С севера на юг вдоль берегов России. Часть 1

        Вставал на пути Магадан, столица Колымского края

Круиз "Жемчужина Русского Дальнего Востока" с небольшими до и после круизными программами.  Время поездки: 3—30 сентября 2011 года
               
                От Москвы до самых до окраин,               
                С южных гор до северных морей…               
                (И. Дунаевский, В.Лебедев-
                Кумач "Песня о Родине")
               
                Небольшая предыстория

                Мы едем, едем, едем в далекие края,               
                Хорошие соседи, счастливые друзья…               
                (М. Старокадамский, С.Михалков "Песенка друзей")               
               
     Так уж случилось, что в детстве я читал очень много книг о различных приключениях. С героями Стивенсона и Коллинза, Обручева и Ефремова, Платова и Адамова и других замечательных писателей, я ложился спать и вставал, вместе со Смоком Белью и Малышом я торил тропу на Аляске, с капитаном Немо и капитаном Гаттерасом я совершал немыслимые подвиги, и это я — Саня Григорьев — смотрел в глаза Ромашке, когда этот подлец бросал меня раненого в лесу, забрав пистолет и документы.

     Все герои любимых книг были моими друзьями, никогда не подводившими меня за всю мою теперь уже долгую жизнь. Я, конечно, понимал, что всех этих литературных героев создал талант их авторов, но воспринимал их как живых людей, совершавших настоящие подвиги. Но были книги и о реальных людях, действительных первопроходцах, подлинных героях, и этими книгами я также зачитывался, и точно также переживал всё, что там описывалось, как будто это происходило и со мной, поэтому я замерзал вместе с Амундсеном и высаживался на лёд вместе с героями-челюскинцами, и вместе с Водопьяновым, с которым судьба впоследствии подарила мне возможность встретиться наяву, летел, чтобы вывезти челюскинцев на Большую землю.

     Я восхищался подвигами землепроходцев-первооткрывателей новых земель, которые приумножали территорию нашей Родины и делали это не за деньги и почести, а по велению сердца. Я буквально бредил их фамилиями и искал, и находил их на карте мира: мыс Дежнева, и море Лаптевых, и остров Атласова, и хребет Черского, и Хабаровск, и многие, и многие другие.

    Но на одном из первых для меня мест были — Берингов пролив, Берингово море, Командорские острова и остров Беринга. Не знаю, много ли существует других людей в мире, которых удостоили бы таким количеством географических объектов, открытых ими и впоследствии названных в их честь. Великий сын датского народа, совершавший великие географические открытия во славу России и отдавший свою жизнь во имя России. Капитан-командор Витус Беринг был одним из моих кумиров, и у меня была заветная детская мечта — побывать в тех краях и поклониться праху великого Капитана.

     Детские мечты надо пытаться осуществлять, эту истину я всегда старался воплотить в жизнь. Но мечта о посещении Командорских островов оставалась мечтой и ушла куда-то глубоко-глубоко, в разряд тех неосуществлённых планов, почти химер, которые или никому, в том числе и мне самому, стали не нужны, или которые в силу сложившихся обстоятельств оказались неосуществимыми. Правда, надо признаться, что, когда я окончил Менделеевский институт и, имея на руках разрешение на свободное распределение, получил предложение пойти на работу в институт Океанологии имени Ширшова, я отказался, поскольку не смог увидеть, где и каким образом я могу приложить свои способности химика-органика на борту научно-исследовательского судна в Мировом океане.

     Но вот наконец появилась возможность свободно передвигаться по земному шару, мы начали много ездить по миру в различные экзотические страны и вдруг почувствовали неодолимую потребность поездить по России, которую, к стыду своему, мы знали значительно хуже, чем какую-нибудь Турцию, Италию, Норвегию или острова Карибского бассейна. Весной 2010 года, обдумывая план поездок на следующий год и выбирая, с чего начать знакомство со своей Родиной, я твердо решил, что изучение России надо начинать с её восточных рубежей, ведь именно оттуда восходит солнце.

