Скучать в тайге не пришлось

     Николай Александрович Маленький родился в селе Белоусовка Сокирянского районаЧерновицкой области 23 февраля 1950 года.
Окончил музыкальное училище, хормейстер, играл на
баяне, аккордеоне, гармони. Преподавал пение и музыку в средней школе № 2 г. Колпашево,Томской области.
Работал лесорубом под ЛЭП Томской области. Начал писать небольшие рассказы
в 2018 году, находясь в доме-интернате «Лесная дача». Публикуем два из них из цикла «Обитатели тайги».
-----------------------------------------------
                Медвежья драка
Работая под ЛЭПом в районе реки Шуделька, мы наблюдали медвежью драку. А было это так.
Медведи как бы ругали друг друга, продолжая реветь. Палыч тихо комментировал нам их
действия: ругаются, кто-то из них залез на чужую территорию.
Звери встали на задние лапы и, ревя, стали махаться передними лапами. Палыч сказал:
«Это пока они ругаются, сейчас начнётся самое интересное, держитесь». Через полчаса
медведи стали задирать друг друга, как боксёры били друг друга передними лапами по морде, в плечи, в грудь.
Заканчивая пролёт, мы услышали медвежий рёв. Скорее бросили работу, прихватив мечи (можно подумать, что они нам помогут, но привыкли брать меч с собою все время, находясь в тайге), залезли на ближнюю опору, чуть ли не под самые проводя двухсот двадцатки.
Ваня предупредил: «Кто может с перепугу упасть, увидев медведя, привяжитесь ремнями». Мы, а это - я, Ваня, Пал Палыч и Саша (моряк-подводник, наш новый член бригады лесорубов) - привязались на всякий случай. И все время два медведя дрались не на жизнь, а на смерть. На самом деле их драка была похожа на боксёрский бой.
Мы, дрожа от страха, что могут нас заметить и броситься на нас, завороженно глядели на это представление. Но когда на одном из них показалась кровь, они опустились на передние лапы и стали по-настоящему драться. Кусались, драли друг друга когтями,
зубами, аж клочья шерсти летали. На это было жутко смотреть. Потом они устали, сели на зад и, ревя и тяжело дыша, смотрели друг на друга.
А Палыч, дрожа, как и мы, тихо шепчет: «Отдохнут и снова начнут драться. Сидите тихо. Не вздумайте закурить». Мог бы и не предупреждать! Мы что враги сами себе? Курить. Тут чуть в штаны не намочили…
Какое-то время тихо сидели на перекладинах опоры. Прошло ещё с полчаса. Медведи же, отдохнув, стали снова драться. Да с таким зверством рвали друг друга, что жутко было смотреть.
Потом один из них стал поменьше отвечать на нападки другого медведя. Видно, устал. А другой, увидев, что соперник стал уставать, вдруг взревел и, встав на задние лапы, толкнул его, и тот завалился на бок. Тогда победитель стал толкать лежащего в бок, как бы заставляя того подняться. Медведь, поднявшись, взревел и медленно поплёлся в ту сторону, откуда они шли перед дракой.
Битва закончилась. Палыч прокомментировал: «Наш победил». - «Откуда ты знаешь, что наш победил?» - спросил я его. - «А я его раньше видел, года три, назад Саныч, ещё до тебя».
И рассказал вот что. (Мы слушали, все равно надо было дождаться, когда победитель вернётся и пройдет мимо, слезать было ещё опасно.)
«Меня отпустили на стан, варить ужин, а ребята заканчивали пролёт. Иду себе, о чём-то мечтая. Только завернул за опору, и вот он, медведь, стоит и что-то нюхает. Я быстро вернулся к опоре и еще быстрее полез на неё. Поднялся и вижу, как он, то есть медведь, лезет в заросли небольших деревьев в пролете.
С таким шумом, что я чуть не это самое, сами знаете, что. И тут взревел недалеко лось.
Ну, думаю, это медведь лося унюхал. Ещё удивился, медведь задрал лося. Что-то
невиданное. А сам сижу и думаю: ребята будут ворчать что не сварено, но моя жизнь мне дороже их еды.
Решил ждать. Жду. А там вдали что-то шумит. А я себе представляю: это он (медведь), прячет лося, закидывая ветками, чтоб созрел, хочу сказать завонял. Он такое любит жрать. С полчаса сидел. Вот и мой медведь появился.
Повернулся в одну сторону, потом повернулся в другую, всё нюхая воздух. А сам боюсь, чтоб меня не унюхал. И пошел он себе через ЛЭП, в другую от нас сторону. Я подождал ещё минут десять, слез и пошел на стан.
Только поставил ведро на огонь, разведённый мною, и появились мои. Начали возмущаться, что я ничего не сварил, даже вода в ведре не закипела. Я рассказал о медведе. Они стали смеяться надо мною. А бригадир их оборвал: «Нечего смеяться. Сейчас поедим и пойдем посмотрим. Если найдем тушу лося, уйдем отсюда подальше от греха».
Так и сделали. Тушу нашли закиданную ветками. И покинули мы это обжитое место от греха подальше. Вот такая у меня была встреча с нашим Мишкой».
Мы выслушали Палыча, а тут и наш Мишка появился. Идет, рыкнет, пройдет немного и снова рыкнет. Видимо, никак не может успокоиться. Подождали немного и до позднего вечера доделали работу. А на другой день нас забрал борт…


                Лосинный гон.

Лось выскочил на опушку леса тайги томского Васюганья. Задрав голову и
вытянув ее, он затрубил зов призыва любви, возвещая лосиху, что он готов к
играм любовным. Прислушался и не, получив ответа, не расстроился, а, узрев
молодые осины, росшие в пролете ЛЭП, рванулся туда и стал кататься по ним,
вымещая свой гнев и силу любовную.
А я возвращался из стана, куда ходил за забытой фляжкой с водой. Солнце
припекало, и пить хотелось. Как раз сравнялся с опорой ЛЭП, когда слышал зов
лося. А потом и увидел этого красавца. Но не стал разглядывать лося,
любоваться им, а быстрее взлетел на опору как можно выше, как только
позволяли провода ЛЭП, чтоб не получить удар напряжения. Все же 220 тысяч
вольт, а это не шутка.
Убедился, что высота выдержана и лось в своем гневе не налетел на меня. А
ведь он в гневе деревья вековые ломает как я спичку. Осмотревшись и
успокоившись, стал рассматривать это чудо таежное. Высокий, стройный, я бы
сказал могучий, лось гордо вытянул морду.
Видно было, что ему хочется подраться. Сила так и пышет от него. Увидев
недалеко пролет, густо заросший осинками, он начал по ним кататься, да так их
примял, что они и не встали. Когда лось катался по осинкам, ко мне с
быстротой, на какую только были способны, залетели мои товарищи по бригаде
лесорубов. А отдышавшись, ко мне обратился давно работающий под ЛЭП
Валерий Павлович:
- Саныч, ты счастливый, что живой остался и с самого начала работы под
ЛЭПом увидал одно из таинств тайги - попытку гона и то, как катается лось по
кустам и деревцам. Он еще и драться начнет, если не успокоится. Рабочий день
закончился, еще и не начавшись. Работать здесь опасно. Попробуем переждать и
вернемся.

Потом на стане он же и объяснил: «Бывали случаи, когда бригады снимались сместа, когда лось, выбирал эту ЛЭП для своих любовных утех».

Мы несколько дней ждали, а молился, чтоб лось переменил свое место
любовных утех.
И лось ушел, а мы продолжили работать. Потом вертолет нас забрал.


Рецензии