жить в одном доме было сложно. Одну комнату занимали родители Владимира, вторую Татьяна с их сыном, а большую – дети.
Татьяне пришлось полностью освоить швейную машину. Она научилась не только вышивать, но и шить всё, что только можно. Пришлось это сделать, чтобы не умереть с голоду. В колхозе работы по их специальности, приобретённой годами учёбы, не было. Ответ председателя был один – ферма, и уход за скотом. Это их не устраивало. А вскоре Наташа упорхнула к бабушке, не понравилось ей жить в деревне. Да и мать Владимира уехала, сослалась на то, что не может жить в неблагоустроенном доме. Вернулась тогда, когда все удобства уже были сделаны в доме. Но теперь начались новые претензии к снохе. И, в конце концов, они с мужем купили себе отдельный дом, и теперь все с облегчением вздохнули.
Но не тут-то было. Однажды пришла телеграмма от матери Татьяны, что беда приключилась с её дочерью: она беременна.
Пришлось ехать и разбираться с положением дел. Оказалось, что парень появился у Наташи, погулял, а вот жениться не захотел.
Но всё-таки и его родители, и Татьяна настояли на свадьбе. Призадумалась женщина: а вот, кажется, и не жила совсем, а скоро уже бабушкой станет…..А была ли она счастлива? Или оно, счастье-то снова вспорхнуло на одну веточку выше, оставив женщину только с сожалением смотреть снизу вверх?

Глава 2.Всё по плечу.

Да, вот же оно счастье-то! Родной человек всегда рядом. Если вдруг что-то не получается, он сердцем чувствует, бежит на помощь. Да и в постели она теперь была не подстилкой, а царицей.

В магазинах ничего почти не было. Хлеб и тот завозили с перебоями. И тогда пришлось засучивать рукава и учится работать на земле. Рядом с домом был огород. На осень вскопали, а весной посеяли, посадили что-то из овощных. В сарае завелись овцы и свиньи. Даже корову купили. А вот, что с ней, с коровой-то делать, Таня не знала. Но упорство и трут всё перетрут, молвит народная пословица. Так и случилось. На помощь, как всегда, пришли книги. Вскоре Таня стала огородником. Получалось не хуже, чем у деревенских. А у них то опыт многих поколений был за плечами. Не то, что у неё, городской жительницы. А сама она шутила, что проснулись в ней гены деда.
Владимир устроился дежурным на электроподстанцию. Будучи грамотным и целеустремлённым помог и Тане устроится туда же. Научил жену всему, что было необходимо, работая на этом участке. Она на зависть всем давно работающим там, сдала с первого захода все зачёты на допуск. И всё благодаря Владимиру. Пошла зарплата. Можно было жить немного и легче, отказались от личного подворья. Решили строить гараж, баню. Опыта в строительстве ни у мужа, ни у Тани не было. Но снова на помощь пришли книги. И постепенно они осилили стройку.

Летом помогать приезжала дочь Наташа с мужем Евгением и с маленькой дочкой, Таней назвали. И, конечно, бабушка в ней души не чаяла. В городе молодым приходилось жить туго. Особенно в первое время, когда малышка только родилась. При любом случае Татьяна срывалась и ехала, чтобы подставить своё плечо.

Случилось несчастье: умерла бабушка Дуня. Она вечером легла спать, а ночью тихо ушла в мир иной. Много добра сделала эта женщина на этом свете, не перечесть. Если бы таких людей, как она было бы хотя бы половина, то мир стал светлее и краше.

Молилась Таня об упокоении её души и просила царствия небесного. А в душе знала, что именно там, в раю, отведено бабушке место.

Мать иногда приезжала к ним, в село. Но долго не задерживалась. Видела, что Таня, наконец-то нашла своё счастье, своё место в жизни, и собиралась уезжать.

-Ты прости меня, дочь, что я не смогла в своё время быть настоящей матерью, но знай, что душа у меня всё равно была не на месте, когда ты страдала. Теперь я спокойна за тебя. А душа болит теперь за старшую, за Валю. Да и дочь её пошла по материнским стопам. Так что, я еду туда, где смогу хоть чем-то быть полезной.
 