     Просматривая многочисленные сайты разнообразных туристических компаний, я нашёл предложение, которое буквально всколыхнуло меня: экскурсии по Камчатке и Командорским островам. Практически не раздумывая, я по электронной почте тут же связался с этой камчатской фирмой. Небольшая переписка — и все вопросы были решены: 24 июля мы должны вылететь из Москвы, соответственно, 25 прибыть в Петропавловск-Камчатский, а уже 26 вылететь на Командоры в их столицу — село Никольское. На островах мы должны были прожить не менее пяти дней, так как самолёт местной авиалинии летал именно по такому графику. Остальные дни планировалось посвятить краткому знакомству с Петропавловском-Камчатским и его ближайшими окрестностями. Мы никак не могли дождаться начала продажи авиабилетов на эту дату, и вот, наконец, в начале августа 2010 года приобрели их и стали готовиться к поездке, до которой оставался почти год.

     В апреле уже 2011 года я, скорее по привычке, чем по необходимости, просматривал в Интернете предложения различных турфирм по поездкам на Сахалин, на Чукотку и в другие районы на востоке страны. Вдруг — ох уж это "вдруг!", которое меняет все планы — так вот, вдруг я увидел на сайте чукотской компании "Нортоко" анонс круиза "Жемчужина Русского Дальнего Востока" по маршруту Чукотка — Сахалин, который должен состояться с 7 по 25 сентября на теплоходе ледокольного типа "Спирит оф Эндерби". В программу круиза включено посещение Командорских островов, Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Организатором круиза являлась новозеландская фирма "Heritage Expeditions", а фирма "Нортоко", по их собственному уверению, имела эксклюзивное право на реализацию путёвок на этот круиз на территории России.

     Безо всяких раздумий я тут же написал письмо в "Нортоко" с просьбой забронировать каюту на этот круиз. Ответа я не получил, и по прошествии нескольких дней написал повторное письмо. И снова глухое молчание. Я потратил полночи и целое утро на попытки дозвониться до Анадыря по указанным на сайте телефонам, они не отвечали. Я решил, что, возможно, это чья-то шутка, но, поискав целенаправленно, наткнулся ещё на одну похожую рекламу, по крайней мере, описание маршрута было слово в слово. На этот раз фирма находилась в Москве, но тоже утверждала, что у неё эксклюзивные права на реализацию путёвок на этот круиз на территории России. Эффект от попыток дозвониться был аналогичен первому случаю — полное молчание.

     Мне стало это очень интересно и, потратив ещё немного усилий, я обнаружил очередное аналогичное предложение от московской компании "Посейдон Экспедишнз". Я, сомневаясь, что удастся дозвониться, набрал номер телефона, который моментально отозвался: "Компания „Посейдон Экспедишнз“ слушает". Из весьма любезного разговора я усвоил один не очень приятный факт — все каюты распроданы, правда, имеется одна не подтвержденная бронь на трехместную каюту с частичными удобствами, что означало: некоторая надежда существовала, а поскольку бронь заканчивалась через несколько дней, то имелась вполне определённая вероятность на положительный результат.

     Прошли эти несколько дней, и мне сообщили, что, если господину, то есть мне, угодно, он может оформить договор на указанные туристические услуги, но имеется одно условие… ох, как я не люблю, когда мне так говорят, ведь это, как правило, практически полностью перечёркивает всё выше сказанное. В данном случае условие мне показалось каким-то выдуманным и, наверняка, не соответствующим действительности. Дело в том, что, так как круиз организован иностранной компанией и полностью проходит в российских территориальных водах, граждане России обязаны заплатить НДС в весьма немаленьком размере, так как данный круиз относится к очень недешёвым мероприятиям. "Что за чушь, — возмутился я, — они, что, там совсем нас за неграмотных держат?!" — и на следующий день мы ехали в Москву "качать" права.

     Офис "Посейдон Экспедишнз" найти было легко, он до сих пор располагается на четвертом этаже в здании, находящемся прямо напротив бывшего гастронома "Смоленский" на Садовом кольце. Солидный офис, расположенный в престижном месте, свидетельствует о солидности и надежности находящейся в ней компании, все эти признаки присутствовали и здесь. Нас очень любезно встретили, напоили чаем и ознакомили с отечественным налоговым законодательством в части, касающейся оказания услуг иностранной компанией, находящейся за рубежом, российским резидентам, действующим через российское же юридическое лицо. Действительно, в этом случае НДС платить необходимо.

