В Карабахе мир?

   Анализировать по свежим следам всегда высокий риск ошибки. Поэтому я не планировал никаких высказываний по поводу соглашения Азербайджана, Армении и России. Было приятно сознавать, что Россия наконец-то проявила себя как сильное, влияющее на международную политику государство.
  Более всего грело душу, что изначальная позиция России в этом конфликте была тоскливой. В шахматах ее называют цугцванг. Это ситуация, когда каждый ваш следующий ход только ухудшает ваше положение.
 
 Мы не могли поддержать ни Армению, ни Азербайджан, чем немедленно воспользовалась Турция. Она вооружила Азербайджан современным оружием, снабдила военными кадрами. Фактически это она вела успешную войну, приведя Армению к капитуляции. Надо ли говорить насколько возрос авторитет Турции на Кавказе, насколько оживилось все оппонирующее России как по периметру наших границ, так и внутри страны.
 На наших глазах Турция превратилась в центр силы, причем там, куда Россия уже лет 200 никого кроме себя не допускала.

 Отныне это некий фактор, который меняет расклад сил не в нашу пользу. И этот политический риск имеет тенденцию к возрастанию.

 Именно поэтому отсутствие Турции в числе сторон соглашения удивило. В этом была какая-то недоговоренность, что-то противоречащее логике событий. Можно было как-то объяснить себе, что акт фактической капитуляции Карабаха, за которым стояла Армения, был оформлен как соглашение. Победителю (Азербайджану)не нужно унижение противника, ему вполне достаточно результатов победы. И ему совсем ни к чему разжигать страсти, превращая конфликт в перманентный.

 Но Турция? Она, имеющая в этом конфликте свой долговременный интерес, фактически превратившая Азербайджан в своего вассала, добившаяся тех военных и политических целей, которые перед собой ставила, она с какого перепуга вдруг скромно отошла в сторону?  Что могло заставить ее уйти в тень?

 Тут могут быть два объяснения. Первое испугалась отвергаю с порога. Пугать ее было некому. К тому же султан не из тех, кого можно испугать.

 Второе: получила некие материальные приобретения, которые вполне компенсировали отсутствие публичного признания ее успехов. Эти успехи она без сожаления отдала нам. 

 Сомнения возросли, когда проявилось лукавство. Нам озвучили текст соглашения, в котором среди миротворцев нет турецких военных. Первые комментарии отечественных политологов приковывали внимание к этому факту. И это, конечно, было свидетельством нашего дипломатического успеха. Правда как-то неуверенно отрицала турецкое миротворчество наша пресс-атташе Захарова.

 Окончательную ясность в этот чувствительный вопрос внес Президент Азербайджана. В присутствии нашего Президента он заявил что по условиям соглашения миротворческие функции в Карабахе будут осуществляться военнослужащими России и Турции совместно. В. Путин это заявление не опроверг, после чего стало ясно, что оно соответствует действительности.

 Воздержусь от окончательных оценок. Сомнений не вызывает только то, что соглашение является дипломатической уступкой Армении и России. Армении в том, что оно не названо актом капитуляции, а нам в том, что в него не включена Турция- самый сильный и успешный игрок в сложившейся комбинации политических факторов.
 
 Мы получили славу миротворца. Насколько она соответствует действительности судите сами. Турция получила легитимное присутствие на российском Кавказе. И это надолго.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.