 Глава 3. Обыденная жизнь.
Я ещё не устала жить! Удивляться и верить в чудо. Улыбаться уловкам лжи и друзей находить повсюду. Не устала дарить тепло, далеко не святому люду. Понимая: добро и зло – вечно были и вечно будут! Но, добавить чуть-чуть добра я старалась, не уставая. И фортуна была щедра, и беда миновала злая. Хоть сложны виражи судьбы, день встречаю я песней звонкой. Я ещё не устала быть (пусть в душе), озорной девчонкой!

Источник: https://women365.ru/cop619_stih-stihi-pro-dobrotu/
© https://woman365.ru


Мать Владимира. Как-то уже и смирилась с новой снохой. Перестала ставить в пример бывшую его жену. Да и отношения свои они уже с Владимиром узаконили. Свекровь иногда делала подарки сыну, и только ему. И тогда Татьяна не выдержала и попросила:
-Вы, уж если делаете подарки, то не делите нас на своих и чужих. Вначале женщина оторопела. Но потом, видимо поняла свою неправоту и прекратила делать подношения.

Вырос и сын Лёня, пришла пора служить в армии. Тут уж ей пришлось приложить немало усилий и смекалки, чтобы он не попал в Чечню. Сработало.

После армии не захотел жить в деревне, а уехал в Челябинск. Встретил девушку, женился. Она сиротой росла, бабушка воспитывала. Родилась доченька. Светой назвали. Лёня работал вахтовым методом. Поскольку уезжал надолго, то перевёз жену с ребёнком к ним в деревню. Характер у Танинной снохи был темпераментный, и иногда случались с Таней размолвки. После них женщина всегда чувствовала себя неважно, и в конце концов, с Галей поговорила сестра Владимира, поставила строптивую сноху на место. Та сорвалась и без объяснения причины, уехала с ребёнком обратно к бабушке. Для Тани это был настоящий удар. Они с Владимиром привязались к малышке. Да и не считала себя виноватой ни в чём. Даже дочь Владимира, когда лето проводила у них, всегда говорила:
-Тётя Таня, я тут отдыхаю. Атмосфера у вас душевная. В семье царит любовь и уважение.

Не выдержала сердце материнское, поехала к детям выяснять отношения. Но сын сказал, что пора им самим начинать жить самостоятельно. Они сняли квартиру и попробовали эту самостоятельную жизнь. Оказалось – тяжело. И тогда привезли малышку к ним. Радости не было конца. Пока в садике не было места, девочка два года росла у них.

А вот бывшая жена Владимира решила уехать в Германию к родственникам, и Владимир скрепя душой дал разрешение на то, что не возражает в вывозе за границу дочери Любы. Таня видела, что он очень страдал из-за разлуки. Она, как могла его успокаивала:
-Ведь жизнь не кончается. Теперь и сам можешь поехать в Германию, навестит дочь.
И он немного успокоился. Но пока сам не ехал, а давал возможность делать это Татьяне. Вдвоём нельзя было ехать: хозяйство нельзя было оставить, да и внучка на руках. Запомнилась поездка в Турцию со свекровью. Конечно, для Тани это было ошеломляющая поездка. Она наслаждалась чистотой, порядком в чужой стране. И неизгладимое впечатление произвело море. Одно только вносило лёгкую грусть в эту атмосферу – разлука с дорогим ей человеком.
По приезде с отдыха пришла печальная весть о том, что в Тимиртау умерла Валентина, родная её сестра. Не выдержали почки. Таня на похороны не успела и смогла помочь матери только материально.
  Удалось  ей съездить в Украину, к её приёмным родителям. Встреча была наполнена, как всегда теплом и радушием. Постарели её родственники, сдали очень. Но, как всегда в семье царили любовь и уважение. Расставались с надеждой на встречу, но события в Украине перечеркнули это стремление.

 Глава 4.Тяжёлая глава.
Казалось, что так и будет всё хорошо. Сын Леонид с их помощью купил в городе квартиру, так как родился второй ребёнок. Помогли обустроиться. Теперь внучка Света стала жить с родителями и там посещала садик. Все удивлялись тому, что ребёнок очень самостоятельный, всё делает сама, а Татьяна только гордилась. Ведь это её заслуга, вернее её и мужа.

Теперь Лёня работал уже в городе Челябинске на электроподстанции, а жена занималась детьми, и приезжали к ним в деревню реже. Но, конечно не забывали родителей. А летом приезжала дочь Наташа с мужем и дочерью. Весело становилась в их доме.