     После некоторых переговоров с руководством компании нашёлся компромиссный вариант: а если заплатить напрямую в Новую Зеландию, ведь тогда этот налог платить не надо? На этом и порешили, нам выписали счёт. Единственное, так как каюта весьма дефицитна, нам предоставили всего одни сутки для осуществления платежа, что мы и сделали на следующий день. Была первая декада июня, до начала круиза оставалось чуть менее трёх месяцев.

     Как оказалось, именно в этом и состояло основное препятствие для осуществления нашей задумки. Ведь конец лета — высокий, как говорится, сезон для перелёта в северные регионы, поскольку тамошние жители возвращаются целыми семьями из отпусков. Круиз начинался из Анадыря, столицы Чукотки, самолётов туда летает не так много, и билетов в продаже не было совсем. Возникла даже угроза, что для нас круиз закончится, не начавшись, но, слава богу, в московском агентстве по продаже билетов "Белый парус" нашли вариант перелёта через Магадан, за что им огромное спасибо. Следует отметить, что перелёт через Магадан оказался на редкость удачной идеей, так как дал нам возможность познакомиться пусть и очень коротко с этим удивительным городом.

     От июльской поездки на Камчатку мы решили не отказываться, просто слегка скорректировали программу, исключив из неё перелет на Командорские острова, но это уже другая история (http://proza.ru/
              День первый, 3-4 сентября. Москва — Магадан
                (59°33,2' Северной широты,
                150°46,9' Восточной долготы)

                Лежал на пути Магадан,
                Столица Колымского края…               
                (Народная песня)
               
     Продолжительность всей нашей поездки была почти месяц, поэтому ехать в Москву на машине и оставлять её в аэропорту, на платной стоянке, не очень-то хотелось, решили воспользоваться общественным транспортом. Вылет у нас вечерний, поэтому спокойно добрались до Курского вокзала на поезде, перебрались на Павелецкий, а далее — аэроэкспрессом до Домодедово.

     Без каких-либо проблем мы вылетели в 9 часов вечера 3 сентября из аэропорта Домодедово прямым рейсом Трансаэро Москва — Магадан и точно по расписанию прибыли около 12 часов дня 4 сентября в столицу Колымского края.

     Разница во времени с Москвой составляет 8 часов. Погода была просто прекрасная, ясное безоблачное небо, 18°С, просто красота, а не погода. В аэропорту нас встречал водитель по имени Сергей из гостиницы "Магадан", в которой мы заранее забронировали на одни сутки номер, трансфер аэропорт-гостиница-аэропорт, и обзорную экскурсию по городу.

     Одним из свидетельств парадоксов, которые были присущи в строительстве новых городов и аэропортов близ этих городов в Советском Союзе, является как раз Магадан и аэропорт "Сокол", обслуживающий областной центр. И дело не только в том, что их разделяет 50 километров, дело в том, что они находятся в разных климатических зонах. Достаточно умеренный по температурному режиму климат в городе отличается постоянными чрезвычайно сильными ветрами, что делает жизнь в нём очень и очень сложной, если не сказать, почти невыносимой. Снега не так и много, температура зимой редко опускается ниже 30°С, но ветер… Вокруг города практически нет полноценного леса, карликовые деревья и стланик его окружающие, стать защитой от свирепого ветра не могут.

     В тоже время в районе аэропорта расположен поселок Сокол, где преимущественно живут лётчики военной и гражданской авиации. Так вот, там совсем другой климат: зимой значительно холоднее, но с обильными снегопадами и почти без ветра. И лес в том районе растёт практически нормальный: лиственницы и берёзки, единственно, они чуть поменьше и потоньше, чем в сибирской тайге. Но так ведь это — край географии, берег Охотского моря, а не Сибирь. В этой долине и надо было в начале тридцатых годов прошлого столетия закладывать город Магадан, но возможность строительства морского порта в хорошо защищённой большой бухте, наверное, превалировала над удобствами для проживания жителей города.

     Основанием для начала строительства города послужило Постановление ЦК ВКП(б) "О Колыме" от 11 ноября 1931 года за подписью И. В. Сталина, которое начиналось такими словами: "Для формирования золотодобычи в верховьях Колымы образовать специальный трест с непосредственным подчинением ЦК ВКП(б)…".

     В 1939 году город был построен и получил своё весьма печальное для не одного поколения граждан Советского Союза имя.

     Дорога из аэропорта до города пролегает по очень живописной местности, высокие остроконечные ещё в зелёном наряде лиственницы создавали прекрасный фон по обе её стороны, чрезвычайно оживляя длинный путь. Но вот деревья стали незаметно всё меньше и меньше. Это означало, что мы приближались к морскому берегу.

     Граница города отмечена высокой стелой и очень оригинальным памятником, полностью выполненным из бронзового прутка диаметром, на глаз, около 3 мм. Северный олень и олениха так и просили, чтобы кто-нибудь на них залез, и конечно, Саша не преминула это сделать. Она посидела и на большом олене, и на маленьком.

     Олени стоят параллельно трассе навстречу друг к другу. Это послужило основанием для бытующей в народе шутки: "Все равно, в какую сторону ты едешь, вечно олени к тебе задницей". И действительно, когда въезжаешь в Магадан, тебя встречает "большая задница", а когда уезжаешь — провожает маленькая.

     Но, конечно, не только стелой и бронзовыми оленями известно это место. На высокой сопке, с характерным названием "Крутая", у подножья которой и пролегает дорога, установлен всемирно известный памятник высотой в 15 метров. Его я неоднократно видел на фотографиях, но не рассчитывал когда-либо увидеть вживую. Речь идет о "Маске Скорби" работы Эрнста Неизвестного, памятнике в честь всех погибших в годы коммунистического террора не только на Колыме, а и во всех лагерях печально знаменитого Гулага, просто именно Колыма отражала всю квинтэссенцию лагерной эпопеи. Когда-то изображение этой работы одного из величайших скульпторов современности достаточно часто публиковали в различных средствах массовой информации.

     К памятнику ведет нормальная асфальтовая дорога, по которой мы и поднялись наверх. Это позволило нам рассмотреть всю композицию в малейших подробностях.

     Центральная скульптура монумента представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза, которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента за решеткой правого глаза человека находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён.

     Эта работа всегда казалась мне какой-то не вполне внятной, как бы не законченной, хотелось посмотреть её в полном объёме и вот, наконец, это желание осуществилось. Впечатлила грандиозность замысла, отдельные фрагменты, например, фигура распятого человека или женщина, стоящая на коленях и закрывающая лицо руками, но цельного представления я так и не получил.

     Возможно, это связано с гигантским размером и сопки, на которой установлен памятник, и самой композиции. Увидеть всё сразу одномоментно невозможно, издали — обилие мелких деталей сливается, вблизи — они зачастую кажутся разрозненными и не вполне связанными друг с другом. Но это только моё мнение и, конечно, оно не совпадает с официально признанной оценкой работы Эрнста Неизвестного.

     Монумент был открыт 12 июня 1996 года. Место было выбрано не случайно, во-первых, именно здесь у подножья сопки "Крутая" в сталинские времена находилась "Транзитка" — перевалочный пункт, с которого этапы заключённых отправляли по разным колымским лагерям, во-вторых, благодаря тому, что сопка нависает над городом и колымской трассой, памятник виден очень и очень издалека.

     Мы въехали в город, внешне самый обычный современный город с широкими улицами и бульварами, достаточно зелёный, с отремонтированными фасадами домов. Город небольшой по размерам, буквально десяток минут, и мы проехали через него насквозь и оказались на смотровой площадке, так нам назвали это место, на берегу бухты Нагаева. Залив совершенно поразил меня абсолютной безжизненностью — ни одного корабля, да что там корабля, ни одной лодки, даже самой завалящей, ни в воде, ни на берегу. Глядя на залив, не верится, что за спиной стотысячный город, такого просто не может быть, как это — на берегу моря и нет никаких плавсредств, но это мы видели воочию, и нас это, действительно, поразило.