А когда дети разъезжались по своим квартирам, они были предоставлены сами себе. Подруг, как таковых у Тани не было, а так…хорошие соседские отношения. Вместе с мужьями встречались на каких-то мероприятиях. На такие посиделки готовились тщательно, кто на что горазд. А потом, за столом смаковали мужчины их стряпню и восхваляли…А что больше женщинам надо? Немного посидят за столом, а потом танцы, песни, игры…А потом тихо брели домой, где предавались ласкам. Они любили друг друга так, как будто спешили успеть….долюбить….

Вскоре стали замечать, что Владимир стал ходить, как-то совсем неуверенно. При ходьбе кидало со сторону в сторону. Некоторые перешёптывались, что мол. Прикладывается человек к рюмке. И не просто, а по-чёрному. И никому невдомёк было, что это подкралась беда.

Сначала думали, что всё образуется, пройдёт. Но тут появились такие приступы, что он в любое время мог упасть на спину, не контролируя себя. Полезли в компьютер, нашли то, что это идёт отмирание клеток мозжечка. Врачи только руками разводили, мол, не изучена болезнь. И понеслись дни наполненные болью, тревогой, поисками врачей, лекарств.

Чего только не испробовали! У каких только знатоков не побывали - всё без толку.
Ночами Таня орошала слезами подушку, а днём улыбалась мужу, старалась везде помочь, подставить плечо.
Задумывалась…….20 лет пролетело, как один миг. Это всё потому, что она теперь не жила, а как будто летала на крыльях. А что будет, когда останется с одним крылом?
И с удвоенной энергией искала пути выхода из создавшегося положения.

Глава 5.Бороться…бороться…за свою любовь.

Врачи отвели на жизнь всего пять лет. Это длинный срок и…совсем коротенький, чтобы  всё успеть, что не успели, всё сказать, что не досказали… и они старались делать это ежеминутно. Пока мог, Владимир обустраивал дом. Сделает, что-либо улыбнётся и скажет:
-Знаю, милая, как на селе без мужских рук трудно. Теперь тебе надолго хватит. Таня с благодарностью воспринимала эту заботу.
На его место, на работу взяли неопытного парня. Владимир сколько мог, передавал свои навыки. И когда тот освоил  то, что положено, то с облегчением вздохнул:
-НЕ ПРОПАДЁТ МОЙ МНОГОЛЕТНИЙ ТРУД. Всё в надёжных руках теперь.
 Да и попросил парня, чтобы при необходимости не оставил Танюшу, помогал ей.
А Таня, глядя в телевизор, когда показывали самоубийства из-за неразделённой любви, из-за пустяковой ссоры, думала:
-Люди! Что же вы делаете-то! Ведь жизнью надо дорожить. Каждым часом, каждой минутой, как делаем это мы с Владимиром.
 Здоровье ухудшалось с каждым днём. Сначала взял в руки трость. Болеть ничего ему не болело. А только постепенно отказывали органы. Только голова работала, как часы.

Тане пришлось научиться управлять машиной. И когда сын Лёня купил квартиру, то они с Володей решили ехать на новоселье. Загрузили машину, чем только можно. И подарок купили – телевизор. Уже в дороге заметили, что воздуха в колесе недостаточно, а подкачать нечем, насоса в машине не оказалось, а мастерская по ремонту в селе не работала, был выходной. Дотянули до центра села, кое-как подкачали колесо. Выехали на центральную дорогу, Таня скорость увеличила, а муж предупреждает:
-Не торопись, Таня, успеем.
А тут из второстепенной дороги выскочила газель, искорёжила всю боковину автомобиля, опрокинула в кювет, а сама без остановки скрылась из места преступления.
Но нашлись неравнодушные люди. Помогли, даже догнали преступника.
Ни у одного из них не было даже царапины, пострадала только машина. Обидно до слёз, но самое главное то, что сами остались живы, а машина – металл и всего лишь…

Таня всё время надеялась на чудо: что поправится дорогой человек. Но…нет…Становилось всё хуже. Он перестал вставать. Приходилось хрупкой женщине в 55 кг поднимать мужчину в 90 кг. Поднимала, усаживала в кресло, а сама шла на работу, чтобы в обеденный перерыв прибежать накормить, напоить, ласковое слово сказать, отогреть душой.

Пришлось купить инвалидные коляски. Две их было: одна по дому передвигаться, а вторая на улице немного покататься. С трудом пополам добились инвалидности для Владимира.
Она с ним прошла все круги ада при жизни, но ни разу не пожаловалась на свою жизнь. Врачи давно махнули рукой что хотите, то и делайте. Правда, помогала его сестра с мужем. Его мать не могла часто приезжать, так как и её муж был тяжело больным.