     На этой же площадке лицом к бухте стоит памятник основателям города. С левой стороны памятника прибита металлическая пластина с надписью: "Здесь, на берегу бухты Нагаева в 1929 году, началось строительство города Магадан". Внизу расположена карта Северо-Восточной части России, то есть, изображена территория Магаданской области вместе с Чукоткой, как это и было в СССР. В центре памятника изображена группа первостроителей Севера: шахтер, геолог, рыбак, абориген, работница и другие трудящиеся.

     Кстати, бухта Нагаева в Охотском море, на берегу которой построен город Магадан, названа по имени русского адмирала Алексея Ивановича Нагаева (1704–1781), гидрографа и картографа, автора первых карт Берингова моря, а также атласа и лоции Балтийского моря.

     На этом так называемая обзорная экскурсия оказалось завершённой, и нас подвезли к гостинице "Магадан", где мы должны были переночевать, чтобы продолжить наш путь утром в Анадырь, столицу Чукотки.

     Здание гостиницы современное, следует напомнить, что городу всего семьдесят два года, и никаких других домов, кроме как современных, там просто быть не может. Так вот, в здании пять этажей, но только на двух верхних находится, собственно, гостиница, остальные сданы в аренду разнообразнейшим организациям, среди которых я увидел и артели золотодобытчиков. Очень приличный, достаточно обширный номер, в котором уже стояла дополнительная раздвижная кровать для Саши, что явилось лишним подтверждением того, что нас там действительно ждали.

     Было всего лишь полчетвёртого дня по местному времени, ложиться спать не хотелось, да и не за этим мы сделали остановку в Магадане, и мы отправились на пешеходную прогулку по городу. Гостиница расположена в самом центре города, недалеко от неё находится здание областной администрации, но, самое главное, прямо напротив гостиницы стоит величественный пятиглавый белокаменный главный Храм края — Свято-Троицкий кафедральный собор, который кроме того официально является храмом-памятником жертвам политических репрессий.

     Данный Собор — крупнейший на Дальнем Востоке православный храм. Общая площадь Собора с учётом прилегающей территории — более 9 тыс. кв. метров. Прообразом объёмного архитектурного решения Свято-Троицкого собора послужила древнерусская Владимирско-Новгородская архитектура. Свято-Троицкий собор является одним из самых высоких в России: высота центрального купола с крестом — 71,2 м.

     До 1985 года на этом месте возводили здание Дома Советов, которое так и осталось недостроенным. Металлический каркас, частично разобранный, взят за основу несущих конструкций собора. Строительство собора началось в 2001 году. Возведение стен было окончено в 2008 году. Роспись собора осуществляли мастера из Палеха, а вот две большие иконы для иконостаса, каждая высотой 3 метра, написали иконописцы Троице-Сергиевой лавры.

     Мы оказались в Магадане в понедельник 4 сентября, а за три дня до нашего приезда, 1 сентября, в городе находился Патриарх Всея Руси Кирилл, который прибыл сюда со специальной целью — освящения этого храма, так что мы опоздали всего на несколько дней, а то могли бы лицезреть Его Святейшество воочию. Как и в большинстве недавно освященных храмов, в которых нам довелось побывать за последнее время, строительство Свято-Троицкого собора не завершено в полном объеме, но продолжается, что хорошо видно с его тыльной стороны. Правда, в отличие от Белогорского и Петропавловск-Камчатского храмов, в Магадане колокола подняты на звонницу, и нам даже удалось послушать их перезвон.

      Внутреннее убранство храма поражает своей красотой, изящная роспись стен, прекрасно выполненные иконы, изумительный алтарь и диссонирующая со всем этим великолепием пустота, лишь одна женщина находилась в церкви кроме нас, правда обнадёживало, что двое нищих просили милостыню на паперти: если есть просящие подаяние, то, значит, должны быть и те, кто его даёт.

       Из храма мы пошли в сторону сквера, мимо которого нас везли до гостиницы, и на котором, как нам показалось издали, находится какой-то любопытный памятник, и, не спеша, дошли до красивой улицы, носящей имя Карла Маркса.

     В сквере, действительно, находится памятник с нетривиальным названием — "Узел памяти", установленный в честь всех магаданцев, внёсших свой ратный и трудовой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Памятник работы авторов В.Ролдугина и Н.Лущика установлен в 1991 году и представляет собой архитектурно-скульптурный ансамбль, доминантой которого является установленная на гранитном подиуме бронзовая скульптурная группа. В центре — фигура женщины с ребёнком, олицетворяющая собой Родину-Мать, вокруг неё 3 символические скульптуры: солдат, геолог и узник ГУЛАГа. Слева от монумента на декоративной стенке помещены 5 бронзовых медальонов, выполненных в технике рельефа, на которых изображены сцены, характеризующие боевой и трудовой подвиг колымчан. В народе этот памятник ласково называют "фига".

     В мае 1995 г. рядом с монументом была открыта бетонная "Книга Памяти" — плиты с выбитыми на них именами колымчан, погибших на фронте. В 2010 г. — в честь 65-летия Победы — сквер, в котором располагается монумент, был реконструирован, благоустроен и получил наименование Сквер Победы. 9 мая 2010 г. здесь была торжественно открыта стела с именами магаданцев — Героев Советского Союза.

     Мы прогулялись по этому красивому цветущему скверу, приобрели сувенирную тарелку о Магадане и решили, где-нибудь перекусить, а затем и пойти в гостиницу отдыхать. Немного, правда, пришлось задержаться у очаровательной скульптурной композиции "Тюлени", выполненной из натурального камня у входа в какую-то гостиницу, но уж больно она приковывала и не только наши взгляды, а и всех видящих её людей.

      — Простите, пожалуйста, где в вашем городе можно вкусно пообедать? — спросили мы у мимо проходящей женщины.

     Выслушав рекомендации, мы решили им последовать. Оказалось, что четкое следование указаниям случайной прохожей дало нам счастливую возможность продолжить знакомство с городом ещё в течение нескольких часов.
               
                Ты думаешь, что мне — не по годам,               
                Я очень редко раскрываю душу, —               
                Я расскажу тебе про Магадан —               
                Слушай!
                В.Высоцкий
               
     Вот как всё это произошло. В ресторанчике, в котором нам порекомендовали отобедать, и который находится на улице Ленина, работал китайский повар, готовивший китайские кушанья, весьма приличного вкуса и отменного качества. И вот, когда мы уже поели и даже расплатились, произошла удивительная встреча, которая изменила все наши планы на ближайший вечер. В зал вышла хозяйка заведения по имени Нина, русская женщина, коренная магаданка, она поблагодарила нас за то, что мы посетили её ресторан, в ответ выслушала нашу благодарность за вкусный обед и, узнав, что мы прибыли издалека, поинтересовалась нашим мнением о своем городе.

    Узнав, что мы практически ничего не увидели, она очень огорчилась, а вот когда я сказал, что очень хотел бы поглядеть на дом, в котором жил знаменитый русский певец Вадим Козин, она тут же кому-то позвонила и сообщила, что через небольшое время мы сможем посетить его мемориальную квартиру. Об этом я не мог даже и мечтать — вечером в воскресный день попасть в музей, который откроют специально для нас — всё это было похоже на фантастику.

     Тут, наверное, следует пояснить, что о Вадиме Козине я узнал от одного из своих знакомых ещё в самом начале шестидесятых годов. Этот мой приятель собирал граммофонные и патефонные пластинки великих русских исполнителей. У него была полная подборка как дореволюционных, так и первых лет после революции граммофонных пластинок с записями Шаляпина, Собинова, Лемешева, Вертинского, Морфесси, Козина и других знаменитых русских певцов начала века, и мы регулярно ставили эти пластинки на старинный настоящий граммофон и наслаждались изумительными песнями и ариями. Вот с тех пор я и полюбил эти прекрасные голоса.

     Мы забежали к себе в гостиницу, которая располагалась буквально в паре шагов от китайского ресторана, и стали ждать обещанный телефонный звонок. Он прозвучал достаточно быстро, мы только и успели, что включить телевизор, но даже не нашли толком ни одной интересной передачи.

      — Вас ждут в шесть вечера по адресу Школьный переулок дом 1, — сообщила Нина.