А тут весть пришла, что умерла матьТани. Не справился организм с пневмонией. Пришлось ехать на похороны, сказать последнее прощай этой женщине. На словах матери, а на деле…..не теперь ей было с этим разбираться. Дома ждал больной муж.

А Владимир уже и разговаривать не мог. Сделала азбуку, вырезала буквы из картона и показывала их, а он утвердительно махал головой, если удавалось угадать его желание.

Пригласили как-то священника. Как они общались, Таня не видела, однако после посещения Владимир как-то  просветлел, что ли…

Ещё прожил полтора года в таком состоянии. Всего-то не расскажешь, каково приходилось этой женщине: и горшки, и памперсы, и пролежни…

Вскоре умер его отчим. На похороны приехала дочь Владимира, Люба со своей сводной сестрой Надей. Они неделю жили у них, чем очень радовали Владимира. Так как он по-своему любил и Надю, хотя отцом её он не был.

А потом у Тани был юбилей. Ей исполнилось….60. Владимир настоял на том, чтобы был обязательно шашлычок под коньячок.

Желание исполнили: измельчили шашлык, накормила Таня с ложечки, а он как младенец улыбнулся благодарно и уснул. Гости немного посидели и разошлись.

Через месяц после юбилея, попросил, чтобы привела священника для соборования. А вышел священник и сказал:
-Замечательным человеком был ваш муж. Нет в нём ни злобы, ни зависти. Ведь такие люди нужны там, на небесах. А вас Господь не оставит в беде, передаст эту доброту и терпение детям вашим.

Потом приехала его мать, чтобы побыть последние дни с сыном.
Ночью внучка Света услышала, что дедушка плохо дышит, позвала Таню, пришла мать. Он смотрел на Таню и слёзы катились из глаз. Он уходил и прощался с ней. А она тихо с достоинством прощалась…Говорила, что она рядом…что…проводит его…туда. Он закрыл глаза и…. душа тихо взлетела.

Уходя, он знал, что скоро станет дедом, так как дочь была беременна, часто звонила им. Таня подносила трубку к уху, и он радостно улыбался, когда Люба рассказывала о своей радости. Он ушёл в мир иной удовлетворённым, оставив тут на земле свой добрый след.

Вместо эпилога.

Осенняя женщина хрупко-прекрасна.
Изящно решительна, нежно опасна.
Ей нравится дождь и опаловый вечер.
И шлейф листопада, укутавший плечи.
Она упоительно пахнет туманом,
Придымленным ветром и яблоком пьяным,
И снежные бури на крыльях уносят
Медовую, горькую Женщину-Осень.
(Сергей Ланевич)

Вот и всё….Перевёрнута и эта страница жизни. Да, она твёрдо может сказать, что теперь она любила по-настоящему и была любима. 20 лет она была под его опекой и защитой, а последние пять лет она опекала его. Вот это и была настоящая любовь.
 Даже после смерти он, как бы ограждал её от всяких неприятностей. Приходил во сне и подавал знаки не делать то или другое. Только слепа была, не понимала этого. И лишь спустя время стала прислушиваться к этим предупреждениям. Два года  она не могла отпустить дорогого человека. Но дети и внуки были рядом. Согревали своей добротой и заботой, уговаривали дать ему свободу. Пусть душа покоится с миром. Но как она это сделает, как же так?

 Однажды глянула в зеркало и увидела в нём красивую женщину. Внимательно присмотрелась и узнала в ней ту самую Женщину Осень, которую воспел неизвестный ей автор Сергей Ланевич.
И встрепенулось сердечко, и зажглись надеждой глаза:
-Ведь не всё потеряно! Я могу и хочу любить!
А раз об этом говорило само сердце, то так и случилось. Опьянённая бабьим летом, Татьяна с уверенностью шагнула в наступившую осень…..
 Я не судья этой женщине. Я только краешком коснулась её нелёгкой судьбы. И теперь хочу, чтобы она в полной мере насладилась отведённой ей осенью, пока снежные бури не остудят эти сладкие минуты.


(Я бы хотела написать в этом месте «КОНЕЦ». Но не могу этого сделать. Какой же это КОНЕЦ, если за окном у этой Женщины стоит золотая Осень?) 


Рецензии