     Времени до шести часов было в обрез, мы вроде бы сразу же вышли и шли не очень медленно, правда, по дороге успели сделать несколько фотографий улиц города, по которым мы шли, но снова позвонила Нина, она поинтересовалась, где мы находимся, попросила нас поспешить и сообщила, что мы не должны задерживаться в музее, поскольку к восьми часам за нами приедут, чтобы получше показать нам город.

    Быстро ли, медленно ли, но мы добрались до заветного дома, на котором висела мемориальная доска, извещающая, что в этом доме жил певец Вадим Козин.

      Это — единственный в России музей, созданный в память о жизни и творчестве легендарного певца. В 1991 году, в преддверии его 90-летия, председатель горисполкома Г. Е. Дорофеев инициировал создание по соседству с квартирой певца музыкального салона, в котором тот давал домашние концерты до конца своих дней, аккомпанируя себе на подаренном к 90-летию рояле "Беккер".

     В 1995 году глава города Николай Карпенко принял решение о создании мемориального музея в квартире, в которой певец жил с 1968 года, по адресу переулок Школьный, 1, кв. 9. Здесь сохранен интерьер, окружавший его много лет: пианино "Красный Октябрь", магнитофон "Тембр", радиоприемник с подводной лодки, мебель, предметы быта и личные вещи. Здесь Козин принимал гостей и пел для Бориса Штоколова, Олега Лундстрема, Евгения Евтушенко, артистов цыганского театра "Ромэн".

     Интеллектуальное и творческое наследие Вадима Козина составляют магнитные ленты, записанные певцом в домашних условиях в 60-70-е годы, обширная переписка и личные дневники конца 50-х — начала 90-х годов, большая библиотека, собрание нот, афиши, страноведческая коллекция, подборка газетных публикаций, личный архив фотографий.

     Сегодня мемориальную квартиру и музыкальный салон, как и при жизни Вадима Алексеевича, посещают магаданцы разных поколений, приезжие артисты и политические деятели, иностранные гости города. На концертах здесь звучат песни и романсы из репертуара певца и его современников, экспонируется коллекция живописных портретов певца, проходят литературно-музыкальные вечера и встречи участников дискуссионного клуба творческой и научной интеллигенции "Хороший разговор", работает Общественный совет под руководством мэра Магадана Владимира Печёного. Музей Вадима Козина действительно востребован местным и российским сообществом, является популярным туристическим объектом. Ежегодно его посещают около 4 тысяч человек.

     Мы подошли к подъезду, позвонили по домофону и сказали, как нас научили, что мы от Вадима из театра (большое спасибо этому неизвестному нам Вадиму), дверь открылась, а на четвертом этаже нас уже ждали.

     После освобождения из лагеря Козин остался жить в Магадане, он получил однокомнатную квартиру под номером 9 в этом доме, где и прожил остаток всей своей долгой жизни. В конце концов ему предоставили ещё и соседнюю квартиру под номером 11, которую после перепланировки приспособили под музыкальную студию, где Козин мог давать камерные концерты.

     После смерти певца именно эту студию превратили в государственную мемориальную квартиру, где и устроили небольшой музей и где нас ждали в этот вечер. Мы осмотрели мемориальные вещи, в том числе красный концертный рояль, послушали записи как широко известных песен в исполнении Вадима Козина, так и совсем незнакомые вещи, в частности из цикла его авторских песен о Магадане, узнали много нового о жизни знаменитого певца.

     После этого мы прошли в квартиру, где около пятидесяти лет прожил артист и, где нас собирались по обычаю, сложившемуся еще при его жизни, напоить чаем, но тут прозвонил телефон, и Нина сообщила, что внизу нас ждет машина и водитель, которого попросили показать нам город, просит нас не задерживаться.

     Пришлось с сожалением покинуть гостеприимный дом и спуститься вниз. Мы, с извинениями за задержку, залезли в машину, в которой на водительском кресле сидел очень симпатичный молодой человек, представившийся Виктором. Встретил он нас довольно нелюбезно, вначале я решил, что это связано с тем, что мы очень задержались в музее, но когда он спросил:

      — А знаете ли вы, за что он отбывал срок?

      — Конечно, знаю, 58 статья, — с уверенностью ответил я.

      — Если бы, а педофилию не хотите? Мальчиков он очень любил, — услышал я в ответ отвращение в голосе нашего нового знакомого.

     Тут-то я и понял причину нелюбезности Виктора. Конечно, до меня доходили смутные слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Вадима Козина, но, по официальной версии, причиной его ареста явилась именно антисоветская агитация, и я никоим образом не мог связать арест певца и тот довольно большой срок, на который он был осужден, с его гомосексуальными предпочтениями.

     Мы замяли с Виктором эту тему, и он, выяснив, где мы уже побывали и что успели посмотреть, начал с увлечением рассказывать нам о городе. Виктор работает учителем истории в средней школе, но увлекается краеведением и очень хорошо знает Магадан.

     Для начала он повез нас на тот же берег Охотского моря, где мы уже побывали на смотровой площадке, но с другой стороны. По дороге мы остановились у "Родника Любви", приведенного в порядок, хорошо обустроенного и переданного в дар города семьёй Гордеевых. Виктор сказал, что вода в роднике, кроме того, что она очень вкусная, содержит в своём составе много ионов серебра, поэтому туда непрерывно подъезжают машины, в багажники которых загружают не по одной канистре воды.

     Затем мы въехали на территорию Магаданского грузового торгового порта, где сфотографировались на фоне символа порта — огромного якоря.

     Магаданский торговый порт называют "Воротами Колымы". Через него проходит основной поток грузов, предназначенных для города и области. Да и сам город родился с помощью моря, когда город был как бы перевалочной базой, через которую проходили грузы для первостроителей Колымы.

     Морской транспорт имеет важнейшее значение в транспортной схеме доставки и отправления грузов в область и за её пределы. Около 99% грузов на этих направлениях перевозятся морским транспортом, в том числе 100% твердого, жидкого топлива, тяжёлой техники и строительных материалов. Характерными особенностью порта является то, что он не загружен на полную проектную мощность. Морской порт столицы Колымы, спроектированный и построенный в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века, рассчитан на переработку грузов другой номенклатуры и в гораздо больших объемах, чем требуется сегодня.

     В самом конце мы выбрались на берег залива. Освещенный садящимся солнцем, залив был тих и спокоен. Виктор рассказал, что ещё не так давно на берегу залива располагалась база подводного и надводного флота ВМФ России, но после передислокации её в Авачинскую бухту, никаких кораблей здесь не осталось.

     Рыбокомбинат, который был в городе, закрылся. Хотя в этом районе моря рыбы очень много, но её перевозка до Владивостока обходится так дорого, что становится нерентабельной, другого же пути вывоза готовой продукции из этого района просто не существует, Магадан — город тупиковый. Это послужило причиной практически полного прекращения лова рыбы в этом районе. Полюбовавшись безмятежно распростершимся заливом при свете заходящего солнца, мы отправились дальше.

     На этот раз наш путь лежал к другому морскому заливу, расположенному на противоположной стороне города, там, по словам Виктора, находилось любимое место отдыха горожан в редкие теплые летние дни.

     Магадан расположен на небольшом перешейке полуострова Старицкого, поэтому фактически он стоит на берегах сразу двух бухт: Нагаева и Гертнера. Вот к последней бухте мы и держали наш путь.

      Бухта Гертнера вдаётся в восточную часть полуострова Старицкого. Включает небольшую бухту Веселую с островом Вдовушка. В бухту впадают реки Магаданка и Дукча. Берега бухты невысокие, с узкими песчано-галечными пляжами. Названа она была в 1912 г. гидрографической экспедицией в честь её участника капитана второго ранга К.Гертнера.

     И, действительно, это — очень живописное место, правда, немного замусоренное, и от этого показавшееся каким-то заброшенным.

     Возвращались мы в город уже в темноте, что дало нам возможность прокатиться по ночным, хорошо освещенным улицам.

     Продолжение следует. 


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Наверное, чтобы любить по настоящему Россию, нужно увидеть ее красоты от края и до края. Спасибо Вам за увлекательное путешествие в этот далекий , незнакомый край. Солнечного Вам лета!

Луана Кузнецова   10.06.2022 14:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.